Философия И. Г. Фихте как наукоучение
Философское учение Фихте явилось прямым развитием основных идей кантианской философии, доведением их до логического конца. Считая себя последователем И. Канта, Фихте писал, что "никогда не будет в состоянии сказать того, на что Кант уже не указал бы посредственно, или непосредственно, яснее или туманнее"[1] и был искренне уверен в том, что способен развить его систему.
Развитие философии Канта, в понимании Фихте, должно было состоять в устранении противоречий кантианской философии при сохранении главной идеи Канта об активной и творческой природе человеческого сознания.
В чем же последователь Канта видел противоречия его философии?
По мнению Фихте, противоречия философии Канта вызваны признанием существования "вещей в себе", которые трактуются им в духе "вещей самих по себе". Признание существования "вещей в себе" прямо ведет к признанию двух источников знания: объективного материального мира и априорных форм рассудка.
Фихте превратил гносеологию Канта в систему субъективного идеализма, отказавшись от понятия "вещи в себе". Сознание заключает в себе не только формы познания – как у Канта, но и его ОГЛАВЛЕНИЕ.
Свою философскую систему, задачу которой Фихте видел в создании философии как учения о науке, которая должна выяснить, в чем состоит сущность науки как общезначимого достоверного знания, он назвал "наукоучением".
Задача философии как науки, по Фихте, – вывести все ОГЛАВЛЕНИЕ знания из состояний сознания и на основе этого ответить на вопрос о цели человеческой жизни и высшем предназначении человека.
Что представляет собой наукоучение и как оно соотносится с конкретными науками?
Согласно Фихте, наукоучение[2]:
• само есть наука;
• должно быть наукой всех наук;
• должно давать всем наукам их основоположения.
Будучи "наукой наук", наукоучение должно исследовать природу и законы человеческого духа, или "Я".
По мысли Фихте, все положения науки должны выводиться из одного принципа, связываясь и составляя таким образом систему. Через этот исходный принцип, который Фихте называл первым основоположением науки, вся система знания обретает свою достоверность и истинность при условии абсолютной достоверности первого основоположения. Остальные основоположения логически следуют из первого основоположения.
Фихте выделяет три основоположения:
1) "Я есть Я", или "Я полагает Я";
2) "не-Я не есть Я" или "Я полагает не-Я";
3) "Я полагает Я и не-Я".
Рассмотрим подробнее эти основоположения.
В первом основоположении Фихте исходит из автономности сознания, "Я", которое первоначально полагает свое собственное бытие. "Я" творит, действует, "полагает", а то, что оно создает, есть оно же само. Таким образом, действие и предмет сто совпадают.
Второе основоположение – полагание объекта, создание внешнего мира. Называя "не-Я" всю объективную реальность, прежде всего мир материальных вещей, философ показывал направленность человеческого сознания на предметы внешнего мира и производность этой реальности от деятельности "мыслящего Я".
В третьем, наиболее сложном для понимания, основоположении фиксируется двойственная природа сознания, содержащего "Я" и "не-Я". Причем Фихте вынужден ввести два различных понятия "Я". Абсолютное, "всеобщее Я" в ходе деятельности разделяется на "Я" (тождественное индивидуальному сознанию) и "не-Я" (тождественное внешнему миру).
Г. Гегель в лекциях по истории философии определил замысел философии Фихте и ее конечную цель в следующих словах: "Фихте выражает задачу философии формулой, гласящей, что философия есть учение о знании; всеобщее знание есть столь же предмет, сколь и исходный пункт философии. Сознание знает, это – его природа; цель философского познания есть знание этого знания"[3].
Далеко не все современники Фихте мыслили на уровне Гегеля. Известный немецкий писатель Э. Т. А. Гофман в философском романе "Житейские воззрения кота Мурра" сатирически выразил фихтеанское соотношение "Я" и "не Я", когда кот Мурр хотел угостить селедочной головкой знакомую кошечку: "Неся в зубах селедочную головку, взбирался я по крыше и хотел уже влезть в слуховое окно. Но тут я пришел в состояние, которое как-то странно отчуждало мое “я” от меня самого и вместе с тем как будто и было моим настоящим “я”... Странное чувство, состоящее из желания и нежелания, смутило мой ум и победило меня... Сопротивление было невозможно, я... съел селедочную головку!"[4]
Общие положения наукоучения послужили основой для разработки проблемы человека. Учению о человеке в учении Фихте принадлежит особая роль, поскольку, как он отмечает в речи "О достоинстве человека", – философия учит нас все отыскивать в "Я".
Основной тезис Фихте в отношении человека может быть сформулирован следующим образом: бытие человека определяется его предназначением.
Предназначение человека Фихте выводит из связи индивидуального "Я" с "абсолютным Я", понимаемым как бесконечная воля, стремящаяся к совершенному сознанию себя свободной. Отсюда следует, что каждый человек с его индивидуальным "Я" должен стремиться к тождеству с "абсолютным Я", постоянно самосовершенствоваться.
"В понятии человека, – отмечает Фихте, – заложено, что его последняя цель должна быть недостижимой, а его путь к ней бесконечным"[5]. Следовательно, назначение человека состоит не в том, чтобы достигнуть этой цели, а в том, что он может и должен приближаться к ней до бесконечности. Именно в этом состоит его истинное назначение как человека, т.е. существа разумного и свободного.
Выделим те идеи идеалистической философии Фихте, которые оказались продуктивными для дальнейшего развития философской мысли.
С исторической точки зрения Фихте сообщил новые импульсы немецкой философии, разработав элементы диалектики как учения о методе мышления и познания. В его системе "Я" и "не-Я" рассматриваются как противоположности, противоречивое взаимодействие которых определяет движение человеческого духа. В полной мере эта идея была развита в диалектике Гегеля.
Сознание Фихте понимал как динамическое образование, активное и деятельное начало, развитие которого осуществляется в неустанном взаимодействии с "не-Я", т.е. со сферой внешнего опыта. Его вклад в мировую философию состоял в исследовании творческой активности сознания и самосознания и разработке теории деятельности в рамках идеалистической концепции.