Факторы, влияющие на здоровье
В первой главе отмечалось, что общественное здоровье как объект изучения социальной медицины характеризуется комплексным воздействием социальных, генетических, поведенческих, биологических, геофизических и других факторов. Многие из них могут определяться как факторы риска заболеваний.
Факторы риска – это потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной сред, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.
При изучении общественного здоровья факторы, его определяющие, обычно объединяют в следующие группы:
– социально-экономические – условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние, уровень и качество питания, отдых и т.д.;
– социально-биологические – возраст, пол, предрасположенность к наследственным заболеваниям и т.д.;
– экологические и природно-климатические – загрязнение среды обитания, среднегодовая температура, экстремальные природно-климатические явления и т.д.;
– организационные или медицинские – обеспеченность населения медико-социальной помощью, ее качество и доступность и г.д.
Предлагаются также и другие группировки и классификации. Одна из общепринятых – выделение главных или больших факторов риска.
Например, по отношению к сердечно-сосудистым заболеваниям – это курение, гипокинезия, избыточный вес, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы, алкоголь. Большинство таких факторов риска зависит от самих людей, их поведения и образа жизни.
По своей природе факторы риска разделяют на первичные и вторичные. По мнению специалистов ВОЗ, к первичным большим факторам риска относятся: курение, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, гипокинезия, психоэмоциональный стресс; к вторичным – диабет, артериальная гипертензия, холестеринемия, ревматизм, аллергия, иммунодефициты и др.
Выделяются так называемые группы риска, к которым относят часть населения, в большей степени, чем другие, предрасположенную к различным заболеваниям. Это дети, старики, беременные, мигранты, бомжи, лица с девиантным поведением, работающие во вредных производственных условиях и пр.
Давая характеристику здоровью населения, специалисты констатируют и социальную обусловленность последнего. Когда речь идет о социальной обусловленности здоровья, то имеется в виду первостепенное по своему значению, а подчас и решающее влияние на него социальных факторов риска, воздействие которых приводит к нарушению компенсаторно-приспособительных механизмов и, тем самым, способствует развитию патологии.
Ю. П. Лисицын отмечает, что опосредование здоровья (и болезней) происходит через социальные условия и социальные факторы, т.е. конкретные формы проявления, отражения способа общественного производства, его производительных сил и производственных отношений, воздействий социально-политической и экономической структуры общества, так как эти последние представляют собой теоретические, во многом абстрактные, понятия. Именно конкретные условия жизни – труда, быта, питания, жилища, отдыха, образования, воспитания, культурные потребности и многое другое – и есть социальные условия и факторы.
Следует отметить, что в современном российском государстве происходит трансформация, которая характеризуется формированием новой социальной структуры, расслоением населения.
Значимость, масштабность и мобильность дифференциации в обществе требует современных исследований, прежде всего с точки зрения оценки воздействия такой дифференциации на состояние здоровья населения в различных его группах.
Вопросы влияния социальных факторов на здоровье человека представлены в четвертой главе учебника.
По мере накопления знаний о закономерностях индивидуального развития организма человека становится ясно, что этот процесс, включая постнатальный (послеродовый) период, представляет собой реализацию в определенных условиях среды генетической программы, унаследованной индивидом от своих родителей через половые клетки. Следовательно, любые аномалии развития необходимо рассматривать как нарушения в тех или иных звеньях реализации такой генетической программы.
Современные тенденции в изменении структуры заболеваемости свидетельствуют о возрастании относительного значения генетически обусловленных заболеваний в патологии человека. По данным мировой статистики, около 5% всех новорожденных появляются на свет с генетически обусловленными дефектами, роль которых в перинатальной патологии еще выше.
Прогресс в понимании этиологии и патогенеза ряда распространенных болезней (ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, большая группа нервно-психических болезней, ряд онкологических заболеваний и др.) свидетельствует о существенном значении наследственной предрасположенности в возникновении таких форм патологии. Указанные заболевания относят к разряду болезней с наследственной предрасположенностью.
Также следует вспомнить хромосомные и генные наследственные болезни и болезни, возникающие под воздействием внешних факторов. Эти вопросы рассматриваются в пятой главе учебника.
Следует подчеркнуть, что понимание социальными работниками вопросов социальной и генетической обусловленности здоровья имеет важное практическое значение в их профессиональной деятельности при оказании помощи клиентам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, особенно в случае, когда такая ситуация прямо или опосредованно связана с проблемами здоровья.
Таким образом, на здоровье человека оказывает влияние множество факторов, главные из которых условно можно разделить на четыре группы: образ жизни, наследственность, состояние окружающей среды, качество и доступность медицинской помощи.
Математические расчеты, неоднократно воспроизведенные, в том числе и в нашей стране, показывают, что самое большое влияние на здоровье оказывает образ жизни. Доля факторов последнего превышает 50% всех воздействий. Примерно по 20% занимают наследственные факторы и состояние окружающей среды, и около 10% приходится на уровень развития здравоохранения (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Группировка факторов риска (по Ю. П. Лисицыну, 2010)
Категории факторов риска |
Примеры факторов риска |
Доля, % |
Образ жизни |
Курение Употребление алкоголя Несбалансированное питание Стрессовые ситуации (дистрессы) Вредные условия труда Гиподинамия Низкая физическая активность Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами Напряженные семейные отношения Напряженные психоэмоциональные отношения на работе Низкий культурный и образовательный уровень |
50-57 |
Внешняя среда |
Загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами Загрязнение воды канцерогенами и другими вредными веществами Загрязнение почвы Резкие смены состояния атмосферы Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения |
20-25 |
Генетические факторы |
Предрасположенность к наследственным болезням Наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям |
15-20 |
Здравоохранение |
Неэффективность профилактических мероприятий Низкое качество и несвоевременность медицинской помощи |
10-15 |
Из этого следует, что одним из эффективных направлений улучшения здоровья населения является формирование такого образа жизни, который позволил бы каждому человеку сохранить и улучшить состояние собственного здоровья.
Участие в этом процессе, который в настоящее время нередко называют "формированием здоровьесберегающего поведения населения", должны принимать не только медицинские работники, но и педагоги, психологи, а также социальные работники.