Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, которая в пределах своих полномочий решает задачи по обеспечению безопасности Российской Федерации.
ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и их природных ресурсов, информационной безопасности Российской Федерации, а также координирует контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти.
Правовую основу деятельности органов ФСБ России составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (далее – Закон о федеральной службе безопасности), другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ. Деятельность ФСБ России осуществляется также в соответствии с международными договорами РФ.
ФСБ России осуществляет свою деятельность на основе принципов:
– законности;
– уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
– гуманизма;
– единства системы органов федеральной службы безопасности, а также централизации управления ими;
– конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
При осуществлении органами ФСБ России своей деятельности не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, прямо предусмотренных законами.
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации получать разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод, а также требовать от них возмещения морального и материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц ФСБ России при исполнении ими служебных обязанностей.
Полученные в процессе деятельности органов ФСБ России сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные повредить его законным интересам, не могут сообщаться органами федеральной службы безопасности кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Если сотрудниками органов ФСБ России допущены нарушения прав и свобод человека и гражданина, то руководитель ФСБ России, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Структура ФСБ России включает федеральный орган исполнительной власти и территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, которые находятся в его прямом подчинении.
В свою очередь к территориальным органам федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности относятся:
– управления федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам РФ;
– органы безопасности в войсках;
– пограничные органы;
– авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинский и военно-строительные подразделения, иные подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности;
– другие органы безопасности.
При федеральном органе исполнительной власти действует Академия криптографии РФ, Устав которой утверждает Президент РФ.
Создание федеральных органов безопасности, не предусмотренных Законом о федеральной службе безопасности, не допускается.
В органах ФСБ России запрещается создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.
Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом РФ.
Возглавляет ФСБ России директор в ранге федерального министра, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ.
Директор организует работу ФСБ России, руководит деятельностью органов и войск, образует в системе органов федеральной службы безопасности коллегии и утверждает их состав, устанавливает полномочия должностных лиц органов и войск по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых и иных вопросов. Директор ФСБ России информирует Президента РФ и Председателя Правительства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции органов и войск ФСБ, несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед ФСБ России, осуществляет другие полномочия в соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Назначение, основные задачи, направления деятельности и функции ФСБ России, полномочия органов ФСБ России, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов ФСБ России определены Законом о федеральной службе безопасности, Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Положением об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках).
В соответствии с этими правовыми актами деятельность органов ФСБ России осуществляется по следующим основным направлениям:
– контрразведывательная деятельность;
– борьба с преступностью и террористической деятельностью;
– разведывательная деятельность;
– пограничная деятельность;
– обеспечение информационной безопасности.
Контрразведывательная деятельность – это деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая в пределах своих полномочий, посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
Перечень оснований для проведения контрразведывательных мероприятий определен Законом о федеральной службе безопасности и является исчерпывающим. К таковым относятся:
– наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
– необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
– необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;
– необходимость обеспечения собственной безопасности;
– запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами РФ.
В процессе контрразведывательной деятельности органы федеральной службы безопасности вправе использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.
Осуществление контрразведывательной деятельности, ограничивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, а также затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Борьба с терроризмом представляет собой деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.
Основаниями к осуществлению деятельности по данному направлению являются:
– необходимость пресечения террористического акта, а также выявления лиц, причастных к его подготовке и совершению;
– необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.
Борьба с терроризмом проводится с использованием гласных и негласных методов работы, при этом ограничение права граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании соответствующего судебного решения, за исключением неотложных случаев, определенных в Законе.
Борьба с преступностью осуществляется органами федеральной службы безопасности посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, а также деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
К одной из основных функций органов ФСБ России в рамках борьбы с преступностью относится их процессуальная деятельность по расследованию преступлений, отнесенных законом к их ведению и представляющих угрозу безопасности Российской Федерации.
При необходимости эту деятельность органы ФСБ России организуют во взаимодействии с другими правоохранительными органами. Предусмотрено создание совместных следственно-оперативных групп (бригад) в целях объединения усилий следственных, оперативных, технических и других служб и подразделений органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов по пресечению и расследованию деятельности организованных преступных групп.
Деятельность органов ФСБ России в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, Законом о федеральной службе безопасности, указами Президента РФ[1], совместными приказами директора ФСБ России, Генерального прокурора РФ и министра внутренних дел РФ.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти на органы ФСБ России могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
Разведывательная деятельность представляет собой деятельность по добыче, доставке и обработке секретной информации, связанной с организованными преступными и террористическими группировками и осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки РФ в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ "О внешней разведке".
Порядок и условия взаимодействия органов Федеральной службы безопасности и органов внешней разведки РФ устанавливаются на основании соответствующих соглашений между ними или совместных нормативных актов.
Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Пограничная деятельность ФСБ России осуществляется по двум направлениям:
– защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения ее противоправного изменения, соблюдения пограничного режима и режима пропуска через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений;
– защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации. В данном случае полномочия ФСБ России распространяются в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, а также за пределами исключительной экономической зоны РФ в целях охраны запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с законодательством и международными договорами РФ.
Обеспечение информационной безопасности – деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:
– при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
– обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и ее учреждениях, находящихся за пределами России.
Контроль за деятельностью органов ФСБ России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов федеральной службы безопасности в порядке, определяемом законодательством РФ.
Надзор за исполнением органами ФСБ России законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.
Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ России содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, тактике, методике и средствах осуществления деятельности органов ФСБ России в предмет прокурорского надзора не входят.
Служба в органах ФСБ России является разновидностью государственной службы.
Комплектуются органы ФСБ России военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов ФСБ России (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов ФСБ России.
Лицо, претендующее на определенную должность при поступлении в органы ФСБ России на службу, должно иметь гражданство Российской Федерации и быть способным по своим личным и деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
Военнослужащие органов ФСБ России проходят военную службу в соответствии с законодательством РФ о прохождении военной службы с учетом особенностей, обусловленных спецификой выполняемых ими обязанностей.