Федеральная служба по финансовому мониторингу
Создание Росфинмониторинга было обусловлено необходимостью активизации борьбы с незаконной легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Российская Федерация ратифицировала ряд международных договоров, направленных на недопущение такой легализации, а также на создание международных механизмов борьбы с данным социально негативным явлением.
С 2002 по 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" функционировал Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), который в ходе общей реформы федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 был преобразован в Росфинмониторинг.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу (утверждено Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808) Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, по выработке мер противодействия этим угрозам.
Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент РФ.
Росфинмониторинг действует как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Росфинмониторинг реализует следующие полномочия:
- осуществляет контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также привлекает к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства в этой сфере;
- осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю;
- проверяет информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом;
- выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- осуществляет контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;
- осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, представляет Президенту РФ ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;
- ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
- разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- координирует деятельность федеральных органон исполнительной власти в установленной сфере деятельности;
- взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами РФ или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;
- направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
С целью реализации имеющихся полномочий Росфинмониторинг вправе:
- заказывать проведение исследований, экспертиз;
- запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений;
- давать юридическим и физическим лицам разъяснения;
- проводить проверочные мероприятия;
- вносить руководителям государственных органов предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства;
- создавать межведомственные комиссии, рабочие и экспертные группы;
- пресекать факты нарушений законодательства;
- использовать другие права, предусмотренные действующим законодательством.
Росфинмониторинг возглавляет директор Росфинмониторинга, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Директор Росфинмониторинга имеет в своем непосредственном подчинении нескольких заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению директора Росфинмониторинга.
В центральном аппарате Росфинмониторинга созданы следующие структурные подразделения:
- управление по противодействию отмыванию доходов;
- организационно-административное управление;
- финансово-экономическое управление;
- управление делами и кадров;
- информационно-технологическое управление;
- управление безопасности и защиты информации;
- управление организации надзорной деятельности;
- управление координации и взаимодействия;
- юридическое управление;
- управление макроанализа и типологий;
- управление по противодействию финансирования терроризма;
- управление международных связей.
Территориальными органами Росфинмониторинга являются межрегиональные управления Росфинмониторинга по федеральным округам.
Межрегиональное управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности директором Росфинмониторинга.
Структура межрегионального управления Росфинмониторинга в целом совпадает со структурой центрального аппарата, с учетом некоторых особенностей, обусловленных меньшей численностью сотрудников и укрупнением направлений деятельности данного органа.