Лекция 5. Философия мусульманского мира

В результате освоения данного раздела студент должен:

знать

• хронологические и географические рамки развития философии в мусульманском мире в эпоху Средневековья;

• философские и религиозные предпосылки мусульманской и еврейской философии;

• важнейшие периоды развития средневековой мусульманской философии;

• основные школы и направления средневековой мусульманской и еврейской философии;

• основные понятия средневековой мусульманской и еврейской философии;

уметь

• прослеживать связи между философскими идеями и мусульманским или иудейским вероучением;

• выявлять сходство и различие античных философских учений и средневековых концепций в мусульманской и еврейской философии, а также между различными школами средневековой мусульманской философии;

• классифицировать школы средневековой мусульманской и еврейской философии по онтологическим и гносеологическим критериям;

владеть

понятийным аппаратом средневековой мусульманской философии и навыками анализа соответствующих философских текстов.

Философию христианского и мусульманского[1] мира в эпоху Средневековья объединяло несколько факторов, благодаря чему можно говорить об относительно едином культурно-философском пространстве – христианско-мусульманском мире (в противопоставлении буддийскому миру). Важнейшими среди этих факторов можно назвать следующие.

• И в мусульманском, и в христианском мире развитие философии шло на базе античной философии. Причем особое влияние на средневековую философию оказали платонизм (вместе с неоплатонизмом) и аристотелизм (перипатетизм) (схема 55).

• Философии отводилась роль "служанки богословия"[2], и ее задачей было, в первую очередь, рациональное обоснование теологических идей. Поэтому подавляющее большинство философских учений представляло собой синтез философских идей с религиозными (соответственно, иудаизма, христианства и ислама). И так как христианство возникло на базе иудаизма, а ислам – на базе иудаизма и христианства, то уже отсюда следует значительная близость теологических и философских учений.

• Иудаизм, христианство и ислам часто называют "религиями Откровения", так как они базируются на соответствующих священных книгах – Ветхом Завете, Библии (Ветхий Завет + Новый Завет) и Коране (во многом близкому к Библии), которые почитаются верующими как Откровение, данное Богом людям.

Все эти обстоятельства в значительной степени определили общность проблематики и подходов средневековой философии христианского и мусульманского мира. Центральными в эту эпоху были проблема знания и веры и проблема универсалий.

Проблема знания и веры. Использование рациональных методов познания, характерных для античной философии, неизбежно приводило ученых к обнаружению ряда противоречий между результатами научных исследований и положениями религиозных учений, изложенными в Откровении. Отсюда и рождается проблема знания и веры: что выше – истины науки или истины религии?

Проблема универсалий. Универсалии – это то общее, что присуще всем конкретным объектам определенного вида или рода. Средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Платона об идеях и учения Аристотеля о формах (и материи).

Для Средневековья была характерна Вперед постановка проблемы: существуют ли универсалии самостоятельно (т.е. вне конкретных вещей)? Философы, считавшие универсалии существующими реально (вне и до конкретных вещей), называются

Схема 55. Средневековая философия, развивавшаяся на базе античной философии, и ее религиозные источники

реалистами, а признающие существование универсалий только в конкретных вещах и в общих именах[3], называющих эти конкретные вещи, – номиналистами. (Подробнее об этом см. с. 246–254.)