Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД)
ФСАД 1/2010 "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности".
ФСАД 2/2010 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении".
ФСАД 3/2010 "Дополнительная информация в аудиторском заключении".
ФСАД 4/2010 "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля".
ФСАД 5/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита".
ФСАД 6/2010 "Обязанности аудитора по рассмотрению аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита".
ФСАД 7/2011 "Аудиторские доказательства".
ФСАД 8/2011 "Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам".
ФСАД 9/2011 "Особенности аудита отдельной части отчетности".
Действующие в настоящее время федеральные правила (стандарты) созданы на базе международных стандартов аудита ISA (International Standards Auditing). Стандартизация аудиторской деятельности в международном аспекте призвана обеспечить не только высокое качество проводимого аудита, но и разработку новых подходов, методик и направлений аудита, что в совокупности с гармонизацией национальных систем учета и отчетности позволит обеспечить потребителей качественно новой информацией – удобной, доступной, полезной и максимально прозрачной.
Третий уровень системы нормативного регулирования аудита включает правила (стандарты) аудита, разрабатываемые профессиональными аудиторскими организациями для своих членов. Данные стандарты не могут противоречить федеральным стандартам, а требования данных стандартов не должны быть ниже требований федеральных.
Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности Кодекс профессиональной этики аудиторов, т.е. свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями и аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.
К четвертому уровню относятся правила (стандарты), разрабатываемые аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Вполне естественно, что данные стандарты не должны противоречить федеральным и требования их должны быть не ниже требований федеральных стандартов.
Наравне с государственным регулированием аудита предусмотрена возможность и его негосударственного регулирования путем создания саморегулируемых аудиторских организаций. К указанным организациям относятся объединения аудиторских организаций и аудиторов, действующие на некоммерческой основе. Основными целями деятельности профессиональных саморегулируемых аудиторских организаций являются: обеспечение условий аудиторской деятельности членам организации, защита их интересов, установление стандартов аудиторской деятельности и профессиональной этики аудиторов.
Профессиональные саморегулируемые аудиторские организации наделены Законом об аудиторской деятельности широкими правами в части подготовки аудиторов, выдачи квалификационных аттестатов, повышения их квалификации; ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций; контроля качества их работы и некоторыми другими. Таким образом, негосударственное регулирование аудиторской деятельности способствует созданию сильных аудиторских объединений, наделенных широкими полномочиями, что, в конечном счете, служит повышению качества аудита и его контроля в самой аудиторской среде.