Федеральные законы
Среди источников российского права на первом месте после Конституции РФ стоит закон – нормативный правовой акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. В нем всегда содержатся юридические нормы – общие правила поведения, рассчитанные на неопределенное количество случаев применения.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы могут приниматься только высшими представительными (законодательными) органами РФ либо всенародным голосованием – референдумом. Для непосредственного регулирования природоресурсных, природоохранных отношений приняты десятки федеральных законов, а сотни других федеральных законов касаются этих отношений в контексте с решением иных проблем.
Среди федеральных законов, относящихся к правовым основам природопользования и охраны окружающей среды, можно отмстить Земельный, Водный, Лесной кодексы, законы РФ от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю", от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах", от 14.05.1993 № 4973-1 "О зерне", федеральные законы от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире", от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 30.11.1995 № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", от 09.01.1996 № З-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 10.01.1996 № 4-ФЗ "О мелиорации земель", от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве", от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
К правовым основам природопользования и охраны окружающей среды относятся и другие федеральные законы, входящие в иные отрасли законодательства, но предусматривающие природоресурсные и природоохранные нормы – правила.
Например, природоохранные требования содержатся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Федеративном договоре от 31 марта 1992 г. "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации", Федеральных законах от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Группу федеральных законов, также содержащих природоресурсные, природоохранные нормы, представляют Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы РФ, КоАП РФ, УК РФ.
В частности, в КоАП и УК РФ содержатся составы правонарушений (преступлений) в области природоресурсных и природоохранных отношений, за которые устанавливаются и применяются соответственно административная или уголовная ответственность – в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.
Региональное и местное законодательство
К законам, регулирующим природоресурсные, природоохранные отношения, относится законодательство субъектов РФ. Количество региональных законов по проблемам природопользования и охраны окружающей среды увеличивается, восполняя пробелы и устраняя некоторые противоречия федерального законодательства по вопросам, относящимся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ либо к ведению субъектов Федерации.
Особенно большое количество региональных законов принимается в связи с необходимостью регулирования и учета особенностей земельных, водных, лесных, фаунистических отношений.
Многочисленны региональные и местные законы о разработке общераспространенных полезных ископаемых (глины, песка, торфа, гравия), об использовании подземного пространства в городах, об охоте и охотничьем хозяйстве, об организации аграрного производства, где активно задействуются земля и другие природные ресурсы и объекты, находящиеся на территории субъекта РФ.
Субъекты Федерации активно используют свои законодательные полномочия в области природопользования и охраны окружающей среды в соответствии со ст. 73 и 76 Конституции РФ.
Во-первых, это опережающее правотворчество по вопросам совместного ведения, не урегулированным в федеральном законодательстве.
В ряде субъектов Федерации разработаны и приняты нормативные правовые акты на темы, по которым только ведется законопроектная работа в Государственной Думе РФ: об экологическом страховании, о государственной политике в области экологического воспитания и образования, об экологическом аудите, экологическом предпринимательстве, о зеленом фонде городов.
В ряде субъектов РФ разрабатывались, принимались и действовали акты об обеспечении в городах и иных населенных пунктах владельцами автотранспорта требований к выхлопным газам автомобилей.
Во-вторых, правотворчество субъектов Федерации, направленное на принятие законов и иных нормативных правовых актов, связанных с исполнением федеральных законов.
В субъектах РФ на основании типового положения и в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" разработаны и приняты региональные правила охоты, а в соответствии с ВК РФ – правила пользования маломерными судами и их учета. В них фиксируются природоохранные требования как общего характера, так и с учетом местной специфики.
Активно принимаются акты субъектов РФ по организации и обустройству парков, заказников, памятников природы регионального и местного значения в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", предусматривающие возможности и порядок их создания и функционирования на федеральном, региональном и местном уровнях за счет соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.
В-третьих, природоохранные акты субъектов Федерации составляют акты, принимаемые в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ. Обширное поле деятельности представляют конкретизация и размежевание природоресурсной и природоохранной компетенции региональных и муниципальных органов, создание и функционирование органов природных ресурсов, организация экологической экспертизы, контроля поднадзорных объектов, заключение соглашений.
В последние десятилетия законы стали приниматься представительными органами местного самоуправления в некоторых крупных городах по вопросам городского планирования, застройки, благоустройства и озеленения, городских лесов и скверов, охраны и поддержания численности животных, защиты зеленых насаждений, контролирования выбросов от автомобильных двигателей.
Большего распространения заслуживает практика принятия региональных, местных законов и подзаконных актов, направленных на неукоснительное и обязательное исполнение законодательных предписаний. Не все возникающие в обществе конфликты можно и нужно решать с помощью правовых предписаний, многие эксцессы в области природопользования и охраны окружающей среды следует пытаться предупреждать и ограничивать посредством моральных норм, правил обычая.
Надо учитывать требования добросовестности, разумности, справедливости, исторические, местные традиции, иначе в нынешних условиях можно поощрить коррупцию, скатиться к полицейскому государству, пытающемуся излишне регулировать детали, которые можно оставить для регулирования на более низком этаже социальной системы либо на усмотрение законопослушного правоприменителя.
Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды представляют собой уникальную и своеобразную многоуровневую модель сочетания различных по своему характеру и генезису требований. Этому состоянию есть несколько причин.
Многие природные явления и связанные с ними общественные отношения не ограничены государственными, административными границами и носят не только и не столько региональный, сколько общенациональный и даже нередко глобальный характер. К ним относятся торговля объектами животного мира и изделиями из них, мониторинг климата и миграции животного мира, борьба с опустыниванием, заболачиванием, парниковым эффектом, вызванным им потеплением и озоновыми дырами, трансграничными загрязнениями водного и воздушного бассейнов, экологическими катастрофами и бедствиями.
Природный фактор жизнедеятельности человека носит конкретный региональный, бассейновый, местный характер, привязан к соответствующей территории проживания и трудовой деятельности граждан, что обусловливает необходимость и возможность регулирования соответствующих отношений на местном уровне и с учетом местной специфики.
Совокупность федеральных, региональных, местных (муниципальных) законов, принятых в соответствии с Конституцией РФ в установленном законами порядке, представляет определенную иерархию – пирамиду нормативных правовых актов и составляет правовую основу природопользования и охраны окружающей среды.