Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
Все адвокатские палаты России объединены в Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, которая является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством РФ, печать, штампы и бланки со своим наименованием.
Правовое положение ФПА РФ регламентировано Законом об адвокатуре, п. 2 ст. 35 которого определяет цели создания ФПА РФ, заключающиеся в представительстве и защите интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечении высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
Федеральная шпата адвокатов является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.
К числу таких вопросов можно отнести взаимодействие Минюста России и ФПА РФ по вопросам оплаты труда адвокатов и взыскания задолженности из бюджета государства в счет оплаты их труда, защиты профессиональных прав адвокатов.
С одной из этих целей на совещании представителей совета, вице-президентов ФПА РФ в федеральных округах, было принято решение обобщить информацию адвокатских палат субъектов РФ об оказании бесплатной юридической помощи гражданам России, разработке концепции оказания бесплатной юридической помощи и даче оценки проекту Федерального закона "Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации". На сегодняшний день вопросы защиты прав и интересов адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению, стоят довольно остро, особенно несвоевременная оплата труда этих адвокатов, представляющая проблему системного характера.
Что касается защиты профессиональных прав адвокатов, то решением совета ФПА РФ от 10 декабря 2003 г. (протокол № 4) утверждено Положение о комиссии Федеральной палаты адвокатов РФ по представительству и защите прав адвокатов, на которую возложена задача взаимодействовать с советами адвокатских палат субъектов РФ, аналогичными комиссиями адвокатских палат субъектов РФ там, где они созданы (п. 1.4 Положения)[1].
Основаниями для обращения в комиссию являются факты нарушения прав адвокатов. Формами обращения могут служить личные либо коллективные заявления адвокатов. Совет, президент, вице-президенты ФПА РФ вправе направить материал, поступивший от адвоката или адвокатского образования в комиссию для принятия необходимых мер по защите прав адвокатов. По результатам изучения материалов комиссия разрабатывает и представляет в совет ФПА РФ рекомендации по устранению нарушений прав адвокатов, при необходимости готовит соответствующий проект решения совета ФПА РФ (и. 1.5 Положения)[1].
Комиссия в соответствии с регламентом по просьбе адвокатов осуществляет представительство их интересов при рассмотрении гражданских и административных дел, а также защиту в уголовном судопроизводстве, способствует принятию необходимых мер по обеспечению безопасности адвокатов, членов их семей, сохранности принадлежащего им имущества в порядке, установленном действующим законодательством.
С целью осуществления более эффективной защиты прав адвокатов в решении совета ФПА от 6 июня 2006 г., адресованном президентам адвокатских палат субъектов РФ, содержался перечень сведений, подлежащих представлению в ФПА РФ адвокатскими палатами субъектов РФ и адвокатами, а также сроки, в которые данные сведения должны быть представлены[3].
К этим сведениям относятся: информация о нарушении адвокатской тайны, гарантий независимости адвоката, о посягательствах на жизнь и здоровье адвоката, членов его семьи и их имущества и т.д.
Третьим Всероссийским съездом адвокатов было утверждено введение дополнительной цели ФПА РФ – содействия развитию издательской деятельности (например, освещение вопросов адвокатуры, адвокатской деятельности, вопросов и проблем российского и международного права).
В апреле 2009 г. состоялся четвертый Всероссийский съезд адвокатов, который определил основные ориентиры движения сообщества на период до следующего года. Съезд принял две резолюции.
1. О защите профессиональных прав адвокатов.
2. Об оплате труда адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, и компенсации расходов, связанных с выездом адвокатов к месту выполнения процессуальных действий[1].
Устав ФПА РФ был принят первым Всероссийским съездом адвокатов.
Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям ФПА РФ, не допускается.
Федеральная палата адвокатов РФ не подлежит реорганизации; ее ликвидация может быть осуществлена только на основании федерального закона.
Решения ФПА РФ и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.
Всероссийский съезд адвокатов и совет являются органами управления ФПА РФ; благодаря им осуществляется координация деятельности адвокатских палат субъектов РФ со стороны ФПА РФ, поддерживается их самоуправление по тем направлениям, которые четко определены в Законе об адвокатской деятельности, уставе и принятых в соответствии с ними локальных актах ФПА РФ.
