Философия духа
После пребывания в своем инобытии, каковым является природа, Абсолютная идея воплощается в Духе, который характеризуется Гегелем как третья, высшая и завершающая, ступень развития абсолютной идеи, когда она "снимает" предшествующую ступень своего природного "инобытия". Дух – это Абсолютная идея, вернувшаяся к себе.
В процессе самопознания и саморазвития абсолютной идеи Дух проявляется как субъективный, объективный и абсолютный дух.
Субъективный дух – это этап формирования индивидуального сознания. В философии субъективного духа рассматриваются человеческая душа и сознание во всех их аспектах. Когда субъективный дух достигает зрелости, он выходит за пределы индивидуального существования, т.е. объективируется.
Объективный дух воплощается в формах социального бытия человека, к которым относятся право, мораль, семья, гражданское общество и государство.
Абсолютный дух есть форма реального бытия абсолютной идеи. Под абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. По Гегелю, существуют три формы постижения абсолютного духа: искусство, религия и философия. Искусство выражает его в чувственных образах, религия – в "представлениях", а философия – в понятиях.
Гегель уверен, что вся история философии представляет собой последовательное раскрытие содержания Абсолютной идеи. Определяя философию как эпоху, схваченную в мысли, Гегель считал, что нет ложных философских систем, есть лишь более или менее адекватные концепции абсолютного Духа. Высшей формой философского знания Гегель считал свою собственную философскую систему, поскольку именно в ней абсолютная идея завершает самопознание и достигает абсолютной истины.
Диалектический метод
Система Гегеля представляет собой философскую теорию развития: она развивается и излагается на основе последовательно проведенного диалектического метода.
Идея развития не была индивидуальным открытием Гегеля, она формировалась в естественных науках (биологии, космогонии, геологии), в философии его предшественников, в отличие от которых Гегель не просто высказывал те или иные диалектические идеи, а разработал систему идеалистической диалектики. Как отмечал В. Ф. Асмус, диалектический метод развертывается Гегелем не как отдельное учение, оторванное от реального содержания системы, но в самом процессе познания, в разработке системы развития[1].
Наиболее полно диалектика Гегеля представлена в его работе "Наука логики".
Гегель резко критиковал логику, понимаемую только как наука о формах мышления, лишенного всякого содержания[2]. Чтобы "мертвые кости логики" оживотворились духом, пишет он, ее методом должен стать тот, который "единственно только и способен сделать ее чистой наукой". Этот метод – диалектика. Раскрытие того, что "единственно только и может быть истинным методом философской науки, составляет предмет самой логики, ибо метод есть осознание формы внутреннего самодвижения ее содержания"[3].
Г. Гегель сформулировал важнейшие законы, категории и принципы диалектики, обосновал положение о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики.
В рамках своей системы Гегель понимал развитие как переход или восхождение от величайшей абстрактности, пустоты, бедности понятия к величайшей конкретности, полноте и богатству абсолютной идеи.
Изложение своей системы в "Науке логики" он начинает с определения абсолютного как бытия, которое, по выражению Гегеля "есть самое наиабстрактнейшее и наибеднейшее" определение. "Начиная мыслить, – пишет Гегель, – мы не имеем ничего, кроме мысли в ее чистой неопределенности"[4]. А поскольку чистое бытие есть чистая абстракция, то оно тождественно ничто. Бытие и ничто и едины, и совершенно различны: бытие есть переход в ничто, и ничто – переход в бытие. Это взаимодействие бытия и ничто Гегель именует становлением. Бытие и ничто являются пустыми абстракциями, тогда как становление, представляющее собой единство двух противоположностей, есть первая конкретная мысль. Результатом становления является наличное бытие, имеющее количественную и качественную определенность. Происходит снятие границ при сохранении тождества сущего: качество переходит в количество, а затем объединяется с ним в категорию меры, позволяющей Гегелю сформулировать закон перехода количества в качество. Далее он переходит к учению о сущности и учению о понятии.
Диалектическое движение бытия протекает в определенном ритме, каждый элемент которого в свою очередь заключает в себе три момента: тезис, антитезис и синтез. Каждое явление (тезис) в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое противоположно первому, является отрицанием этого первого (антитезис). В то же время каждый антитезис, будучи отрицанием своего тезиса, не уничтожает его целиком и не является чем-то абсолютно внешним и чуждым относительно этого тезиса. Противоречие тезиса и антитезиса примиряется в синтезе. Эта триада ("тезис – антитезис – синтез") применяется Гегелем не только к анализу понятий, но и ко всей системе абсолютного идеализма в целом.
Центральный пункт гегелевской диалектики – учение о противоречии.
Сущностью абсолютной идеи является развитие, источник которого лежит в противоречии. Противоречие глубочайшим образом связано с природой изменения и оно так же необходимо, как и изменение: "Противоречие есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно"[5].
Гегель доказывал реальность противоречия. По его словам, обычное мышление слишком нежно относится к вещам: оно удаляет из них противоречие, помещая его в дух, разум и оставляя его там неразрешенным. Но противоречие движет миром, и смешно говорить, что оно немыслимо. В качестве примера реального противоречия Гегель рассматривает простое явление механического движения. Движение предмета и есть противоречие, поскольку он в один и тот же момент здесь и не здесь, в этом здесь вместе есть и не есть.
Так как диалектика мышления есть, по Гегелю, в то же время и реальная диалектика бытия, то отсюда следует, что противоречия, которые необходимо получаются при развитии конечных определений рассудка, должны быть также и реальными противоречиями.
В диалектике развертывается реальный конкретный процесс исторической жизни, движущейся вперед через противоречия. Целью диалектического метода является постижение всего мирового и исторического процесса как движения бытия, развертывающегося в противоречиях и через противоречия.
Философия Гегеля явилась завершением установки ново- европейского рационализма на достижение абсолютного знания. Г. Гегель довел до крайности эту линию на поиск абсолютной, т.е. вечной и тождественной себе истины. Дальнейшие философские исследования в духе панлогизма были бесперспективны, и в философии 30–40-х гг. XIX в. этот факт был осознан. Выход из тупиковой ситуации шел по линии обоснования принципиально новых мировоззренческих концепций: антропологического материализма, марксизма, позитивизма, философской антропологии и философии жизни.