Лекция I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
В результате освоения данного раздела студент должен:
знать
• хронологические и географические рамки развития древней восточной философии;
• мифологические предпосылки древнекитайской и древнеиндийской философии;
• основные школы и направления древнекитайской и древнеиндийской философии;
• основные понятия древнекитайской и древнеиндийской философии;
уметь
• классифицировать философские школы Древнего Востока по онтологическим и гносеологическим критериям;
• различать "благородного мужа" и "низкого человека" по конфуцианским критериям;
• формулировать, в чем состоит двойственность Дао;
• различать ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии;
• анализировать различные философские подходы философии Древнего Востока, выделяя их сильные и слабые стороны;
владеть
• понятийным аппаратом древней восточной философии и навыками анализа соответствующих философских текстов.
Лекция 1. Древнекитайская философия
Философия в Китае зародилась в период VI–III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позднее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия Инь и Ян, т.е. о женском и мужском началах; представление о Дао как космическом законе или пути, которым следует мир; о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Земля, Вода,
Металл, Дерево), о тождестве (или хотя бы подобии) человека- микрокосма и Вселенной-макрокосма (миф о Пань Гу) и др.
Количество различных направлений в ранний период развития китайской философии было настолько велико, что сами древние китайцы говорили о существовании "ста школ". Уже в древности предпринимались неоднократные попытки классификации этих школ, наиболее известная из них принадлежит китайскому "отцу истории" Сыма Цань (II в. до н.э.). Он выделил шесть основных течений в древнекитайской философии, основными из которых впоследствии стали конфуцианство и даосизм (табл. 2).
Таблица 2
Школы древнекитайской философии
Школа |
Основная проблематика |
Школа Инь-Ян |
философия природы (натурфилософия), проявления в природе Инь и Ян и их взаимодействие |
Конфуцианство |
этико-политическая проблематика |
Моизм |
социально-политическая проблематика |
Школа имен |
проблемы семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями |
Легизм |
законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми |
Даосизм |
природа и сущность Дао и Дэ и их проявления в природе и обществе |
Конфуцианство (Confucianism)
Основоположником конфуцианства был Конфуций (Кун Цзы – "учитель Кун").
Биографические сведения. Примерное время жизни – ок. 551–479 гг. до н.э. Он родился в небольшом царстве Лу (на территории нынешней провинции Шаньдун), где прожил большую часть жизни. Конфуций был родом из аристократической, но обедневшей семьи. В 15 лет он начал учиться, получил хорошее образование и создал свою школу, в которой обучал учеников (по преданию, их было несколько тысяч). В возрасте около 50 лет Конфуций получил высокий чиновничий ранг, но из-за политических интриг вскоре вынужден был подать в отставку, после чего несколько лет провел в странствиях по различным государствам, надеясь осуществить свой политический и социальный идеал на практике. Но сделать это ему нигде не удалось, и он вернулся домой, где продолжил преподавание.
Последние годы жизни Конфуций посвятил дальнейшей разработке своего учения, а также редактированию и комментированию древнейших текстов, лежащих в основании китайской культуры.
Основные труды. Главным объектом изучения в школе Конфуция были "шесть канонов", т.е. шесть древних книг, которые составляли основу обучения знати, а позднее вошли в канон конфуцианской литературы:
1) "И цзин" ("Книга перемен" – гадательная книга);
2) "Ши цзин" ("Книга песен");
3) "Шу цзин" ("Книга документов");
4) "Ли цзи" ("Записи о ритуале");
5) "Юэ цзин" ("Книга музыки" – не сохранилась как самостоятельное произведение);
6) "Чунь-цу" ("Анналы Весен и Осеней" – хроника царства Лу, начинающаяся с 722 г. до н.э. и заканчивающаяся 479 г. до н.э., т.е. годом смерти Конфуция).
Существуют различные версии об отношении Конфуция к этим книгам. Согласно первой, он является автором всех "шести канонов", согласно другой, он был редактором и комментатором первых пяти книг, а автором только "Чунь-цу". Возможно, что Конфуций не был автором даже "Чунь-цу".
Основным источником сведений об учении Конфуция является книга "Лунь Юй" ("Беседы и суждения"), составленная учениками запись бесед Конфуция с ними.
В эпоху Средневековья сформировалось "Тринадцатикнижие" – канон конфуцианской литературы, включающее все вышеназванные книги.
