Федеральная служба судебных приставов

Должностных лиц, занимавшихся исполнением судебных решений, российское право знает достаточно давно. Однако наиболее отчетливо они обозначены в Судебнике 1497 г. В нем часто упоминаются особые судебные исполнители - недельщики. Они были должностными лицами, в обязанности которых входили вызовы в суд сторон, арест, допрос обвиняемых, организация судебного поединка, исполнение судебных решений.

В Судебнике 1550 г. также содержались вопросы организации работы недельщиков. Повой структурой стал так называемый Заговор - товарищество лиц, которые совместно с недельщиком исполняли его служебные обязанности с целью получения соответствующего вознаграждения. Такие товарищества подлежали обязательной регистрации.

По Соборному уложению 1649 г. в отправлении правосудия участвовал целый штат судебных чиновников: недельщики, приставы, дьяки и подъячие. У недельщиков были помощники - товарищи, которые могли им помогать, но не имели права их замещать.

В период преобразований Петра I была основана Юстиц-коллегия, в состав которой вошел Урядный приказ, осуществлявший исполнительно-распорядительные функции в Российском государстве на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц.

В ст. 11 Краткого изображении процессов или судебных тяжеб 1715 г. говорилось о специальной вспомогательной должности при суде - адъютанте, который исполнял функции судебного пристава.

В конце XVII - начале XVIII в. судебные приставы перестали существовать как вспомогательный аппарат судебной и административной власти в Империи. Их полномочия были переданы мелким судебным, полицейским и другим государственным служащим.

Дальнейшее развитие института судебных приставов в России связано с Судебной реформой 60-х гг. XIX в. В "Основных положениях гражданского судопроизводства, удостоившихся высочайшего утверждения 29 сентября 1862 года" ст. ПО установила, что "исполнение судебных решений поручается особым должностным лицам, учреждаемым при судах, под названием судебных приставов".

Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Сената, при судебных палатах, при окружных судах для исполнения действий, возложенных на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства, а также при мировых судьях и их съездах. Судебные приставы находились под надзором председателя суда, при котором состояли.

После Октябрьской революции 1917 г. должности судебных приставов были упразднены. Положение о народном суде РСФСР, утвержденное Декретом В ЦИК от 27.10.1920у, установило, что приговоры приводились в исполнение органами милиции, а решения по гражданским делам и денежные взыскания - судебными исполнителями или органами милиции.

Положение о судоустройстве РСФСР, утвержденное постановлением ВЦИК от 11.11.1922, в ст. 9 установило, что для проведения в жизнь судебных решений при губернских и народных судах действуют судебные исполнители.

Новое Положение о судоустройстве РСФСР, утвержденное постановлением ВЦИК от 19.11.1926, конкретизировало роль и место судебных исполнителей в судебной системе. В соответствии со ст. 91 судебные исполнители состояли в штате при губернских и народных судах и выполняли действия, возложенные на них ст. 225 ГПК РСФСР, а также ст. 121а и 459 УПК РСФСР.

В Основах гражданского судопроизводства СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 08.12.1961, разд. 5 был посвящен исполнению судебных решений. В частности, контроль и надзор за деятельностью судебного исполнителя поручался судье. Стороны и другие лица были вправе обжаловать действия судебных исполнителей.

Судебный исполнитель, будучи должностным лицом суда, исполнял судебные решения и акты других государственных органов. Требования по исполнению судебного решения были обязательны для любых предприятий, учреждений и должностных лиц па всей территории страны.

В связи с изменением действовавшего уголовного и гражданского законодательства и в целях совершенствования работы по исполнению судебных решений приказом Министерства юстиции СССР от 15.11.1985 № 22 была утверждена Инструкция об исполнительном производстве. Судебные исполнители продолжали состоять при районных (городских) народных судах. В судах, где имелось два и более судебных исполнителя, один из них назначался старшим судебным исполнителем. Руководство деятельностью судебных исполнителей возлагалось на председателей народных судов и народных судей1. Данная Инструкция действовала вплоть до вступления в силу с 1 января 1998 г. Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах".

В настоящее время в Положении о Федеральной службе судебных приставов (утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316) закреплено, что ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба судебных приставов подведомственна Минюсту России.

Основными задачами ФССП России являются:

- обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов обшей юрисдикции и арбитражных судов;

- организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве;

- управление территориальными органами ФССП России.

Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через территориальные органы.

Систему ФССП России, помимо федерального центра, составляют территориальные органы - главные управления (управления, отделы) ФССП в субъектах РФ, а также районные, межрайонные и иные соответствующим им подразделения.

Федеральная служба судебных приставов осуществляет следующие полномочия:

- обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим;

- обеспечивает осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

- обеспечивает проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

- организует хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

- организует розыск должника, его имущества, розыск ребенка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;

- организует участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов России как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;

- организует участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссии по трудовым спорам;

- осуществляет в пределах своей компетенции дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях;

- руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль за их деятельностью;

- проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

- обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию;

- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законом срок;

- осуществляет межведомственную координацию деятельности органов и организаций, исполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Федеральная служба судебных приставов возглавляет Директор - главный судебный пристав РФ. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Директор осуществляет организационное руководство, внешнее представительство ФССП России в иных государственных органах, а также в сфере международного сотрудничества.

Директор имеет в своем подчинении несколько заместителей Директора ФССП России - заместителей главного судебного пристава РФ. Заместители назначаются па должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Федеральная служба судебных приставов имеет следующие структурные подразделения:

- управление организации исполнительного производства;

- управление организации обеспечения установленного порядка деятельности судов;

- организационно-контрольное управление;

- правовое управление;

- управление организации работы по розыску и реализации имущества должников;

- управление организации дознания и административной практики;

- управление государственной службы и кадров;

- управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности.

Территориальные органы ФССП России представлены управлениями ФССП России в субъектах РФ, районными, межрайонными и специализированными отделами ФССП России.

Поскольку судебные приставы в ходе своей деятельности существенно затрагивают права и законные интересы других лиц, их полномочия закреплены на законодательном уровне.

В Федеральном законе "О судебных приставах" установлены следующие должности: главный судебный пристав РФ; главный судебный пристав субъекта РФ; старший судебный пристав; судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов; судебный пристав-исполнитель.

Разделение судебных приставов на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей обусловлено спецификой исполняемых ими обязанностей.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

- обеспечивать безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

- обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

- поддерживать общественный порядок в здании и помещениях суда;

- выполнять распоряжения председателя суда, а также председательствующего в судебном заседании судьи но обеспечению общественного порядка в суде;

охранять здания и помещения суда;

- осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызовам;

- при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

- взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование или охрану;

- оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда;

- по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.

Обязанности судебного пристава-исполнителя состоят в том, что он:

- принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

- предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии;

- рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

- берет самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

- по исполнительному документу объявляет розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

- осуществляет на основании судебного акта розыск гражданина - ответчика по гражданскому делу.

И судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, и судебный пристав-исполнитель при реализации своих обязанностей вправе применять меры воздействия на лиц и их имущество лишь по основаниям, в порядке и пределах, строго установленных действующим законодательством.