Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России"
Федеральная целевая программа "Научные и научно- педагогические кадры инновационной России" была принята Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 568 (ред. от 29 июля 2013 г.) "О федеральной целевой программе “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 годы”". При этом Министерству экономического развития РФ и Министерству финансов РФ при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год было поручено включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. Программа корректировалась в 2010 и 2012 гг.
Целью Программы является "создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании".
Основными задачами Программы являются[1]:
• создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;
• создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности), а также закрепление ее в этой сфере;
• создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров;
• развитие сети национальных исследовательских университетов.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности состоят:
• в повышении качества возрастной и реализации квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки, высшего образования и высоких технологий;
• преодолении негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей, включая снижение среднего возраста исследователей на три-четыре года, увеличение доли исследователей высшей квалификации на 2–4%, увеличение доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации на 4–6%;
• создании многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий;
• повышении качества научных публикаций, увеличение доли России в числе статей в ведущих научных журналах мира на 1–1,5% общего уровня;
• увеличении числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов;
• росте международного признания российской высшей школы, появлении сети университетов мирового уровня;
• увеличении числа выпускников высших учебных заведений, принятых на работу в государственные общеобразовательные учреждения субъектов РФ и муниципальные общеобразовательные учреждения. Поставленные в Программе цель и задачи должны решаться с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации, потребностей экономики, приоритетов научно-технической и инновационной политики, а также в интересах обеспечения эффективного функционирования государственных организаций науки и их взаимодействия с организациями частного сектора. При этом государственный сектор науки и высшего образования составит научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающей построение экономики, основанной на знаниях. Поскольку Программа была разработана в 2008 г., то эти положения объективно базируются и корреспондируются с Программой социально-экономического развития Российской Федерации, где отмечается, что для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем кадрового обеспечения инновационной экономики.
В Программе анализируется ситуация, которая сложилась в Российской Федерации в 1990-е гг., когда из-за хронического недофинансирования оказалась подорванной система воспроизводства научных кадров. При этом сокращение кадров в науке происходило за счет интенсивного перехода исследовательских и обслуживающих науку кадров в другие отрасли экономики и области занятости в России ("внутренняя миграция"), эмиграции исследователей за рубеж ("утечка умов") и естественной убыли ученых старших поколений.
В документе подчеркивается, что в настоящее время невозможно комплексно и эффективно решить проблемы привлечения молодежи в сферы науки, образования, высоких технологий и закрепления ее в этих областях, эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования на федеральном уровне в приемлемые сроки за счет использования рыночных механизмов.
В связи с этим предполагается использовать программноцелевой метод, применение которого позволит обеспечить системное решение проблемы, рационально использовать ресурсы. Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, позволяющим сконцентрировать ресурсы на выбранных приоритетных направлениях привлечения талантливой молодежи в сферы науки, образования и высоких технологий, достигнуть положительной динамики обновления кадрового состава этих областей в установленные сроки реализации Программы.
Мероприятия Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" сгруппированы по четырем направлениям.
Первое направление – это стимулирование закрепления молодежи в сфере науки и высоких технологий. Направление должно реализовываться через ряд значимых мероприятий. В частности, через проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров. При этом под научно-образовательным центром понимается структурное подразделение (часть структурного подразделения или совокупность структурных подразделений) научной, научно-производственной организации или высшего учебного заведения, осуществляющее проведение исследований по общему научному направлению, подготовку кадров высшей научной квалификации на основе положения о научнообразовательном центре, утвержденного руководителем организации. Важнейшими квалификационными характеристиками научно-образовательного центра являются в том числе высокий научный уровень выполняемых исследований, не уступающий мировому уровню, высокая результативность подготовки научных кадров высшей квалификации, участие в подготовке студентов по научному профилю научно-образовательного центра, использование результатов научных исследований в образовательном процессе.
Целью мероприятия является достижение научных результатов мирового уровня по широкому спектру научных исследований, закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, формирование эффективных и жизнеспособных научных коллективов, в которых молодые ученые, аспиранты и студенты работают с наиболее результативными исследователями старших поколений.
Еще одним мероприятием в рамках первого направления было названо проведение научных исследований научными
группами под руководством докторов наук и кандидатов наук, целью которого является достижение научных результатов мирового уровня в ходе совместных научных исследований молодых кандидатов наук, аспирантов и студентов и опытных исследователей старших поколений, а также закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров.
Третьим мероприятием этого направления является проведение научных исследований молодыми учеными кандидатами наук и целевыми аспирантами в научно-образовательных центрах. Целью мероприятия является достижение высоких научных результатов и закрепление научных и научно-педагогических кадров в сфере науки, образования и высоких технологий.
В качестве четвертого мероприятия было выбрано развитие внутрироссийской мобильности научных и научно- педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах, целью которого является повышение уровня квалификации научных и научно-педагогических кадров за счет выполнения краткосрочных научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах.