Высшим органом ФПА РФ является Всероссийский съезд адвокатов, который созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие представители не менее двух третей адвокатских палат субъектов РФ.
Адвокатские палаты имеют равные права и равное представительство на Съезде. Каждая адвокатская палата независимо от количества ее представителей при принятии решений имеет один голос.
Согласно Закону об адвокатской деятельности Всероссийский съезд адвокатов:
1) принимает устав ФПА РФ и утверждает внесение в него изменений и дополнений;
2) принимает кодекс профессиональной этики адвоката, утверждает внесение в него изменений и дополнений;
3) формирует состав совета ФПА РФ, в том числе избирает новых членов и прекращает полномочия членов совета, подлежащих замене, в соответствии с процедурой обновления (ротации) совета, предусмотренной п. 2 ст. 37 указанного Федерального закона, принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета, а также утверждает решения совета о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых был прекращен или приостановлен;
4) определяет размер отчислений адвокатских палат на общие нужды ФПА РФ адвокатов исходя из численности адвокатских палат;
5) утверждает смету расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ ФПА РФ;
6) утверждает отчеты совета ФПА РФ, в том числе об исполнении сметы расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ ФПА РФ;
7) избирает членов ревизионной комиссии ФПА РФ сроком на два года и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности ФПА РФ;
8) утверждает регламент Съезда;
9) определяет место нахождения совета ФПА РФ;
10) осуществляет иные функции, предусмотренные уставом ФПА РФ.
В ст. 30 устава ФПА РФ определен порядок созыва внеочередного Всероссийского съезда адвокатов советом палаты. Внеочередной съезд адвокатов созывается советом палаты по собственной инициативе либо по требованию одной трети адвокатов субъектов РФ. Требование о созыве внеочередного Всероссийского съезда рассматривается на очередном заседании совета палаты, который в своем решении устанавливает время и место внеочередного заседания, а также перечень вопросов, включенных в повестку дня.
Всероссийский съезд адвокатов на федеральном уровне имеет ту же компетенцию, что и собрания (конференции) адвокатов на региональном: формирование исполнительного органа, утверждение сметы, избрание ревизионной комиссии, утверждение регламентов. Особенные полномочия составляют принятие устава ФПА РФ и кодекса профессиональной этики адвокатов. Эти документы, составляющие нормативную основу деятельности каждого адвоката, в первой редакции были приняты первым Всероссийским съездом адвокатов. Далее они претерпели немало поправок, внесенных вторым и третьим Всероссийскими съездами адвокатов, обусловленных решением проблемных вопросов в деятельности адвокатуры.
Совет ФПА РФ, согласно ст. 37 Закона об адвокатуре, является коллегиальным исполнительным органом ФПА РФ, избирается Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве не более 30 человек и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть. При очередной ротации президент ФПА РФ вносит на рассмотрение совета кандидатуры членов совета на выбытие, а также кандидатуры адвокатов для замещения вакантных должностей членов совета ФПА РФ. После утверждения советом ФПА РФ представленные президентом кандидатуры вносятся на рассмотрение Съезда для утверждения. В случае, если Съезд не утверждает представленные кандидатуры, президент ФПА РФ вносит на утверждение Съезда новые кандидатуры только после их рассмотрения и утверждения советом Федеральной палаты адвокатов.
В соответствии с Законом об адвокатской деятельности совет ФПА РФ:
1) избирает из своего состава президента ФПА РФ сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента ФПА РФ более двух сроков подряд;
2) в период между съездами принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых прекращен или приостановлен. Данные решения вносятся на утверждение очередного Съезда;
3) представляет ФПА РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных российских организациях и за пределами Российской Федерации;
4) координирует деятельность адвокатских палат;
5) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает единую методику профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов;
6) защищает социальные и профессиональные права адвокатов;
7) участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности;
8) организует информационное обеспечение адвокатов;
9) обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах, и разрабатывает в связи с этим необходимые рекомендации;
10) осуществляет методическую деятельность;
11) созывает не реже одного раза в два года Всероссийский съезд адвокатов, формирует его повестку дня;
12) распоряжается имуществом ФПА РФ в соответствии со сметой и с назначением имущества;
13) утверждает норму представительства от адвокатских палат на Съезд;
14) утверждает регламент совета ФПА РФ и штатное расписание аппарата ФПА РФ;
15) определяет размер вознаграждения президента и вице-президентов, других членов совета и членов ревизионной комиссии ФПА РФ в пределах утвержденной Съездом сметы расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ ФПА РФ;
16) осуществляет иные функции, предусмотренные уставом ФПА РФ.
Все решения совета ФПА РФ принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании.
Важно, что совет ФПА РФ, в соответствии с законодательством об адвокатуре и решениями Всероссийского съезда адвокатов, обеспечивает представительство и защиту интересов адвокатского сообщества и отдельных адвокатов в отношениях с государственной властью, осуществляет координацию деятельности адвокатских палат по вопросам адвокатской деятельности и адвокатуры, содействует повышению уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
Заседания совета ФПА РФ созываются президентом по мере необходимости, но нс реже одного раза в три месяца. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета ФПА РФ.
Уставом ФПА РФ на совет возложены дополнительные функции, в частности утверждение положения о формах представительства совета в федеральных округах. Так, Положение о представителе Совета – вице- президенте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в федеральном округе, утвержденное советом 25 августа 2003 г. (протокол № 3), предусматривает утверждение представителя совета палаты из числа членов совета ФПА РФ или из числа президентов адвокатских палат субъектов РФ с целью представления совета ФПА РФ в соответствующем федеральном округе, координации деятельности адвокатских палат субъектов РФ в соответствующем федеральном округе на основании решений, принимаемых советом и президентом ФПА РФ. Согласно п. 7 данного Положения представитель совета палаты, который располагается в центре федерального округа, имеет право:
1) обращаться в территориальные органы Минюста России, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, находящиеся на территории федерального округа, по вопросам адвокатской деятельности и адвокатуры;
2) запрашивать и получать в установленном порядке, в пределах своей компетенции, необходимые сведения и материалы;
3) вести переписку с ФПА РФ и адвокатскими палатами субъектов РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции;
4) присутствовать на заседаниях совета ФПА РФ, советов адвокатских палат субъектов РФ в пределах соответствующего федерального округа;
5) принимать участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности ФПА РФ и адвокатских палат субъектов РФ в федеральном округе;
6) образовывать совещательные и консультативные органы с участием представителей адвокатских палат субъектов РФ в соответствующем федеральном округе;
7) знакомиться с организацией работы в адвокатских палатах субъектов РФ, расположенных на территории федерального округа:
– по обеспечению доступности юридической помощи на всей территории соответствующего федерального округа;
– но оказанию юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве но назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда;
– по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в случаях, установленных законодательством РФ;
8) вносить предложения и рекомендации по вопросам адвокатской деятельности и адвокатуры;
9) направлять на рассмотрение адвокатских палат субъектов РФ, органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся на территории федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан и адвокатов;
10) вносить предложения о представлении к награждению или о поощрении президентов адвокатских палат субъектов РФ, действующих в соответствующем федеральном округе;
11) иметь при необходимости помощника, принятого на работу на условиях трудового договора, заключенного с ФПА РФ.
Введение данного института позволяет более эффективно координировать руководство со стороны ФПА РФ всеми адвокатскими палатами субъектов РФ, в том числе в отдаленных регионах.
К новым функциям совета ФПА РФ, утвержденным на третьем Всероссийском съезде адвокатов и включенным в устав ФПА РФ, относятся:
1) назначение своих представителей в органах законодательной и судебной власти (по согласованию с соответствующим органом);
2) проведение ежегодных собраний представителей адвокатов, организация их учебы;
3) формирование на постоянной основе комиссии по правовому наблюдению, которая даст заключение о законности принимаемых органами адвокатского самоуправления адвокатских палат решений (за исключением решений, входящих в их исключительную компетенцию);
4) внесение в совет адвокатской палаты субъектов РФ на основании заключения комиссии правового наблюдения представления об устранении нарушений, если принятое решение не соответствует требованиям законодательства об адвокатуре, решениям Всероссийского съезда адвокатов или совета ФПА РФ. Данное представление подлежит рассмотрению адвокатской палатой в месячный срок со дня его поступления. Если представление не рассмотрено в установленный срок и изложенные в нем требования отклонены, совет ФПА РФ вправе принять решение, отменяющее или изменяющее решение адвокатской палаты субъекта РФ;
5) создание на постоянной основе комиссии по дисциплинарной практике и применению кодекса профессиональной этики адвоката для подготовки предложений и рекомендаций палаты по формированию единых принципов и критериев деятельности квалификационных комиссий;
6) учреждение представительства палаты, определение структуры и порядка финансирования.
Более детально рассмотрим деятельность комиссии ФПА РФ по представлению и защите прав адвокатов, деятельность которой осуществляется на основании Положения, утвержденного решением совета ФПА РФ от 10 декабря 2003 г. (протокол № 4). Комиссия взаимодействует с советами адвокатских палат субъектов РФ, аналогичными комиссиями адвокатских палат субъектов РФ там, где они созданы. В соответствии с п. 1.5 Положения основаниями для обращения в комиссию являются факты нарушения прав адвокатов. Формами обращения в комиссию могут служить личные либо коллективные заявления адвокатов. Совет, президент, вице-президенты ФПА РФ вправе направить материал, поступивший от адвоката или адвокатского образования, в комиссию для принятия необходимых мер по защите прав адвокатов. По результатам изучения материалов комиссия разрабатывает и представляет в совет ФПА РФ рекомендации по устранению нарушений прав адвокатов, при необходимости готовит соответствующий проект решения совета ФПА РФ. Также комиссия, в соответствии с регламентом по просьбе адвокатов, осуществляет представительство их интересов при рассмотрении гражданских и административных дел, а также защиту в уголовном судопроизводстве, способствует принятию необходимых мер по обеспечению безопасности адвокатов, членов их семей, сохранности принадлежащего им имущества в порядке, установленном действующим законодательством.
Комиссия состоит из 15 адвокатов, кандидатуры которых утверждаются советом ФПА РФ. Работу комиссии организует ее председатель, который руководит заседаниями, обеспечивает соблюдение регламента комиссии. Никакими преимущественными правами при принятии решений председатель комиссии не обладает. Председатель комиссии и сто заместитель назначаются решением совета ФПА РФ из числа ее членов. Для выполнения возложенных на них функций членам комиссии в необходимых случаях ФПА РФ выдаются доверенности, подтверждающие их полномочия. Комиссия собирается на свои заседания по мере необходимости, но нс реже одного раза в квартал и представляет копию протокола заседания в совет ФПА РФ.
Подпункт 7 п. 3 ст. 37 Закона об адвокатуре, регламентирующий одну из функций совета ФПА РФ, являющейся общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат всех субъектов РФ, предусматривает, что этот исполнительный орган участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности.
В ст. 21 ("Предмет деятельности палаты") устава ФПА РФ закреплено участие в проведении экспертиз проектов федеральных законов и законов субъектов РФ по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности и адвокатуре, изучение и анализ нормативных актов и внесение предложений по их совершенствованию. Согласно отчету совета ФПА РФ за период с апреля 2007 по апрель 2009 г. экспертная комиссия совета подготовила 15 экспертных заключений и отзывов на законопроекты, касающиеся адвокатуры и поступившие в ФПА РФ из государственных органов[1].
Мнение ФПА РФ, как правило, учитывалось Комитетами Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Комиссией Правительства РФ по законопроектной работе при принятии решений по законопроектам.
Для выработки научно обоснованной позиции адвокатуры по актуальным вопросам законотворчества и правоприменения советом ФПА РФ созданы научно-консультативный совет и экспертно-методический центр, в состав которых включены известные адвокаты-правоведы, ученые, эксперты.
На основании ст. 17 устава ФПА РФ палата непосредственно вступает в отношения с российскими органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими организациями и сотрудничает с иностранными и международными организациями, участвует в международном профессиональном научном обмене, проводит и участвует в проведении международных профессиональных научных конференций, круглых столов и симпозиумов.
