Философия гармонии

Категория гармонии конкретизирует принцип единства противоположностей, характеризуя целостность как высшую форму организованности и красоты. Под гармонией имеется в виду нечто совершенное, "стройно звучащее", слажено организованное, где все части устремлены к благополучию целого, его динамической устойчивости. Гармония есть форма проявления сущности любой системы и уровня бытия. Вне ее мыслимы лишь хаос и уродство: именно они противостоят гармонии. Гармония не есть предмет; она есть форма взаимодействия компонентов в составе целого. Симфонический оркестр может служить и фактом гармонии, и ее универсальным символом: мир есть величественный и мелодично звучащий оркестр со своими бесконечными ритмами, звуками. Если идея противоречия подчеркивает коллизию, конфликт, борьбу, то идея гармонии символизирует сотрудничество, взаимообогащение, согласие и мир: разные голоса в хоре — непременное условие гармонии.

Гармония возникает из совместимых, дополняющих и обогащающих друг друга противоположностей. Очень важно отметить, что гармония нарушается, когда одна сторона противоречия берет верх, обладает почти всем, а другая почти ничем. Так возникает дисгармония в современном обществе, когда преобладание правящей партии не уравновешивается сильной и достойной оппозицией.

Не может быть гармонии всего со всем, но гармония, например, внешнего и внутреннего не означает скучного однообразия разных сторон духовной жизни (и внешности) человека. Напротив, разные и даже противоречащие черты характера могут создавать совершенную духовную гармонию личности.

Гармония — атрибут всего сущего, и если имеет место дисгармония, то все-таки не она определяет существо системы, подобно тому, как не болезнь, а здоровье характеризует жизнь организма. Опыт показывает, что чем выше уровень гармоничности системы, тем она витальнее и обладает большими возможностями для своего развития и "сочности" проявления своей выразительности, составляющей объективную сущность красоты, которая так очаровывает пашу душу. Нарушение гармонии снижает уровень жизнедеятельности и изменяет характер развития: несбалансированное внутри себя и вовне общество, где нет порядка, менее жизнеспособно и, если угодно, конкурентоспособно. Негармоничное внутри себя в принципе не может быть гармоничным с другими системами. Так, государству, где все разбалансировано, трудно проводить последовательную внешнюю политику; оно в большей или меньшей степени находится в состоянии дисгармонии с другими государствами.

Идея закона

Жизнь постоянно убеждает человека в том, что совершающиеся в мире процессы — это не буйство стихийных сил: у мироздания есть свой "кодекс" законов. Веками сталкиваясь с различными событиями, человек подмечал определенный порядок и повторяемость одних явлений в отличие от других, что наталкивало его на мысль о существовании природных законов: природа не знает беззакония!

Категория закона — продукт зрелого мышления, родившаяся, однако, уже в глубокой древности. Древнее представление о законе соединяло наблюдение о природных закономерностях, едином миропорядке, имеющем божественное происхождение, и необходимых нравственных, правовых принципах поведения. Отсюда возникли два современных значения слова "закон": необходимая связь явлений (закон природы, логический закон) и обязательное общественное установление.

Законы природы имеют силу так, как они есть; они не допускают ограничения, хотя в некоторых случаях могут быть и нарушены. Чтобы знать, в чем состоит закон природы, мы должны постигнуть природу, ибо эти законы верны, ложными могут быть лишь наши представления о них. Мерило этих законов находится вне нас, и наше познание ничего им не прибавляет, ни в чем не способствует: глубже может стать лишь наше познание этих законов.

Общественные законы — это законы, идущие от людей; они характеризуют отношения людей, в которых участвуют интересы, чувства, мышление, идеи, воля. Все спорные дела и интересы решаются и улаживаются по законам. Законы для того и разрабатываются, чтобы имелись определенные устои и можно было бы решать спорные дела, согласовывать интересы людей и народов. Законы в юридическом смысле суть результат формализации и кодификации объективных законов жизни социума.

