Лекция IV. Федеративное устройство России
В результате изучения главы студент должен:
знать
• концептуально-понятийный аппарат по теме;
• классическую теорию государствен ного суверенитета;
• юридические признаки российского федерализма;
• понятие и основные принципы государственного суверенитета, его соотношение с национальным и народным суверенитетом;
• Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 № 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации", от 25.12.2000 № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации", от 25.12.2000 №3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации";
уметь
• различать государства с унитарной и федеративной формой государственного устройства;
• перечислить и раскрыть ОГЛАВЛЕНИЕ конституционных основ государственного суверенитета Российской Федерации;
владеть
• понятийным аппаратом по теме.
Юридическая природа российского федерализма
Федерация наряду с унитарной формой представляет собой одну из основных форм территориальной организации государства. В современном мире приблизительно 25 государств, в которых проживает 1/3 населения Земли, имеют федеративную форму государственного устройства.
Федерация представляет собой юридически единое союзное государство, в состав которого входят определенные государства или государственные образования, обладающие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти.
Образование федераций возможно на основе трех принципов: национального (Югославия), территориального (США, ФРГ), смешанного (Россия, содержит субъекты, образованные как по национальному, так и по территориальному принципу).
Конституционно-правовой статус Российской Федерации представляет собой совокупность юридических признаков, определяющих юридическую природу российского федерализма. К ним относятся следующие:
– учредительный характер государственной власти, выражающийся в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества и государства;
– территориальное верховенство, целостность государственной территории. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ в состав государственной территории РФ включаются территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Российская Федерация обладает территориальным верховенством в пределах пространства, обозначенного Государственной границей РФ.
Субъекты РФ не обладают правом сецессии, т.е. лишены права на выход из состава Российской Федерации. Тем не мепее допускается изменение границ между субъектами РФ и образование новых субъектов в составе Российского государства.
Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" определяет два способа изменения территории РФ: принятие в Российскую Федерацию иностранного государства и образование в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ;
– двухуровневая система законодательства, в которую входят федеральная конституционно-правовая система, состоящая из Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, и региональная правовая система, состоящая из конституций (уставов), законов субъектов РФ. Согласно конституционным положениям общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры входят в правовую систему России;
– двухуровневая система органов государственной власти, представляющая собой единый, целостный организм, который функционирует на основе общих принципов, установленных федерацией.
В систему федеральных органов государственной власти входят: Президент РФ, избираемый всем населением страны; двухпалатное Федеральное Собрание – законодательный орган РФ; Правительство РФ – высший исполнительный орган; федеральные суды, к которым относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и система судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и система арбитражных судов (включая специализированные суды по интеллектуальным правам), Дисциплинарное судебное присутствие; Прокуратура РФ; Следственный комитет РФ. Система региональных органов государственной власти представлена высшим должностным лицом субъекта РФ, законодательным (представительным) органом государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти, мировыми судьями, в некоторых субъектах РФ – конституционными (уставными) судами;
– федеральное гражданство, выступающее необходимым элементом конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. Согласно и. "в" ст. 71 Конституции РФ гражданство в Российской Федерации относится к исключительному ведению Российской Федерации. Оно приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации";
– федеральная государственная собственность, единая экономическая система. К ведению Российской Федерации относится установление правовых основ единого рынка, единого финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, централизации денежной эмиссии, определения основ ценовой политики и создания необходимых управленческих экономических служб (в том числе государственных федеральных банков);
– национальные вооруженные силы. Вооруженные силы РФ составляют ядро военной организации государства, основу обеспечения военной безопасности государства и выполнения международных обязательств РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 87 Конституции РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ. Он утверждает военную доктрину РФ (п. "з" ст. 83), назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил (п. "л" ст. 83 Конституции РФ), осуществляет иные полномочия;
– официальный статус государственного языка. Часть 1 ст. 68 Конституции РФ закрепила за русским языком статус государственного языка. Русский язык соединяет в себе функции государственного языка РФ и национального языка русского народа.
В России государственный язык – это язык работы высших органов государственной власти и местного самоуправления, делопроизводства и судопроизводства, Вооруженных сил РФ. На государственном языке осуществляется законотворчество, ведутся стенограммы заседаний парламента, правительства, других органов власти, публикуются официальные документы, нормативные правовые акты, проводятся выборы и референдумы.
Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ΦЗ "О государственном языке Российской Федерации" направлен на обеспечение использования государственного языка РФ на всей территории РФ, обеспечение права российских граждан на пользование государственным языком России, защиту и развитие языковой культуры. Согласно данному Закону государственный язык РФ является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.
Согласно Указу Президента РФ от 06.06.2011 № 705 в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации установлен День русского языка. Этот день отмечается ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта Л. С. Пушкина;
– наличие государственных символов. В соответствии с
ч. 1 ст. 70 Конституции РФ Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ и Государственный гимн РФ представляют собой официальные символы РФ. Правовой статус государственных символов закреплен соответствующими Федеральными конституционными законами от 25.12.2000 № 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации", от 25.12.2000 № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации", от 25.12.2000 № З-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации", в которых установлены описание государственных символов, объекты их размещения, а также способы их защиты. К числу последних можно отнести: запрет использования государственного флага, герба в качестве геральдической основы флагов, гербов субъектов РФ; недопустимость уменьшения размера или нарушения порядка размещения государственного флага, герба при одновременном использовании с другими символами субъектов государства. Статья 329 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ΦЗ устанавливает ответственность за надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ.