Введение
Управление как особый вид профессиональной деятельности выделилось в результате разделения труда на основе его специализации. Углубление технологического разделения и кооперации труда, особенно в условиях развития информационных технологий, обусловливает развитие дифференциации и интеграции управляемых и управленческих процессов и организаций, в которых они осуществляются, выделение управления управлением (метауправления), т.е. разработкой, принятием и реализацией управленческих решений. Вместе с этим возрастает значение и сложность управления, обеспечивающего согласованность и эффективность всех элементов организации, ее взаимодействия с внешней средой: поставщиками, потребителями, органами государственного управления и т.д., что, в свою очередь, усиливает роль и увеличивает сложность:
• основного продукта и средства управления – управленческого решения;
• технологии и организации процессов его разработки, принятия и реализации;
• квалификационных и личностных требований к выполняющим эти процессы работникам;
• взаимосвязей и взаимозависимостей управленческих решений, что усиливает необходимость комплексной всесторонней оценки не только экономического, но и политического, социального, психологического, экологического и научно-технического эффекта их реализации.
Развитие экономики, качество и эффективность управленческих решений все в большей степени определяют рациональность использования всех видов ресурсов, повышения качества товаров и услуг, конкурентоспособность их производителей. В свою очередь, качество и эффективность решений, особенно в сложных ситуациях, зависят от знаний, опыта и способностей специалистов, и в частности руководителей.
Практика управления различными отечественными и зарубежными организациями накопила большой опыт формирования эффективных систем разработки, принятия и реализации управленческих решений, в которых получили свое отражение и развитие современные организационные формы и методы управления. Однако в решении усложняющихся с развитием организации ситуаций руководители и специалисты всех уровней иерархии управления сталкиваются с рядом методологических и технологических проблем из-за:
• недостаточной изученности новых задач управления;
• многоаспектности последствий принимаемых решений;
• неполноты информации о возможных последствиях и неспособности их предвидеть;
• неясности обстановки, в которой принимаются решения (политической, экономической и социальной), и ее развития в перспективе;
• высокой динамичности всех процессов, протекающих в организации;
• существенного роста роли личности в процессах разработки, принятия и реализации решений.
В настоящем учебнике раскрыта сущность этих проблем, показаны пути и методы их решения на основе использования современных достижений науки и практики управления организациями. В отличие от других аналогичных учебных пособий в нашем учебнике технология (методы и последовательность выполнения операций) и организация процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений рассматриваются с позиций их цикличности, иерархичности, функциональной принадлежности и всеобщности. Последнее означает, что управленческие решения принимаются в отношении всех видов объектов управления в организации: ресурсов, подразделений и рабочих мест (прежде всего сотрудников на рабочих местах и в подразделениях), процессов и параметров. Кроме этого, управленческие решения являются средством воздействия организации на внешнюю среду (поставщиков, подрядчиков, потребителей, органы государственного управления и т.д.) и процесс управления, а следовательно, и на сам процесс разработки, принятия и реализации этих решений. Изучение методов и форм организации управления процессами разработки, принятия и реализации управленческих решений в современных компаниях с учетом их специфики и в неразрывной связи – основная особенность данного учебника.
Значительное место в учебнике отведено вопросам внедрения и использования в процессах разработки, принятия и реализации управленческих решений в организациях современных информационных технологий, автоматизированных систем управления, методов моделирования и программирования.
Учебная дисциплина, ОГЛАВЛЕНИЕ которой раскрывает данный учебник, имеет следующие цели:
• вооружить выпускников высших учебных заведений современными методами и алгоритмами подготовки, принятия и реализации управленческих решений, эффективной организации и управления этими процессами;
• сформировать навыки применения системного подхода в принятии управленческих решений, разработке методов планирования и организации хозяйственных экспериментов, методов моделирования ситуаций, их развития в условиях неопределенности и риска;
• научить определять и оценивать альтернативы решений, выбирать из них одну в качестве наиболее целесообразной в данных условиях.
Учебная программа "Теория и практика принятия управленческих решений" базируется на изучении ряда дисциплин экономического и организационно-управленческого направлений подготовки бакалавров и магистров. Основные из них: менеджмент, теория организации, информационные технологии в менеджменте, управление проектом, маркетинг, управление рисками, хозяйственное право.
В результате изучения данного материала студент должен:
знать
• сущность, место и роль управленческих решений в эффективности деятельности организации;
• классификацию управленческих решений и ее использование в организации управления;
• модели, методологию и организацию процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений в современных компаниях;
• методы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска;
• формы и методы управления управленческими решениями;
• современные системы информационного обеспечения управленческих решений и методологические основы их создания и развития;
• условия и факторы качества и эффективности управленческих решений;
• ответственность за последствия управленческих решений;
уметь
• разрабатывать и оптимизировать иерархическую систему управленческих решений в организации;
• формировать и совершенствовать систему управления разработкой, принятием и реализацией управленческих решений в организации;
• правильно выбирать методы и формы разработки альтернатив управленческих решений и обоснования выбора из них наиболее целесообразной;
• распределять функции, задачи и ответственность между участниками процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений;
• оценивать качество и эффективность управленческих решений и разрабатывать мероприятия по их повышению;
владеть
• методами планирования и организации процессов решения проблем в организациях;
• формами и методами контроля и анализа внешних и внутренних факторов возникновения и развития ситуаций в организации;
• методами диагностики проблем социально-экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
• количественными методами анализа ситуаций и принятия управленческих решений.