Пятым мероприятием было названо проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей. В программе подчеркивается, что анализ положения дел в кадровой сфере подтверждает, что цикл воспроизводства научных кадров носит долгосрочный характер, а источники пополнения кадрового потенциала в его наиболее квалифицированной части немногочисленны. Целью этого мероприятия является развитие устойчивого и эффективного взаимодействия с российскими учеными, работающими за рубежом, на постоянной и временной основе, закрепление их в российской науке и образовании, использование их опыта, навыков и знаний для развития отечественной системы науки, образования и высоких технологий.
И, наконец, шестым мероприятием по первому направлению было определено научно-методическое обеспечение повышения эффективности воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров. Его целью является выполнение научных исследований по обоснованию проектов нормативных и методических документов по различным вопросам эффективного воспроизводства и закрепления научных и научно-педагогических кадров.
Вторым направлением Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" названо обеспечение привлечения молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепления ее в этой сфере за счет развитой инфраструктуры. Первым мероприятием второго направления стала организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ. Целью этого мероприятия является эффективное освоение молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений.
Второе мероприятие этого направления связано с организацией и проведением всероссийских и международных молодежных олимпиад и конкурсов, целью которого стало выявление талантов и способностей студентов, аспирантов и молодых исследователей к научной деятельности.
Третье мероприятие – развитие информационной инфраструктуры подготовки и закрепления научных и научнопедагогических кадров. Его цель – создание специализированных интернет-порталов и баз данных о состоянии кадрового потенциала в сфере науки, образования и высоких технологий, подготовке научных и научно-педагогических кадров, в том числе с целью формирования кадрового резерва для указанной сферы, а также о мероприятиях по поддержке молодых исследователей, студентов, аспирантов.
Четвертое мероприятие направлено на обеспечение развития системы научно-технического творчества молодежи. Целью мероприятия является содействие активизации традиционной системы выявления, поощрения и поддержки научно- технического творчества талантливой учащейся молодежи.
Особое значение по второму направлению представляет пятое мероприятие, которое предполагает оснащение вузов, лидирующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для научных организаций и организаций оборонно-промышленного комплекса, предприятий высокотехнологичных секторов экономики, современным специальным научно-технологическим оборудованием (учебно-исследовательские комплексы), используемым как для научных исследований, так и в образовательном процессе. Его целью стало приведение учебно-исследовательской базы российских вузов в соответствие с современными требованиями подготовки ученых и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса и предприятий высокотехнологичных секторов экономики.
Информационное обеспечение реализации Программы стало шестым мероприятием, что предполагает повышение качества и объема научно-популярной информации о современных проблемах науки и сферы высоких технологий в средствах массовой информации и сети Интернет, профессиональная ориентация подростков и студенчества в указанных областях.
В 2010 г. в Программу было введено седьмое мероприятие, в котором речь идет о развитии сети национальных исследовательских университетов, имеющего своей целью кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий путем развития сети национальных исследовательских университетов.
И, наконец, восьмое мероприятие – привлечение перспективных выпускников высших учебных заведений для работы в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Целью мероприятия является создание системы стимулирования перспективных выпускников высших учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогических кадров для их работы в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Следует отметить, что па реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 500 млн руб.
Третье направление Программы посвящено инвестициям, обеспечивающим государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров. Важнейшее мероприятие, которое должно быть при этом осуществлено, – это строительство общежитий. Его целью является создание в ряде государственных учреждений высшего профессионального образования, участвующих в подготовке научных и научно-педагогических кадров для предприятий высокотехнологичных секторов экономики, в том числе оборонно-промышленного комплекса, инфраструктуры путем строительства жилищного фонда (общежитий) для временного проживания студентов и молодых ученых, а также преподавателей и ученых, приглашенных для проведения работ в научно-образовательных центрах, что позволит поддерживать их мобильность.
Последним, четвертым, направлением было названо обеспечение управления реализацией Программы, которое включает два мероприятия. Во-первых, это организационнотехническое и информационное сопровождение конкурсных процедур и реализации государственного заказа. Мероприятие предусматривает финансирование в установленном порядке сопровождения процедур размещения и реализации государственного заказа по Программе, включая информационное обеспечение государственных заказчиков и поддержку специализированного сайта в сети Интернет. На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 477 млн руб. Во-вторых, аналитическое обеспечение реализации Программы. Мероприятие предусматривает выполнение проектов по обеспечению мониторинга реализации Программы, оценке уровня достижения цели и решению задач Программы, иных проектов в целях подготовки аналитических материалов для органов управления Программой в соответствии с их компетенцией. На реализацию мероприятия выделяется за счет средств федерального бюджета 322 млн руб.
Обращают на себя внимание объемы финансирования программы. Общий объем финансового обеспечения Программы составляет 93 364,42 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 78 638,9 млн руб.
С позиции развития инновационной экономики значимо то, что реализация Программы обеспечит необходимое воспроизводство научных и научно-педагогических кадров при относительной стабилизации их численности, привлечение молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепление ее в этой сфере, что позволит создать необходимые предпосылки для дальнейшего научно- технического прогресса, улучшения структуры российской экономики и рынка наукоемкой продукции.