Фактор адаптивности
Адаптивность человека представляет собой интегральное качество личности, отражающее психологическую способность индивида за счет внутренних психофизиологических резервов организма приспосабливаться к изменившимся условиям внешней среды.
Рассмотрим процесс оценки адаптации на примере приспособления человека к профессиональному обучению[1].
Фактор адаптивности (ПАД) является оценочной социально-психологической конструкцией адаптивности, определяющей степень приспособления субъекта. Он может быть представлен, во-первых, в виде скорости привыкания человека к социальной, профессиональной среде, режиму труда и отдыха (АД) и, во-вторых, в виде уровня усвоения человеком норм жизнедеятельности социума и подчинения его поведения этим нормам, т.е. уровня исполнительности и дисциплинированности (Д).
Общая модель ПАД может быть сконструирована в виде системы, элементами которой являются АД и Д. Экспериментально получено, что весовые вклады этих элементов в общую теоретическую модель примерно равны и составляют соответственно 0,51 и 0,49.
Таким образом, общая формальная модель ПАД будет иметь следующий вид:
Адаптация как социально-психологический феномен – явление, довольно стабилизированное во времени. Процессы ситуативной и профессиональной адаптации тесно взаимосвязаны. Наиболее активно процесс адаптации идет в течение первых трех-шести месяцев после вхождения человека в новую среду. Именно в этот период проявляется в полной мере адаптивность как интегративная способность человека приспосабливаться к изменившемуся предметному и социальному окружению.
Моделирование процесса адаптации может осуществляться при помощи уравнений множественной линейной регрессии:
где АД – оценка привыкания субъекта к режиму жизни в первые три месяца обучения; – показатель методики САД (количество правильных ответов в первом задании); – показатель отношения испытуемого к инженерно-технической сфере профессиональной деятельности (в баллах); – показатель методики ЦТО[2] (количество баллов в отношении гуманитарной деятельности); – показатели методики Дж. Равена (количество баллов соответственно в сериях "D" и "А");.– показатель методики ТАХ (количество баллов по шкале "Т"); – показатель методики СД[3] (коэффициент "близости" между понятиями "настоящее Я" и "человек"); – показатель методики ДДО[4] (общее количество баллов по шкале "Техника" и "Знаковая система"); – показатель методики С. Розенцвейга[5] (количество процентов по шкале "N–P"); – показатель 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла (количество баллов по фактору "Е"), Коэффициент множественной линейной регрессии Rxy = 0,78 (р < 0,05).
где Д – оценка дисциплинированности субъекта за первые три месяца обучения; – показатель методики TAX (количество баллов по шкале "ТЗС"), Коэффициент множественной линейной регрессии Rxy = 0,61 (р < 0,05).
Таким образом, общий расчет ПАД может осуществляться по формуле
Интерпретация данных методик по фактору ПАД осуществляется с учетом операционной, мотивационной и характерологической составляющих. Высокие показатели методик, вошедших в математическую модель прогноза адаптивности, отражают наличие у человека ряда операционных интеллектуальных свойств, таких как опыт и творческая самостоятельность (из структуры обучаемости). Об этом свидетельствуют показатели методик TAX и "Прогрессивные матрицы" Равена. Мотивационная составляющая отражается посредством высоких показателей методик ЦТО, СД, ДДО, а также профильностью показателей TAX. Данные ЦТО и СД, отражающие эмоционально-смысловые компоненты личностной направленности, указывают на наличие гуманитарной ориентированности человека. По результатам исследования при помощи TAX и ДДО выявляются деятельностно-смысловые компоненты профессиональной направленности личности. Характерологические особенности в условиях первичной адаптации оцениваются посредством 16-факторного опросника Р. Кеттелла и теста С. Розенцвейга. По их данным, хороший адаптант характеризуется как конформный, интропунитивный (самообвиняющий) тип с "упорствующей" направленностью поведенческих реакций. Детальная интерпретация конформного субъекта может выглядеть следующим образом: покорность и зависимость как личностные черты, подчиняющийся тип, скромный, тактичный, осторожный, доброжелательный и послушный. Данный человек отличается высокой степенью обучаемости. В экстремальных ситуациях субъект сам стремится разрешить сложную проблему и берет па себя ответственность за ее возникновение.
В качестве вывода следует сказать, что приведенная экспериментальная модель диагностики способностей субъекта может служить практическим алгоритмом разработки комплексного инструмента исследования, основанного на одной из множества теоретических концепций общих способностей.