Лекция 5. ФЕОДАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА ХРИСТИАНСКОГО ЗАПАДА: ОБОСОБЛЕНИЕ И РАСШИРЕНИЕ
После изучения главы 5 студент должен:
знать
– хронологические рамки Каролингской империи, крестовых походов;
– происхождение понятий "феодализм", "ярмарки", "буржуа", "цех", "шедевр";
– Ћѓ‹Ђ‚‹…Ќ€… понятий "аскеза", "клюнийское движение", "Великая распашка", "трехпольный севооборот", "чересполосица", "вассалитет", "иммунитет", "шерифы", "вилланы", "коммутация";
уметь
– перечислить основные сословия; привести примеры их корпоративной организации, привилегий высших сословий и вольностей городского сословия;
– охарактеризовать главные формы феодальной земельной ренты;
– раскрыть общее и особенное в "коммунальных революциях" и гильдейско-цеховом устройстве;
– показать на карте центры левантийской и ганзейской торговли;
владеть
– хронологией Раннего и Высокого Средневековья;
– навыками сопоставления различных стран Европы по особенностям их феодализации и роста вольных городов.
Обособление Запада и военно-ленная система
Феодализм: происхождение термина
Хотя понятие "Европа" в значении "западных" окраин ойкумены восходит к финикийской колонизации Средиземноморья, лишь в XVII в. оно стало подразумевать континентальное единство северо-западной части Старого Света в противовес востоку (Азия) и югу (Африка), а также материкам за Атлантическим океаном (Америкам). Историческая хронология отождествила с эпохой от распада Римской империи (330–476 гг.) до XVII в. Средние века (между древностью (Античностью) и Новым временем), в течение которых в Европе под воздействием мировой религии христианства сложилась отдельная – западная – цивилизация.
Только эту цивилизацию первоначально имело в виду понятие феодализм, очерченное историками XIX в. как предмет медиевистики – науки о средних веках (от лат. medius aevum), производное от слова феод (древнегерманские корни fe (отсюда и франц. "фьеф") – "верность" и od – "владение"). Оно подразумевало политически децентрализованный строй магнатского (от лат. magnatis – "большой", "сильный" человек) землевладения на основе личной военно-служебной верности более крупному землевладельцу-покровителю {сюзерену), переплетенный с католическим священноначалием. Отсюда две категории господ-владетелей: феодалы светские и духовные, соответствующие двум высшим привилегированным сословиям (от лат. privius legus – "особые законы"): поземельной родовитой знати (дворянству) и клиру (духовенству). Источник их доходов – поборы с третьего сословия зависимых непосредственных производителей, объединенных в соседские общины.
Сложилось мнение, что у романских народов Западной Европы (Италия, Испания) феодальный строй сложился более как преемственность с порядками поздней Римской империи: ослабление центральной власти, предоставление солдатскими императорами крупных земельных владений в вечную аренду в обмен на послушание. В других же областях он вырос скорее из дружинных порядков варварских германских племен: при разделе завоеванных земель вожди отдавали большие участки в собственность дружинникам как часть военной добычи. А бывшая римская провинция Галлия, захваченная племенем франков (486 г.), стала областью романо-германского синтеза, рожденная в нем Франция – классической страной феодализма.
Линейно-формационный подход отвел феодализму промежуточное место между рабовладельческой "древностью" и капиталистическим "новым временем", определяя феодальный способ производства как эксплуатацию землевладельческим классом (включая церковь) закрепощенного трудового населения (антагонистическое присвоение феодальной земельной ренты) и добавляя натуральное хозяйство и техническую рутину (от франц. routine – "проторенный путь", от лат. rupta via – "разбитая дорога").