Лекция 13. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

После изучения данной главы студент должен:

знать

• отличие науки от паранауки и лженауки;

• основные нормы и идеалы науки;

• главные требования научного метода;

уметь

• различать эмпирическое и теоретическое исследование;

• применять научный метод на практике;

• охарактеризовать особенности социально-гуманитарного познания;

владеть

• навыками анализа собственного научного творчества;

• умением провести четкое различие между наукой и ненаукой;

• способностью проанализировать воздействие научно-технического прогресса на развитие общества;

• ясным представлением о современной российской науке.

Понятие науки

Философия науки представляет собой философское исследование науки, начиная с древних научных концепций и кончая современными, высокоабстрактными научными теориями.

Предварительным образом науку можно определить как систематическое, дифференцированное, осуществляемое сообществом ученых исследование окружающей реальности, имеющее своей целью ее объяснение и понимание.

Под наукой обычно понимается не только процесс изучения мира, обладающий определенными особенностями, но и результат этого процесса, представляющий собой множество научных теорий, описывающих конкретные фрагменты реальности.

Значение определения науки не следует переоценивать. Понятие науки является одновременно и неясным, и неточным. Было предпринято много попыток выявить тс особенности научных теорий, которые позволили бы отграничить последнее от псевдонаучных концепций, подобных алхимии или астрологии. Но полной определенности и отчетливости понятию "наука" так и не удалось придать.

Степень содержательной ясности научных понятий определяется, прежде всего, достигнутым уровнем развития науки. Неразумно было бы поэтому требовать большей – и тем более предельной – ясности в тех научных дисциплинах, которые для этого еще не созрели.

Важно также, что понятия, лежащие в основании отдельных научных теорий (такие, как множество в математике или логическое следование в логике), по необходимости остаются содержательно неясными до тех пор, пока эти теории способны развиваться. Полное прояснение таких понятий означало бы, в сущности, что перед теорией уже не стоит никаких вопросов.

Это относится и к понятию науки. Научное познание мира является бесконечным предприятием. И до тех пор, пока оно будет продолжаться, понятие науки останется не вполне ясным и точным.

Научное и вненаучное знание

Понятие науки может быть в определенной мере прояснено путем противопоставления науке других способов познания и псевдонауки.

Можно выделить следующие виды вненаучного познания.

1. Обыденно-практическое познание, основанное на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимое для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни, для физической работы.

2. Мифологическое познание, стремящееся объяснить мир, прибегая к фантастическим и эмоциональным образам. При всей своей фантастичности миф объясняет природные и социальные явления, предоставляет определенные модели для деятельности, определяет правила поведения, передавая опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

3. Религиозное познание представляет собой познание реальности через призму "символов веры", основным из которых является требование верить в сверхъестественное.

4. Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить – в литературе, музыке, живописи, скульптуре – самые тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественные образы дополняют научные понятия.

5. Философское познание, рассматривающее мир как целостность, представляет собой своеобразный синтез научного и художественного видов познания; философия является наукой, но своеобразной, так как она оперирует не только понятиями, но и понятиями-образами, которые близки и к научным понятиям, и к художественным образам.

В отличие от этих видов познания научное познание предполагает объяснение и понимание исследуемых явлений, зачастую поиск закономерностей в исследуемой области, требует строгой доказательности, четкого и объективного описания фактов в виде стройной и непротиворечивой теории. Наука не должна противопоставляться обыденнопрактическому познанию, так как социальные и гуманитарные науки опираются на жизненный опыт, а сам житейский опыт выражается в форме традиций, верований, авторитетов, здравого смысла и т.п.

К псевдонаукам относятся теоретические концепции, в принципе не совместимые с наукой. Псевдонауки чрезвычайно разнообразны, но их общая черта в том, что каждая псевдонаука явно противоречит основным требованиям научного метода, использует совершенно иные, чем в науке, категории, не принимает во внимание ведущие идеалы науки, пренебрегает принципами научного обоснования и научной критики и т.п.

Типичными примерами псевдонаук являются разнообразные оккультные науки, подобные алхимии, астрологии, френологии, хиромантии, физиогномике и т.д. Понятия науки и псевдонауки являются не противоречащими, а противоположными понятиями. Они исключают друг друга, но вместе не исчерпывают множества теоретических концепций, претендующих на объяснение и понимание изучаемого ими круга явлений. Псевдонауки не просто практически бесполезны. Они вредны, поскольку создают видимость объяснения и понимания тех явлений, которые не могут быть объяснены и поняты.

Типичной псевдонаучной концепцией является, в частности, алхимия. Алхимия – необычный феномен средневековой культуры, в котором своеобразно переплетались начальные естественнонаучные (прежде всего химические) представления о мире и характерные для данной культуры представления о человеке и обществе. Нужно помнить, что в Средние века алхимия считалась ересью и занятия ею сурово преследовались. Главной целью алхимиков являлись поиски так называемого философского камня ("великого эликсира", "великого магистерия", "красной тинктуры" и т.д.), способного превращать неблагородные металлы в золото и серебро. "Философский камень" должен был, кроме того, обеспечивать вечную молодость, излечивать все болезни и т.д.

Алхимия, существовавшая в рамках средневековой культуры, не могла не разделять основные особенности этой культуры: ее общую спиритуалистическую ориентацию, догматизм и авторитарность, традиционализм и символизм, иерархизм и т.д. Этому не способно было помешать даже то, что алхимия, стоявшая между оккультным теоретизированием и химико-техническим имитирующим ремеслом, представляла собой изнанку магистральной культуры.

Символический характер алхимии проявлялся, в частности, уже в параллелизме двух действий: превращения вещества в процесс "великого делания" являлись только символом параллельной внутренней работы алхимика над собой. "Великое делание", призванное дать в итоге философский камень, было лишь внешней стороной алхимического процесса, символизировавшей то, что в его ходе сам алхимик уподоблялся Богу. Неслучайно алхимия считалась в Средние века ересью. В рассуждениях алхимиков ртуть и сера – не только вещества, но и бесплотные принципы, газ – не только нечто воздухоподобное, но и таинственный дух и т.н.

В алхимическом рецепте, принадлежавшем по преданию испанскому философу и логику Раймонду Луллию, предписываются, в частности, такие действия: "Непроницаемые тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно раздели, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови".

Этот рецепт столь же темен, как и тени, покрывающие реторту с драконом внутри. Может даже показаться, что это бессмысленное бормотание мага или шарлатана, рассчитанное на непосвященных и не имеющее никакого отношения к химии.

Но как раз с химической стороной дело оказалось относительно простым. Уже в XIX в. этот рецепт был расшифрован, таинственные львы и драконы исчезли, и вместо них появились самые обыкновенные вещества. Буквальное химическое прочтение алхимического рецепта показало, что в нем описывается серия химических превращений свинца, его окислов и солей. В частности, горючей водой оказался обычный ацетон.

Однако только химического толкования и прояснения явно недостаточно. Оно выявляет лишь скелет алхимического текста, оставляя в стороне все остальное, без чего алхимия перестает быть полнокровным средневеково-противоречивым культурным явлением.

Алхимия, выявившая целый ряд химических веществ и описавшая их взаимодействие друг с другом, явилась предшественницей возникшей в XVII в. науки химии. Алхимия не была наукой, хотя и опиралась частично на опыт и использовала некоторые собственно химические методы. Существование философского камня физически (онтологически) невозможно, поскольку противоречит хорошо обоснованным законам природы.

Феномен алхимии, одновременно "недохимии" и "сверххимии", надолго пережил Средние века. Известно, в частности, что И. Ньютон, настаивавший в своих книгах по физике на необходимости строго механического, каузального и математического объяснения природы, проводил алхимические опыты. Делал он это, впрочем, в тайне от своих коллег по естественной (натуральной) философии.

С точки зрения социальной философии алхимия может рассматриваться как смутное предвосхищение возникшей только в Новое время идеи создания "рая на земле" для всех людей. Алхимики первыми начали поиски способа создания богатого и процветающего общества, в котором нет надобности в тяжелом и монотонном труде, а легкость получения богатства (золота) лишает смысла само понятие частной собственности.