Итак, обращаясь к категории закона в первом ее смысле, можно сказать, что закон — это существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятой в своей обобщенной форме и скорректированной относительно типологически классифицированных условий своего проявления. Законы суть гаранты устойчивости, гармоничности и вместе с тем развития мира. Будучи по своей форме, т.е. в виде формулировок, продуктами человеческого ума, по своему внутреннему содержанию законы отражают объективные процессы действительности. Познание законов -основная задача науки. Ученые находятся в постоянных поисках регулярности, "порядка", устойчивости тенденций и явлений, т.е. закономерностей, и в работе по их обобщению до фундаментальных законов бытия. Научный закон помогает разобраться нс только в связи явлений, но и в механизме образования нового, являющегося атрибутом постоянно развивающегося и обогащающегося мира. Познание законов бытия в их целостности, или Закона в его высшем и исходном смысле, несводимо к компетенции одной только науки в современном ее понимании. Не исключено, что будущее развитие восстановит требуемое единство знания, адекватное единству бытия, — как некий новый синтез после тысячелетий расчлененности, заменивший первоначальное смутное единство у древних мыслителей.

Научные законы делятся на фундаментальные и нефундаментальные. Фундаментальный закон в какой-то области знания касается самых общих ее понятий; такого рода закон, один или совместно с еще несколькими столь же фундаментальными законами, служит "фундаментом", основой всей системы теоретических достижений в этой области. Нефундаментальные законы всегда приближенные; это феноменологические закономерности, действующие в узкой области явлений и нарушающиеся при большей точности рассмотрения или при выходе за границу этой области.

По внутреннему содержанию различают законы строения (это в основном законы, выражающие необходимые коррелятивные связи в системах), законы функционирования (совместная область причинной и системной детерминации) и законы развития (преимущественная область причинной детерминации, имеющая не только объяснительную, но и прогнозирующую потенцию). В силу диалектики необходимости и случайности законы развития выступают как тенденции, которые прокладывают себе путь через хаос непредсказуемых случайностей (например, прогрессивная и регрессивная тенденции в общественном развитии).

По форме своего проявления законы, так же как и виды причинности, подразделяются на динамические и статистические (вероятностные). Так, любой камень, брошенный вверх, обязательно вернется на землю в силу динамически, т.е. однозначно, действующего закона притяжения, а выпадение количества очков в брошенных игральных костях однозначно предсказать невозможно, — здесь действует статистическая закономерность.

Различие между динамическим и статистическим способами проявления необходимости часто применяется для противопоставления понятий закона и закономерности. В случае динамического (хотя бы и в форме тенденции) проявления наиболее употребительным является понятие закономерности. Однако полностью противопоставлять закон и закономерность нельзя: и то и другое является разными выражениями необходимости. Закономерность может быть определена как рассмотрение закона в его действии, в том смысле, что понятие закономерности не лишает отраженный в этой закономерности тип связи характера объективной необходимости, но лишь стремится к более детальному, а не обобщенному (как в законах), рассмотрению реальных процессов и событий. Так, в строении любого организма или в композиции художественного произведения отражены соответствующие биологические или эстетические законы. Однако и организм, и тем более художественное произведение обладают также массой индивидуализирующих их качеств, которые с точки зрения общего закона являются набором случайностей, но с точки зрения конкретной жизни выступают источником неповторимого и всегда окрашенного в личностные тона многообразия мира. Все конкретное не является только неумолимым исполнением воли безличных и жестких законов, оно также и индивидуально, и в этом смысле оно не закон, но закономерность. Иными словами, закономерность — это закон, вставленный в драгоценную оправу случайностей; это форма конкретного проявления закона.

Так и в мировой истории, несмотря на то что она развивается по динамическим законам, творится вместе с тем и необходимое и случайное, и общее и неповторимое, и прекрасное и трагическое. В мире действуют законы, но не слепой и неумолимый рок; вероятность законов, их совместное действие с веером случайностей обеспечивают многокрасочность и богатство жизни, не поддающейся никаким схематическим догматизациям. Человеческая личность занимает особое место в этом процессе: в отличие от бессознательно действующих законов природы, человек сознательно реализует иной раз скрытые потенции общественных законов, оплодотворяя их своей личностной творческой энергией.

