Федеральный закон "Об акционерных обществах"

(извлечения)

Статья 1

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров...

Статья 2

1. Акционерным обществом (далее – общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные нрава участников общества (акционеров) по отношению к обществу...

Закрытое акционерное общество обязано распределять все акции новых выпусков между конкретными, заранее известными лицами. Акционеры закрытого акционерного общества имеют право преимущественной покупки отчуждаемых другими акционерами акций. Минимальное число акционеров закрытого акционерного общества – 50.

Открытое акционерное общество вправе предлагать свои акции неопределенному кругу лиц.

Производственный кооператив (артель) представляет собой объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия. Первоначальное имущество производственного кооператива складывается из паев членов этого объединения. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по всем обязательствам в порядке и размерах, установленных Федеральным законом "О производственных кооперативах".

Государственное и муниципальное предприятие обладает государственным или муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это предприятие является унитарным, т.е. его имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам.

К некоммерческим организациям относят: потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц и др.

Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"

1.1 Гекоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и ие распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Потребительский кооператив – это объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах. Первоначальное имущество потребительского кооператива складывается из паевых взносов.

Общественное объединение – это объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей. Общественные объединения в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Религиозное объединение – это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры.

Фонд – это организация, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность.

Учреждение создается собственником для осуществления функций некоммерческого характера. Финансируется собственником полностью или частично.

Юридические лица могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов.

Законом могут учреждаться и другие виды юридических лиц.

Государство как субъект гражданских правоотношений

Российская Федерация, субъекты РФ, а также муниципальные образования выступают в гражданском обороте в качестве субъектов гражданских правоотношений.

Особенность участия данных субъектов в гражданских правоотношениях заключается в том, что это участие не выражается в использовании принадлежащих государству и муниципальным образованиям властных полномочий.

Вместе с тем государство обладает рядом особых признаков, свойств:

1) оно само принимает нормативные правовые акты, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты;

2) может издавать правоприменительные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;

3) сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в гражданско-правовые отношения, построенные на началах равенства.

Таким образом, в государстве, как в публичном субъекте гражданских правоотношений, сочетаются две тенденции. С одной стороны, есть необходимость уравнивания государства в отношениях с субъектами частного права, не обладающими властными полномочиями. С другой – публичные субъекты используют эти полномочия для направления хозяйственного развития в определенное русло.

Публично-правовая сущность государства выражается в особом его характере, поскольку оно, будучи организацией, не признается, тем не менее, юридическим лицом. В то же время на государство распространяются нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Таким образом, государство и другие публичные субъекты гражданских правоотношений практически приравнены к юридическим лицам.

В качестве имущественной базы публичных субъектов за ними закреплены определенные объекты собственности, предназначенные для обеспечения интересов населения соответствующих территорий. И этим определяется ОГЛАВЛЕНИЕ гражданской правоспособности каждого из субъектов.

Правом выступления в гражданском обороте от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований пользуются органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органы местного самоуправления в рамках и компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.