Философия и наука

Своей рациональной формой философия близка науке. Профессиональные философы расценивают свое занятие как отрасль знания, а то и пауки. По крайней мере, защищают диссертации на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, получают научные звания доцентов и профессоров, почетные звания "деятелей науки". Между тем общеизвестно, что по мере формирования науки и все большей специализации научных дисциплин нарастали напряжения в отношениях науки и философии. То философия начинает поучать свое любимое, но своенравное чадо, то сама пытается принять вид науки (и даже науки наук), вызывая небезосновательный скепсис и иронию научной общественности. По и наука постоянно демонстрирует своеобразный "эдипов комплекс", вновь и вновь низвергая философию, получая на развалинах варианты опять же философии.

В науке в отличие от религии, мифа, искусства, идеологии критериями осмысления действительности выступают объективность, строгость, точность, непротиворечивость. В этом плане науку можно рассматривать как общецивилизационную и общечеловеческую школу рациональности, объективности и толерантности. Эта роль обусловлена рядом особенностей научной деятельности:

• культурой научной аргументации, вынуждающей оппонентов принимать некие общие принципы и критерии, такие как логичность, непротиворечивость, фактологическая доказательность, возможность математического расчета;

• признанием верховенства неких общих оснований (законов природы);

• практикой экспериментирования, демонстрирующей возможные следствия и тем самым ответственность экспериментатора.

Научная строгость предполагает, что все положения научной дисциплины должны быть обоснованы и логически согласованы. Но при этом нельзя забывать, что каждая конкретная наука может достигать целей обоснованности и логической связности своим особым способом. Поэтому научная объективность признает конкретную ограниченность справедливости каждой из возможных точек зрения. И именно благодаря этой нейтральности и толерантности наука очертила область рассуждений, в которой можно достигать взаимопонимания и сотрудничества независимо от различных интересов, идеологических и политических взглядов, религиозных убеждений и прочих мотиваций и установок.

Более того, ценность науки как раз и состоит в возможности признать некие утверждения в качестве истинных или ложных независимо от авторитета и властных возможностей людей, высказывающих эти утверждения. И это великое благо для цивилизации, которое принесла ей наука.

Обоснованность и строгость научного знания имеет еще и другую сторону – полноту и точность. Оно стремится выработать все более целостную картину мира, в которой мир предстает системой взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов. Но тогда чем более глубокое и полное знание вырабатывается наукой, тем глубже и полнее ответственность носителей этого знания. С этой точки зрения наука оказывается отличной школой нравственности, ответственности и толерантности, вынуждая соотносить цели и намерения с возможными последствиями для окружающей природы, общества, других людей. В этой связи важно уточнить довольно распространенное представление о так называемой методологической функции философии по отношению к науке и другим сферам деятельности. Согласно этому мнению, философия задает некие матрицы осмысления действительности, руководствуясь которыми ученые – как естественники, так и обществоведы и гуманитарии – могут получать осмысленные истинные знания о реальности. Во второй половине XX столетия в рамках философии даже сформировалась специальная область – методология науки. Однако очень скоро выяснилось, что "методологическая функция" философии интересует только самих философов и осуществляется всегда вслед, вдогонку научному познанию, но никак не предшествует ему. Сами ученые проявляют весьма слабый интерес к методологическим построениям философов, читают труды философов, отнюдь не приступая к исследованию, а чаще после него с целью интерпретации уже полученных результатов и сформулированных концепций.

Философия, как всякое рациональное осмысление, есть поздняя рационализация пройденного пути. Поэтому вектор связи философии и науки направлен не от философии к политике, науке, искусству, религии, обыденной жизни, а от них к философии. Не они следуют за философией, а философия за ними, занимаясь интеллектуальной рефлексией проблем и достигнутых результатов. Задача философии – не задание канонического руководства к действию, а осмысление реальных проблем цивилизации, научных концепций, теорий и фактов в их общей значимости, введение этих общих смыслов в "тело" конкретной культуры. Так что если философия и оказывает воздействие на науку, то не непосредственно, а чрезвычайно опосредованно – через популяризацию, систему образования, публицистику, СМИ, т.е. через общую систему культурных процессов и функционирования культуры общества в целом (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Место философии в культуре общества

Из этого обстоятельства можно сделать вывод, принципиально важный для нашего дальнейшего рассмотрения: политика и политические науки являются одним из важнейших "культурных полей", с которых снимается урожай философствования с последующей его систематизацией.