Лекция 4. Философия буддийского мира
В результате освоения данного раздела студент должен:
знать
• хронологические и географические рамки развития восточной философии эпохи Средневековья;
• важнейшие периоды развития средневековой восточной (индийской и китайской) философии; характер синтеза различных учений;
• основные школы и направления средневековой восточной (индийской и китайской) философии;
• основные понятия средневековой восточной (индийской и китайской) философии;
уметь
• классифицировать средневековые философские школы Востока по онтологическим и гносеологическим критериям;
• анализировать различные подходы восточной средневековой философии, выделяя их сильные и слабые стороны;
• прослеживать связи между философскими идеями различных философских школ и соответствующими вероучениями (буддизмом, индуизмом, конфуцианством, даосизмом);
владеть
• понятийным аппаратом средневековой восточной философии и навыками анализа соответствующих философских текстов.
В начале ноной эры буддизм вышел за пределы Индии и начал победоносное шествие по различным странам Юго-Восточной Азии, превратившись в мировую религию. Во втором тысячелетии новой эры он утвердился в качестве официально признанной религии в большинстве этих стран. Причем хинаяна получила в основном распространение в южных регионах (Цейлон, Шри Ланка и т.д.), а махаяна[1] – в восточных (Китай, Корея, Япония, Монголия, Тибет и т.д.). При этом махаяна значительно превосходила хинаяну по территории распространения и количеству приверженцев.
Схема 47. Философия Буддийского мира
Буддийская религия с момента своего возникновения в Индии относительно мирно сосуществовала (ведя только "идейную" борьбу) с национальными религиями: сначала в Индии с индуизмом (брахманизмом), а в эпоху Средневековья – после выхода буддизма за пределы страны – и с другими национальными религиями: в Китае – с конфуцианством и даосизмом, в Японии – с синтоизмом, на Тибете – с религией бон и т.д. На широкое распространение махаяны особенно влияло то, что она не противостояла местным религиям, а скорее "синтезировалась" с ними: буддийский пантеон неограниченно расширялся за счет включения "местных" богов. При этом они часто "сливались" с каким-то из воплощений Будды[2] или признавались бодхисаттвами[3].
Все это способствовало тому, что в эпоху Средневековья, во-первых, в Индии и Китае продолжалось развитие не только буддийской философии, но и возникших еще в древности философских школ и учений, связанных с национальными религиями. И в страны, находившиеся в зоне "культурного влияния" Китая (Япония, Корея и т.д.), пришли, в частности, идеи конфуцианства и даосизма. Во-вторых, буддийская философия оказала значительное воздействие на другие философские учения и в свою очередь испытала их влияние.
В других же странах Востока, таких как Япония, Монголия, Корея, Вьетнам, Шри Ланка и т.д., в эту эпоху началось развитие религиозно-философских учений в основном на базе буддизма. Распространение буддизма, естественно, привело к появлению ряда новых течений в нем и, соответственно, связанных с ними школ и учений в буддийской философии. Наиболее оригинальные и значительные из них – философия чань-, или дзен-буддизма (Китай – Япония) и тантризм в тибетском буддизме (схема 47).