Лекция 11. ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• что такое дух и духовность;
• понятие трансценденции и его смысл;
уметь
• анализировать различные толкования духовности;
владеть
• навыками истолкования различных трактовок духовности.
Ты знающая дальней цели
Путеводительный маяк.
Александр Блок
Что такое дух?
Духовность в наши дни – одно из востребованных понятий. О ней говорят философы, политики и публицисты. Нередко пишут о бездуховности в обществе, об отсутствии идеалов как очевидном феномене наших дней.
Но вот парадокс. Ни в одном философском словаре нет статьи, посвященной духовности. Нет этого понятия и в культурологических словарях. Едва ли все осознают, что духовность – важный фактор развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни. Все тоскуют о желаемом преобладании в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных ценностей. В то же время дальше общих слов современная общественная мысль нс продвигается.
Понятие "дух" весьма многозначно. Некоторые исследователи связывают дух с феноменом запредельного, неземного, отыскивая в нем черты божественности. Светские мыслители отождествляют дух с идеалом, со стремлением человека к совершенству. Нередко с этим словом связывают различные программы нравственного обогащения человека. Разделяют, скажем, "духовность" и "потребительство", стремление к жизненным благам. Дух нередко ассоциируют с определенными способностями людей.
В силу такой полисемичности, естественно, необходимо вернуться к истокам, сравнить разные версии слова, его смысла и включенности в различные контексты. В поэтическом обороте речи и в переносном смысле дух – это также небесные и демонические существа, даже злой, лживый или нечистый духи. Существенно, что в Ветхом Завете Бог никогда не отождествляется с духом. Под влиянием греческой философии понятие духа становится близким к психофизической проблематике.
Дух и душа стали рассматриваться как религиозно-философские понятия, олицетворяющие, выражающие невещественные начала, в отличие от всего материального. Древние представления о духе (атмане, пневме, спиритусе, рухе) соотносились с феноменом дыхания: душа связывалась со вздохом, а дух – с выдохом. Древние считали, что каждая вещь имеет собственную душу, способную перемещаться в пространстве и входить в иные тела, влиять на них. К этому воззрению можно отнести доктрины эйдосов, идей, образов, отражения мира человеком.
Пневма (греч. pneuma – дыхание, дуновение, дух) – в древнегреческой философии и медицине сила, регулирующая дыхание и пульс. У натурфилософов VI в. до н.э. пневма употребляется для обозначения элемента воздуха (Ферекид из Сироса; "бесконечная пневма", вдыхаемая космосом, в пифагореизме). Позже пневма спиритуализировалась: ее отождествляли с субстанцией души (псюхе) в традиции Анаксимена – Диогена Аполлонийского, у которого также впервые фиксируется представление о жизненном дыхании-пневме, движущемся в венах вместе с кровью. Это представление проникло затем в гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник пневмы в мозгу, и в сицилийскую школу врачей, локализовавшую источник пневмы в сердце[1].
Через посредство сицилийского врача-натуралиста Филистиона из Локр между 370 и 360 гг. до н.э. рассматриваемое понятие было воспринято Платоном и Аристотелем. Последний различал два вида пневмы: пневму как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психическую пневму, постоянно испаряющуюся из крови. Эти представления были развиты Эрасистратом в III в. до н.э. и через школу врачей-пневматиков (объяснявшую всю жизнедеятельность потоками пневмы, истекающими из сердца) в I в. н.э. и Галена (понимавшего пневму как субстанцию – посредника между душой и телом, используемую душой в качестве орудия чувственного познания и телесных движений) дошло до Нового времени в виде представления о "жизненных духах" (spiritus vitales) в крови и нервах у Андрея Везалий и Декарта.
В стоицизме пневма – это жизненная сила, уподобленная логосу. Затем это – первоогонь, космическое дыхание, дух. Единый, конечный и шарообразный мир, как и все телесное, обречен на гибель. Его природа – огненное дыхание, движущееся в некоем созидательном порыве к дальнейшему выжиганию всего порожденного. Душа мира – теплое дыхание, которое одушевляет нас. Стоики считали, что каждая пневматическая система имеет свой центр управления.
Пневма выражает идею непосредственного вмешательства Бога в мирские дела. Филон Александрийский называет пневмой "божественный дух" – высшую (бессмертную и бестелесную) часть человеческой души, а также принцип профетического познания, превосходящий человеческий дух и даруемый Богом.
Плутарх связывает пневму с иррациональными способностями души и оракульской мантикой. В христианской теологии пневма – Святой Дух (pneuma hagion), третье лицо Троицы.
И. Кант связывал с пневмой возможность выхода в запредельное. В этом случае теология превращается в теософию, моральная телеология – в мистику, а психология – в пневматику. Все переносится в запредельное и остается недоступным разуму. Развитие понятия пневмы важно для становления категорий, относящихся к сфере духа. Русский философ В. Шмаков в работе "Основы пневматологии" отмечал, что энергия пневмы – это одновременно и первичное феноменальное соответствие творческой активности духа, предшествующее бытию конкретного как такового, и осуществитель бытия и процессов во всех звеньях феноменальных иерархий[2].