Фактор риска и вероятность мошенничества в бизнес-коммуникациях
Бизнес-коммуникации по поводу заключения и выполнения условий коммерческих сделок – неотъемлемая часть бизнеса и одновременно поле наиболее опасного риска.
Мошенничество – в уголовном праве преступление, заключающееся в завладении чужим имуществом (или в приобретении прав на имущество) путем обмана или злоупотребления доверием[1].
Многие организации страдают от мошенничества своих же сотрудников и клиентов. Массовые случаи мошенничества со стороны сотрудников организации являются критерием неблагополучия, отсутствия преданности работников организации, когда работники не воспринимают цели организации как свои и видят в организации только источник получения доходов.
В России в период перехода к рынку мошенничество превратилось в своеобразный вид игры граждан, бизнеса, государства (точнее, тех, кто решил, что может его представлять). Одних только средств, сгинувших в недрах финансовых пирамид, оффшорных зон, в форме уклонения от налогов, просто похищенных при попустительстве представителей государства, хватило бы на полную модернизацию народного хозяйства.
Критерии различия предпринимательской и мошеннической деятельности на основе анализа поведенческих актов рассмотрены в работе Р. Г. Оленева[2].
Автор исследования Р. Г. Оленев отмечает следующие различия:
– в честной сделке результат достаточно конкретен, осязаем, в мошеннической он зачастую несет элемент неопределенности, по крайней мере, по ряду параметров;
– при оплате в честной сделке имеется возможность контроля поступления и движения денег, в нечестной – опора на доверие "поставщику";
– в честной сделке договор предусматривает ответственность поставщика и покупателя за несоблюдение условий, в нечестной – "поставщик" напирает на эмоции, увлекает радужными перспективами;
– в честной сделке имеет место четкое осознание потребностей сторон, реальности их удовлетворения в рамках закона, в нечестной – "поставщик" предлагает срочное удовлетворение потребности ("удобный случай", "только для вас"), зачастую выходящей за рамки реальности и закона.
Здесь мы, повторим, сталкиваемся с постоянной проблемой бизнеса, – риск как неотъемлемая часть предпринимательской деятельности и опасность, которую несет в себе чрезмерный риск, т.е. проблемы с границами разумного риска и роль коммуникаций в их установлении.
Риск – ситуативная характеристика деятельности любого производителя, отображающая неопределенность ее исхода и возможные неблагоприятные последствия в случае неуспеха. Риск выражается вероятностью получения таких нежелательных результатов, как потери прибыли, возникновение убытков вследствие неплатежей по выданным кредитам, сокращения ресурсной базы, осуществление выплат по забалансовым операциям, возможность заключения сделки с нечестным партнером и т.п. Но, в то же время, чем ниже уровень риска, тем ниже и вероятность получить высокую прибыль. Поэтому, с одной стороны, любой производитель старается свести к минимуму степень риска и из нескольких альтернативных решений всегда выбирает то, при котором уровень риска минимален; с другой стороны, необходимо выбирать оптимальное соотношение уровня риска и степени деловой активности, доходности[3].
Уровень риска увеличивается, если проблемы возникают внезапно и вопреки ожиданиям (вариант развития событий не предусмотрен); поставлены новые задачи, в решении которых еще нет опыта (инновационные проблемы); невозможность принять необходимые и срочные меры (недостаток ресурсов какого-либо вида, включая временные и информационные); несовершенство законодательства – фактор внешней среды (в то же время, несовершенство законодательства и предоставляет возможности мошенникам использовать лазейки в нем, но для этого нужны искушенность и изощренность мышления, опыт, компетентность, профессионализм).
В. Т. Севрук выделяет политические риски, обусловленные изменением политической обстановки, и экономические, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике самой организации или в экономике страны. Экономические риски также представлены изменением конъюнктуры рынка, уровня управления. Эти риски связаны между собой, и часто на практике достаточно трудно их разделить.
Эти же риски могут быть внешними и внутренними. Внешние непосредственно не связаны с деятельностью компании или ее контактной аудитории; на их уровень влияет большое количество факторов – политические, социальные, экономические, демографические, географические и пр.
К внутренним относятся риски, обусловленные деятельностью самой компании, ее клиентов или его конкретных контрагентов. На их уровень оказывают влияние деловая активность руководства самой компании, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики и другие факторы[4].
К категории коммуникативно-психологических факторов целесообразно отнести те факторы, которые связаны с организацией и качеством проведения процедур подготовки и принятия решения, содержащего элементы риска. Данная группа факторов органично вписывается в число проблем, которые являются предметом рассмотрения в рамках бизнес-коммуникаций.
Поскольку риски связаны с деятельностью персонала организации, постольку проблемы коммуникативно-психологического характера имеют место на всех рабочих местах, на всех уровнях производства и управления. В условиях индивидуального труда или автономного принятия решений (директивный метод руководства) коммуникативный аспект в основном связан с получением необходимой информации. В условиях коллективного труда появляется возможность задействовать факторы группового эффекта, а коммуникативный аспект превращается, по сути, в решающий.
Размышления над материалом о степени риска деловой коммуникации полезно в случае, если вы заключаете коммерческий договор. Так, если ваш деловой партнер демонстрирует элементы деструктивного поведения, есть основание задуматься, нет ли у него умысла совершить мошенничество.
Разумный человек оценит и взвесит все возможные последствия совершаемой сделки и сумеет подстраховать себя на случай мошенничества. Это можно осуществить как на стадии сбора и изучения информации о вашем деловом партнере, так и в процессе составления коммерческого договора.
Люди с девиантным поведением всегда использовали общение, коммуникации для достижения собственных целей за счет других людей. Девиантное (отклоняющееся) поведение – действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основными видами девиантного поведения в социуме являются преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства, проституция[5]. Применительно к организации, правомерно отнести к девиантному поведению мошенничество.
Девиантам необходимо использовать различные формы власти, чтобы влиять на те отношения, которые они решили эксплуатировать[6]. Факторами влияния, содействующими проявлению отклонений, являются налаживание коллаборационистских[7] связей, деятельность девиантов на рынках, поддающихся их влиянию, и возможность использовать различные виды двусмысленностей, т.е. возможностей двоякого толкования[8]. Некоторые факторы часто действуют одновременно.
Случайная торговля (passing trade) имеет место там, где стороны обычно встречаются лишь один раз, не имея в виду установление хороших длительных отношений. Большие города для этого – типичная среда. Хорошим примером является торговля, связанная с туристами (особенно иностранными), а также гостиничный и ресторанный бизнес.
Эксплуатирующую (недобросовестную) экспертизу (exploiting expertise) можно найти там, где проведение реальной или предполагаемой экспертизы представляет собой элемент сделки. Типичные случаи – техническое обслуживание и ремонт, особенно гаражный сервис. Гаражи могут осуществлять неполные услуги, а брать полную плату, устанавливать бывшие в употреблении (подержанные) или дешевые пиратские запчасти и выдавать их за высококачественные, да еще и заменять части без особой необходимости. Соответственно, машины ломаются чаще, чем они могли бы, и, таким образом, ведут их хозяев к дальнейшим затратам. Специалисты по эксплуатирующей экспертизе получают выгоду, реализуя свои "порочные намерения". Это объясняет, почему гаражи, работающие с низким качеством, могут выглядеть успешными и процветающими по сравнению с теми, кто работает добросовестно. Поэтому плохие гаражи вытесняют хорошие, а плохие услуги становятся нормой.
Захват в триаде (triadic occupations) является характерной чертой отраслей частного сервиса, где потребители (или клиенты) находятся в непосредственном контакте как с предпринимателями, так и с работниками. Захват в триаде предполагает возможность для коалиции между любыми двумя из них в ущерб третьему. Они очень типичны среди водителей службы доставки, официантов, кассиров и в среде розничной торговли.