Федеральные государственные требования: характеристика программ для работы с детьми раннего и дошкольного возраста
В 1996 г. было выпущено учебно-методическое пособие "Кроха" для родителей и педагогов ДОУ. Среди авторов – Н. М. Щелованова, Н. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская, Л. А. Венгер, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. А. Ветлугина, С. Л. Новоселова, В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, А. М. Леушина, П. Г. Саморукова. Это программа воспитания и развития ребенка раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, направленная на комплексное воспитание и развитие детей в возрасте до трех лет.
В начале программы дастся краткая характеристика особенностей развития ребенка в каждый возрастной период, общие задачи воспитания и развития детей, ОГЛАВЛЕНИЕ основных направлений развития: физического, познавательного, социально-личностного, художественно-эстетического. Описание имеет психологический акцент: например, при описании задач развития говорится о том, что необходимо обеспечивать своевременное нервно-психическое развитие малыша, создавать условия для возникновения первых социальных и личностных проявлений ребенка, стимулировать инициативную активность малыша в предметно-опосредованном общении со взрослым и вызывать удовлетворение от совместной деятельности. Выделяются следующие разделы:
– Развитие ребенка в общении: возможные достижения в развитии ребенка в общении.
– Предпосылки предметной деятельности в условиях общения: возможные достижения в развитии ребенка при усвоении предметных действий.
– Физическое развитие и здоровье детей: организация жизни ребенка, бодрствования и сна, процесса кормления, оздоровительная работа, виды закаливания, развитие движений детей, игры-занятия, возможные достижения в развитии двигательных умений ребенка.
– Развитие речи: возможные достижения в развитии речи ребенка.
– Развитие ребенка в музыкальной деятельности: возможные достижения ребенка в музыкальном развитии.
– Возможные достижения в общем развитии ребенка.
Эти разделы развивающего общения с ребенком описаны с учетом возрастных особенностей малыша первого, второго и третьего года жизни. Методические рекомендации к их реализации даны в приложении к программе "Кроха"
В отличие от нее "Программа воспитания и обучения в детском саду" в прежнем виде – под ред. М. А. Васильевой – одна из классических программ воспитания и обучения. Она имела своей целью всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет.
В описании задач программы преобладали педагогические акценты: сохранять и укреплять здоровье детей, способствовать своевременному формированию движений руки, овладению ползанием и ходьбой, формировать зрительные и слуховые ориентировки, обогащать сенсорный опыт детей, развивать умение понимать речь взрослого и осуществлять подготовительную работу по овладению активной речью, поощрять попытки детей включаться в процесс самообслуживания, пробуждать интерес к игрушкам.
В соответствии с этими задачами выделялись разделы воспитания и обучения в детском саду для ребенка первого года жизни.
1. Возрастные особенности психического развития детей.
2. Организация жизни детей: примерный режим дня, проведение режимных процессов.
3. Задачи воспитания и обучения.
4. Воспитание в играх-занятиях: развитие восприятия, речи, движений, развитие действий с предметами, музыкальное воспитание, игры-развлечения.
Разделы для воспитанников младших групп – второго и третьего года жизни.
1. Возрастные особенности психического развития детей.
2. Организация жизни детей: примерный режим дня.
3. Задачи воспитания и обучения.
4. Перечень основных занятий на месяц.
5. Физическое воспитание: физкультурно-оздоровительная работа, воспитание культурно-гигиенических навыков, физическая культура.
6. Умственное воспитание: сенсорное воспитание, ребенок и окружающий мир, развитие речи, формирование элементарных математических представлений.
7-8. Нравственное и трудовое воспитание.
9. Художественная литература.
10. Художественно-эстетическое воспитание: знакомство с искусством, эстетическая развивающая среда, изобразительная деятельность, конструирование, музыкальное воспитание, культурно-досуговая деятельность.
11. Игровая деятельность.
12. Воспитание в играх-занятиях: развитие речи, художественная литература, развитие движений, игры-занятия с дидактическими материалами, музыкальное воспитание, праздники, музыкальные игры, развлечения.
На данный момент программа переработана в соответствии с новыми государственными федеральными требованиями (ФГТ, приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655). Теперь она носит название "От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" и выпущена под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой в 2010 г. (издательство "Мозаика-Синтез").
В описании программы выделяется следующее:
1) от рождения до года:
– возрастные особенности детей;
– организация их жизни (примерный режим дня);
– ОГЛАВЛЕНИЕ психолого-педагогической работы (задачи воспитания и обучения, воспитание при проведении режимных моментов – укладывание ко сну, сон и подъем, бодрствование, кормление, проведение гигиенических процедур и др.);
– воспитание в играх-занятиях: совершенствование восприятия, развитие речи, развитие действий с предметами, музыкальное воспитание, игры-развлечения;
2) от 1 года до 2 лет:
– возрастные особенности детей;
организация жизни детей (примерный режим дня в теплый и холодный периоды года, оздоровительно-закаливающие процедуры);
– ОГЛАВЛЕНИЕ психолого-педагогической работы: задачи воспитания и обучения, воспитание при проведении режимных моментов, воспитание в играх-занятиях (перечень основных игр-занятий на неделю, развитие речи, чтение художественной литературы, развитие движений, подвижные игры, игры-занятия с дидактическим материалом, музыкальное воспитание, праздники и развлечения);
3) от 2 до 3 лет:
– возрастные особенности детей;
– организация жизни детей (примерный режим дня в теплый и холодный периоды года, примерный перечень основных видов организованной образовательной деятельности);
– примерное комплексно-тематическое планирование;
– культурно-досуговая деятельность;
– ОГЛАВЛЕНИЕ психолого-педагогической работы (по направлениям "Физическое развитие", "Социально-личностное развитие", "Познавательно-речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" и соответствующим образовательным областям);
– промежуточные результаты освоения программы.
Другая программа – "Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста" / под ред. Л. А. Парамоновой (2004) – с самого начала претендовала на статус примерной, что обосновано в пояснительной записке к программе.
Цель программы – обеспечить разностороннее и полноценное развитие детей до 7 лет и сохранить их физическое и психическое здоровье. При этом в младенческом возрасте в качестве основных целей выделяется удовлетворение всех физических потребностей ребенка; обеспечение эмоционально положительного развивающего общения.
В раннем возрасте – организация предметной деятельности, обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного развития, формирование речи.
В разделе "Здоровье" описывается примерный режим дня, гигиенические условия, особенности проведения закаливания, формирования движений, культурно-гигиенических навыков и безопасности жизнедеятельности.
Есть разделы социального развития; познавательного развития с подразделами предметной деятельности, сюжетно-отобразительной игры и знакомства с окружающим миром, развития речи (речевого общения, словаря и грамматического строя речи, звуковой культуры речи), конструирования; эстетического развития – художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театрализованная игра.
Особенностью их описания являются непосредственные воспитывающие и обучающие воздействия педагога на детей; организация педагогом ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие детей; создание педагогом предметной среды, инициирующей детское экспериментирование и развитие творческих способностей.
В конце программы даются интегральные показатели развития детей трех лет: в области предметно-орудийной деятельности, общения и эмоциональных проявлений, символико-моделирующих видов деятельности, речи, здоровья (проявлений в физическом развитии и психическом развитии).
На сегодняшний день программа переработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию и структуре общеобразовательной программы дошкольного образования. Особое внимание уделено интеграции образовательных областей.