Философские воззрения. Философствование как комментирование. Конфуций считал своим главным долгом поведать ученикам о культурном наследии прошлого, поэтому он говорил о себе: "Я передаю, а не создаю" ("Лунь Юй"), Но, передавая традиционные учения и идеи, он часто по-своему интерпретировал их в соответствии с собственными воззрениями и нравственными установками. Манера создания новой интерпретации при передаче и комментировании старых учений была унаследована конфуцианцами и стала для них традиционной: основной корпус конфуцианских сочинений представляет собой комментарии к более древним текстам.
Исправление имен. В культуре Древнего Китая (как и других древних цивилизаций) широкое распространение получила "природная теория языка", согласно которой имена соответствуют идеальной сущности тех вещей и явлений, которые эти имена обозначают. Но со временем это соответствие начинает нарушаться (например, в силу того, что имена используют невежественные люди). Эта "порча" имен приводит к ухудшению дел в мире. Примерно такой точки зрения придерживался и Конфуций.
Он считал, что для восстановления порядка в мире (как в обществе, так и в природе) прежде всего необходимо исправление имен, т.е. изменение вещей в соответствии с их названиями. Один князь спросил Конфуция, в чем принцип должного правления. На это Конфуций ответил: "Пусть правитель будет правителем, министр – министром, отец – отцом, сын – сыном" ("Лунь Юй"). Это значит, что тот человек, который является правителем, должен действовать в соответствии с Дао правителя, министр – с Дао министра и т.д. Если же человек поступает иначе, то хотя он и занимает пост правителя или министра и называется таковым, но, по сути дела, правителем или министром не является.
Этико-философское учение. Конфуция мало интересовали натурфилософские проблемы типа происхождения и устройства мира (как земного, так и небесного). Конфуцианство представляет собой прежде всего этико-философское учение. Центральное место в нем занимает разработанная Конфуцием концепция "благородного мужа" (табл. 3), который противопоставляется "низкому человеку" (табл. 4). Благородным мужем делает человека не происхождение и не богатство, а воспитание и культура, высокие нравственные качества, основные из которых приведены ниже (см. габл. 3).
Таблица 3
Основные качества "благородного мужа"
Жэнь (гуманность) |
совокупность этических и нравственных норм взаимоотношений между людьми: " Чего не желаешь себе, того не делай людям", "тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла" ("Лунь Юй") |
Сяо (сыновья почтительность) |
совокупность норм поведения между "младшими и старшими": "Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям" ("Лунь Юй"); при этом государство трактуется как "большая семья", где император – это "отец", а чиновники – "старшие братья". "Служи своему отцу так, как бы требовал от сына служить себе. Служи своему правителю так, как бы требовал от подчиненного служить тебе" ("Ли цзи") |
Ли (этикет) |
нормы общежития, являющиеся конкретным воплощением жизнь, методом его осуществления во всех сферах жизни (от семьи до государства): "Не знать этикет (ли) – значит не иметь возможности укрепиться (в должном поведении)" ("Лунь Юй") |
И (долг, справедливость) |
совокупность "должного", которое человек обязан выполнять; смысл жизни состоит в выполнении долга, даже когда это противоречит собственным интересам и выгоде или является "действием без цели"; ценность должного деяния состоит в самом действии, а не в результате; основой долга является жэнь |
Мин (знание судьбы, или Воли Небес) |
в мире действуют силы, над которыми мы не властны; поэтому лучше всего поступать, как должно, не заботясь о том, ждет ли нас успех или неудача; поступать так и значит "знать мин". "Тот, кто не знает мин, не может быть благородным человеком" ("Лунь Юй") |
Таблица 4
"Благородный муж" и "низкий человек"
Благородный муж |
Низкий человек |
Следует долгу и закону |
Думает лишь о своей выгоде |
Требователен к себе |
Требователен к другим |
О нем нельзя судить по мелочам |
О нем можно судить по мелочам |
Можно доверить великие дела |
Нельзя доверить великие дела |
Живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними |
Следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними |
Ему легко услужить, но трудно доставить радость, так как он радуется лишь должному |
Ему трудно услужить, но легко доставить дешевую радость |
Готов идти на смерть ради других людей, блага народа и государства |
Кончает жизнь самоубийством в канаве |
Боится: велений Неба великих людей слов мудрецов |
Не знает велений Неба и не боится его. Презирает великих людей. Не обращает внимания на слова мудрых |
Судьба учения. После смерти Конфуция его ученики и последователи создали восемь различных школ, по-разному интерпретирующих его учение. Важнейшими являются две: школа Мэн-цзы и школа Сюнь-цзы.
Уже во II в. до н.э. Конфуций был обожествлен, и конфуцианство приобрело черты религии. Но и те, кто не считал его богом, почитали его как первого Учителя, данного людям.