Необходимое и случайное

Категории случайности в объективном мире принадлежит определенная, хотя и ограниченная, роль. Случайность обладает своей долей права. Так, если необходимость выражает лишь существенные связи, тенденции, то на жизнь каждого индивидуального предмета влияют и существенные, и множество иных связей и тенденций. Случайность не имеет своего основания в существенных свойствах и отношениях объекта, она нс есть нечто исторически подготовленное ходом развития данного объекта. Все случайные события так или иначе причинно обусловлены, но от этого они отнюдь не становятся необходимыми, ведь далеко не все существует по необходимости: в жизни немало и такого, что по смыслу не необходимо, но существует.

Случайность — это тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Как правило, подобная связь носит неустойчивый характер. Случайное относительно безразлично к форме своего конкретного проявления. Иными словами, случайность — это субъективно неожиданные, а объективно привходящие явления; это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, а может и иначе. Жизнь показывает: неожиданное случается в жизни чаще, чем ожидаемое.

Случайность может быть внешней и внутренней. Внешняя случайность находится за пределами власти данной необходимости; она определяется привходящими обстоятельствами. Человек наступил на арбузную корку и упал — налицо причина падения, но она отнюдь не вытекает из логики поступков пострадавшего: он мог и не упасть. Тут имеет место внезапное вторжение в жизнь слепого случая; по выражению А. А. Блока, "нас всех подстерегает случай". Внутренние случайности вытекают из самой природы объекта, они являются как бы "завихрениями" самой необходимости. Случайность рассматривается как внутренняя, если ситуация рождения случайного явления описывается изнутри какого-то одного причинного ряда, а совокупное действие других причинных последовательностей описывается посредством понятия "объективные условия" осуществления основного причинного ряда.

Выделяются также случайности субъективные, т.е. такие, которые возникают вследствие человеческого произвола, когда он совершает поступок вопреки объективной необходимости (такова природа исторического волюнтаризма некоторых политических деятелей). Особое место среди случайностей занимают и так называемые объективные случайности (о них мы говорили при рассмотрении категории вероятности).

Различение моментов случайного и необходимого важно с практической точки зрения как различение существенного от несущественного. В противном случае сама необходимость низводится до уровня случайности. Случайное — это возможное при соответствующих условиях, оно противостоит закономерному как необходимому в соответствующих условиях.

Необходимость — это жесткий закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Аристотель говорит: "необходимое есть то, что не может быть иначе. Многое же хотя и истинно, но может быть и иным"[1]. Необходимость, таким образом, есть проявление, момент закономерности, и в этом смысле она есть синоним закономерности. Поскольку закономерность выражает общее, существенное в явлении, постольку она неотделима от существенного. Если случайное имеет причину в другом — в пересечении различных рядов причинно-следственных связей, то необходимое имеет причину в самом себе.

Необходимость, так же как и случайность, может быть внешней и внутренней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или единичного объекта. Необходимость — это существенная черта закона; как и закон, необходимость может быть динамической и статистической.

Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминированности их возникновения и существования. В закономерно протекающие процессы случайность как бы вносит момент неопределенности, что выражается в категории вероятности. Необходимость может проявляться через случайность, потому что она реализуется только через единичное, и в этом смысле случайность соотносима с единичностью. Случайности оказывают влияние на ход необходимого процесса: ускоряют или замедляют его. Более того, случайности в ходе истории могут быть поняты не иначе, как необходимость.

Категории необходимого и случайного соотносительны с уровнем бытия. В пределах материального бытия на низшем уровне элементарных частиц необходимое и случайное тождественны друг другу; затем мы попадаем в царство необходимости, мир классической механики; и наконец, статистическое рассмотрение дарит нам случайность в главном, наиболее характерном ее облике. В сфере истории перед нами хаос "человеческих воль", и лишь обращение к вопросу о смысле истории, т.е. в более высокую (или более глубокую) сферу, вновь приводит к мысли о необходимости.