Факторы внешней среды деятельности компаний в Латинской Америке
Еще одной из характерных черт современной Латинской Америки является усиление вмешательства государства в экономику региона. На рубеже XX-XXI вв. в Латинской Америке стал наблюдаться новый феномен: "левый поворот". В целом ряде стран этого региона к власти не революционным путем, как это было в 1959 г. на Кубе, а электоральным приходят лидеры и партии левого толка. Левый поворот выступает ответом на провалы рыночной системы управления (в том числе в сфере социальной политики) и подразумевает усиление роли государства как регулятора рынка[1]. Это проявляется и в ужесточении норм и правил ведения хозяйственной деятельности компаний, и во внешнеэкономической политике государств. Конечно, степень такого вмешательства для каждой страны своя.
Одной из самых либеральных является экономика Чили, которая также признается самым конкурентоспособным государством в Латинской Америке. Серединное положение заняли такие страны, как Бразилия и Аргентина. Наиболее радикальные государства – это страны "социализма XX века", входящие в Боливарианский альянс для народов Америки (АЛБА), такие как Венесуэла, Боливия, Эквадор и Никарагуа. В этих странах государственная власть проникла практически во все сферы жизнедеятельности, были национализированы компании в ключевых отраслях, появился контроль цен на внутреннем рынке, усилилось государственное вмешательство во внешнеэкономическую деятельность компаний, поменялись внешнеторговые ориентиры, инвестиционная политика и т.д.
Анализ внешней среды деятельности компании в условиях левого поворота можно провести по основным четырем группам факторов: политико-правовые, экономические, социокультурные и технологические факторы (PEST-анализ). Трансформационные процессы, происходящие в странах Латинской Америки, влияют на формирование данных факторов, которые, в свою очередь, оказывают влияние на деятельность иностранных компаний, их конкурентоспособность и выбор стратегии выхода на латиноамериканский рынок. Рассмотрим более подробно каждую группу факторов.
Политико-правовые факторы
Левый поворот, несомненно, привел к изменениям в политике стран Латинской Америки, а также в их правовой среде. Во-первых, одна из существенных характеристик данного трансформационного процесса в Латинской Америки – это увеличение роли государства в различных сферах жизнедеятельности. В частности, стоит отметить, что в леворадикальных странах были национализированы предприятия стратегических отраслей экономики, и данный процесс не завершен. Так, например, в 2008 г. в Боливии была национализирована телекоммуникационная компания ENTEL, принадлежавшая итальянской ТНК, несмотря на непризнание данного действия Международным центром по урегулирования инвестиционных споров Всемирного банка.
Кроме того, в ряде стран регулируются цены на определенные виды продукции, что также необходимо принимать во внимание (в частности, в Венесуэле контролируются цены на продукты питания в розничной торговле). В связи с этим риски ведения бизнеса, особенно в странах "социализма XXI века", велики. Это накладывает отпечаток и на хозяйственную деятельность предприятий, так как для успешного развития компании необходима поддержка государственных структур.
Усиление бюрократии, увеличение социальной ответственности бизнеса (в Венесуэле компании со штатом более тысячи человек должны обеспечивать своих работников и их семьи возможностью получать базовое образование и доступом к медицинским услугам, если предприятие расположено на расстоянии более 100 км от города) также являются определенными барьерами по выходу иностранных компаний на латиноамериканский рынок.
Согласно исследованиям Всемирного банка, открытие нового бизнеса в этих странах влечет немалые временны́е и материальные расходы (табл. 23.3). Причем самое большое количество процедур и больше всего времени необходимо потратить в Венесуэле, и эта ситуация осложняется с каждым годом.
Таблица 23.3
Простота открытия нового бизнеса в странах Латинской Америки, 2010 г.[2]
Страна |
Количество процедур |
Время в днях |
Затраты в % от подушевого дохода |
Аргентина |
14 |
26 |
14,2 |
Боливия |
15 |
50 |
100,8 |
Бразилия |
16 |
120 |
7,3 |
Венесуэла |
17 |
141 |
30,2 |
Колумбия |
9 |
14 |
14,7 |
Мексика |
6 |
9 |
12,3 |
Никарагуа |
6 |
39 |
117,9 |
Парагвай |
7 |
35 |
55,1 |
Перу |
6 |
27 |
13,6 |
Уругвай |
11 |
65 |
42,1 |
Чили |
8 |
22 |
6,8 |
Эквадор |
13 |
56 |
32,6 |
Однако стоит отметить, что в левоориентированных Бразилии, Перу и Эквадоре реформы привели к улучшению условий для бизнеса, равно как и в других странах региона: в Мексике и Чили. Тем не менее в целом латиноамериканские государства отстают от стран Восточной и Центральной Азии, а также Восточной Европы по своей привлекательности для иностранных компаний с точки зрения простоты ведения хозяйственной деятельности.
Кроме того, страны Латинской Америки имеют достаточно высокий уровень коррупции, что, конечно, негативно влияет па ведение бизнеса в данном регионе (см. гл. 22). К слову, у России индекс восприятия коррупции достаточно велик и превышает показатели большинства латиноамериканских государств, за исключением Венесуэлы. Это говорит о том, что российские компании имеют опыт работы в таких условиях, что является их преимуществом в конкурентной борьбе с другими иностранными компаниями на латиноамериканском рынке.
Левый поворот также привел к тому, что латиноамериканские правительства стали уделять больше внимания развитию инфраструктурных и социальных инициатив. Бюджетных средств нс хватает на строительство дорог, новых электростанций и т.д., поэтому страны Латинской Америки привлекают иностранных операторов для реализации масштабных проектов.
Кроме того, левоориентированные государства, в большей степени их радикальные представители, проводят политику "антиамериканизма" в своей внешнеэкономической стратегии и поэтому ищут новых партнеров, в том числе, например, ориентируясь и на Россию, что создает благоприятную ситуацию для российской экспансии в данные страны. Хотя стоит отметить, что в таких условиях возрастает конкуренция и со стороны КНР.
Таким образом, в целом влияние политических факторов неоднозначно. С одной стороны, увеличение роли государства в латиноамериканских странах порождает определенные препятствия для выхода компаний на данный рынок. С другой – иностранные предприниматели могут иметь ряд преимуществ при таком политическом режиме, если смогут выработать соответствующую стратегию развития своего бизнеса в данном регионе.