Федеральная таможенная служба

ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Руководство деятельностью ФТС России осуществляет Правительство РФ.

ФТС России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Центрального банка РФ, а также Положением о федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ "О Федеральной таможенной службе".

ФТС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через подчиненные ей таможенные органы, базирующиеся в регионах РФ, и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

ФТС России уполномочена вносить в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ее ведения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы.

ФТС России утверждает типовые бланки документов, применяемых в таможенном деле, принимает нормативные правовые акты по таможенному делу, решает следующие вопросы:

порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

порядок ведения реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, банковские гарантии которых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

порядок ведения реестра страховых организаций, договоры страхования которых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

порядок и технологию производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства;

форму и порядок выдачи разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций;

перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления, применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, а также сроки представления этих документов и сведений;

форму и порядок заполнения транзитной декларации;

форму и порядок выдачи свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями;

обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ в целях обеспечения таможенного контроля;

квалификационные требования к специалистам по таможенному оформлению, порядок проведения аттестации специалистов по таможенному оформлению, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи;

порядок выдачи квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению и форму квалификационного аттестата;

обязательные требования к обустройству складов МВТ, если такие склады расположены вне пределов пунктов пропуска через государственную границу РФ;

порядок таможенного оформления товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в отношении которых должна быть подана отдельная таможенная декларация, – по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);

порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним, за исключением создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы;

порядок и условия использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов и требования к документированию информации, а также порядок получения

информации, содержащейся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов;

порядок выдачи лицензии на учреждение свободного склада и срок ее действия;

порядок идентификации товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны;

требования к обустройству, сооружению и планировке особой экономической зоны, а также условия доступа на территорию особой экономической зоны для обеспечения эффективности таможенного контроля;

форму заявления резидента особой экономической зоны и требования к сведениям, указываемым в нем, для предполагаемого ввоза товаров на территорию особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны;

форму учета и отчетности, а также порядок и сроки представления лицами, осуществляющими деятельность на территории особой экономической зоны, отчетности таможенным органам – по согласованию с Минфином России;

форму обязательства организации, осуществляющей ввоз (импорт) на таможенную территорию РФ алкогольной продукции, об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением;

правила приобретения акцизных марок для ввоза (импорта) алкогольной продукции и контроля за их использованием;

акты, определяющие размер суммы обеспечения исполнения обязательства организации, осуществляющей ввоз (импорт) на таможенную территорию РФ алкогольной продукции, об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением;

формат нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции, считываемых с использованием технических средств Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, а также правила направления подтверждения о фиксации сведений об алкогольной продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе и уведомления об отказе в фиксации указанных сведений.

Кроме того, в случаях, если это прямо предусмотрено федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также на основании нормативных правовых актов Центрального банка РФ, ФТС России в рамках своей компетенции вправе принимать нормативные правовые акты по другим вопросам.

ФТС России осуществляет:

взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;

таможенное оформление и таможенный контроль;

принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД РФ, обеспечивает опубликование таких решений;

контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством РФ и нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ;

оперативно-розыскную деятельность;

производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях; ведение товарных номенклатур ВЭД;

аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на ОГЛАВЛЕНИЕ Службы и реализацию возложенных на нее функций;

функции заказчика по строительству таможен, таможенных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры;

функции заказчика по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию РФ;

работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

метрологическое обеспечение деятельности таможенных органов.

ФТС России обеспечивает:

соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;

единообразное применение таможенными органами таможенного законодательства РФ;

защиту прав интеллектуальной собственности;

защиту сведений, составляющих государственную тайну;

мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;

принятие предварительных решений о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара);

обобщение практики применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности;

профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства РФ интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях;

рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок;

охрану объектов таможенной инфраструктуры;

информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников ВЭД;

реализацию программ развития таможенного дела в Российской Федерации.

ФТС России ведет:

реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела на территории РФ;

реестр банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

Кроме этого, ФТС России выдает квалификационные аттестаты специалистам по таможенному оформлению и лицензии на учреждение свободного склада.

В целях реализации перечисленных полномочий ФТС России имеет право:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, в том числе специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;

определять регион деятельности таможенных органов;

утверждать общие или индивидуальные положения о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах;

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

осуществлять контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды.

издавать индивидуальные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности.

ФТС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Организация деятельности ФТС России. ФТС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Руководитель ФТС России несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий в установленной сфере деятельности.

Руководитель ФТС России имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством РФ.

Заместители руководителя ФТС России назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению руководителя ФТС России.

Заместитель руководителя ФТС России, курирующий оперативно-розыскную работу таможенных органов, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности подотчетен руководителю ФТС России, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений.

Руководитель ФТС России:

распределяет обязанности между своими заместителями;

назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц центрального аппарата Службы, начальников региональных таможенных управлений и таможен, а также иных должностных лиц и работников таможенных органов РФ, включая должностных лиц и работников представительств Службы за рубежом;

решает в соответствии с законодательством РФ о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в ФТС России;

утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленной Правительством РФ численности должностных лиц и работников, смету доходов и расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

утверждает численность и фонд оплаты труда должностных лиц и работников региональных таможенных управлений, таможен и организаций, находящихся в ведении Службы, и представительств Службы за рубежом в пределах показателей, установленных Правительством РФ;

утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы;

определяет порядок расходования средств, выделенных на проведение мероприятий, связанных с осуществлением таможенными органами оперативно-розыскной деятельности;

организует в таможенных органах в установленном порядке оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия;

утверждает положения о нагрудных знаках и медалях Службы и положение о Почетной грамоте ФТС России;

награждает в порядке, предусмотренном законодательством РФ, именным оружием, а также применяет другие предусмотренные нормативными правовыми актами виды поощрений;

определяет правомочия таможенных органов и их должностных лиц по решению организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов;

издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

представляет в Правительство РФ в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Службы.

Кроме этого, руководитель ФТС России вносит в Правительство РФ:

проект положения о Службе;

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников центрального аппарата Службы и таможенных органов;

предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы.

проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении.

В Минфин России руководитель ФТС России вносит предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансирования деятельности Службы.

Финансирование расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ ФТС России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, а также средств иных источников, установленных законодательством РФ.

ФТС России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Место нахождения ФТС России – г. Москва.