Основными направлениями международной деятельности Совета в отчетном периоде 2011–2013 гг. являлись: обеспечение выхода российских адвокатов на международный и иностранные рынки юридических услуг, организация стажировок, конференций, семинаров с участием иностранных экспертов и лекторов, повышение квалификации российских адвокатов за рубежом, международный научный обмен, анализ регулирования адвокатской деятельности в зарубежных странах. Положительным результатом стало международное признание зарубежными адвокатскими и юридическими сообществами российской адвокатуры и ФПА РФ в качестве равноправного партнера. Налажено взаимодействие с Международной ассоциаций юристов и Американской ассоциаций юристов, подписаны новые соглашения о развитии сотрудничества, предусматривающие проведение совместных мероприятий, с адвокатскими объединениями Великобритании, Германии, Голландии, США, Франции, Швейцарии и другими. Перечень постоянных партнеров в отчетном периоде расширился за счет Всекитайской ассоциации адвокатов, Ассоциации адвокатов Кореи и Японской Федерации адвокатских ассоциаций. При поддержке Международной ассоциации юристов IBA в ноябре 2011 г. в Министерства юстиции РФ проведен круглый стол "Мировой опыт регулирования рынка юридических услуг" с участием ФПА РФ, представителей Корейской палаты адвокатов, Федерации адвокатских ассоциаций Японии, президента Палаты юридических консультантов Варшавы. Уже традиционно Федеральная палата адвокатов ежегодно проводит в Санкт-Петербурге Международный адвокатский форум. В работе форумов в 2011–2012 гг. принимали участие руководители адвокатур Англии и Уэльса, Германии, Франции, Швейцарии, президент Международной ассоциации юристов, представители Американской ассоциации юристов, Министерства юстиции РФ, Министерства юстиции ФРГ. На форуме, прошедшем в мае 2012 г. под девизом "Будущее юридической профессии и адвокатуры", состоялись выступления Министра юстиции РФ А. В. Коновалова и Генерального прокурора США Эрика Холдера.
Федеральная палата адвокатов участвует в качестве российского партнера в Многосторонней программе стажировки для адвокатов из Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, проводимой Германским Фондом Международного Сотрудничества (ИРЦ) совместно с Федеральной палатой адвокатов Германии и Союзом адвокатов Германии. Это способствовало совместно с иностранными коллегами организовать стажировки в зарубежных адвокатских бюро для российских адвокатов из различных регионов. Главными партнерами по программам обмена были Коллегия адвокатов Парижа, Федеральная палата адвокатов Германии, Германский Фонд Международного Сотрудничества, Союз адвокатов Цюриха.
В рамках сотрудничества Федеральной палатой адвокатов в отчетном периоде решались проблемы поиска и предоставления адвокатов для российских граждан в иностранных государствах и для иностранных граждан в России по запросам адвокатских объединений Испании, Австрии, Кубы, Чехии, Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, США и других стран.
Члены Совета принимали активное участие в ряде международных научно-практических конгрессов, конференций и семинаров, организованных Международной ассоциацией адвокатов, Советом Европы, ОБСЕ, иностранными адвокатскими организациями. Выступали с докладами и представляли российскую адвокатуру Президент ФПА РФ Е. В. Семеняко, вице-президенты А. П. Галоганов, Г. М. Резник, Ю. С. Пилипенко и Г. К. Шаров, члены Совета В. А. Рудомино, А. И. Муранов. В свою очередь руководство ФПА РФ приняло 19 иностранных делегаций. По результатам встреч были установлены более тесные контакты и разработаны программы сотрудничества с адвокатскими объединениями Китая, Кореи, Японии, Польши, Чехии, Литвы и других государств[6].
Имущество ФПА РФ, согласно ст. 38 Закона об адвокатской деятельности, формируется за счет отчислений, осуществляемых адвокатскими палатами, грантов и благотворительной помощи (пожертвований), поступающих от юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством РФ; ФПА РФ является собственником данного имущества.
К затратам на общие нужды ФПА РФ относятся расходы на вознаграждение адвокатов, работающих в органах ФПА РФ, компенсация данным адвокатам расходов, связанных с их работой в указанных органах, расходы на заработную плату работников аппарата, материальное обеспечение деятельности и иные расходы, предусмотренные сметой ФПА РФ.