Факторы, влияющие на процесс сплочения малой группы
Эмоциональная привлекательность членов группы. Необходимо отметить, что сам по себе этот параметр не обеспечивает ни эффективной совместной деятельности, ни высокой групповой сплоченности. Однако и без эмоциональной притягательности людей трудно создать сплоченную группу.
Сходство членов группы между собой. Это могут быть различные аспекты сходства: возрастное, социальное, этническое и др. Но самое главное - это ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентации членов группы, поскольку в этом случае в силу вступает психологический механизм. Он заключается в том, что чем ближе чужое мнение к собственному мнению человека, тем симпатичнее ему лицо, высказывающее данную точку зрения. И наоборот: люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлекательного лица. Этот же феномен работает и в группе: человек более тяготеет к группе, взгляды и ценности которой он разделяет, и в которой его собственные взгляды находят поддержку.
Предпочитаемый группой способ взаимодействия и ведущий социальный мотив членов группы. Более привлекательна для людей и имеет большие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на групповой кооперации, и в которой преобладает мотив сотрудничества.
Кооперация выступает причиной сплочения группы, поскольку способствует возникновению в группе ряда важных и привлекательных для членов группы феноменов:
o при кооперации и мотиве сотрудничества уменьшается число внутригрупповых конфликтов, а также есть все условия для успешного разрешения возникающих объективных противоречий;
o кооперация способствует свободному и открытому общению людей, стимулирует сближение мнений, расширяет обмен информацией между партнерами;
o кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, поскольку только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному успеху;
o кооперация между членами группы способствует сплочению всей группы.
Вместе с тем соревнование между группами в определенных видах деятельности способствует внутреннему сплочению групп-участников. Однако важно помнить об одной опасности: межгрупповая конкуренция может привести к возникновению межгрупповой агрессии и неприятия членами групп друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать.
Особенности групповых целей. Цели, которые ставятся группой или перед группой се руководителем, помогают коллективу сплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (т.е. каждый участник видит личный смысл в том, что делает вся группа), а также если группа может рассчитывать на успех в достижении цели.
Важной характеристикой групповой цели должна быть четкость и однозначность ее постановки. Абстрактные глобальные цели, не конкретизируемые в частные задачи (стать гармонически развитыми людьми, стать дружными и сплоченным и т.д.), подмена цели средством (достижение конкретного оценочного результата) не приносят желаемого эффекта.
Цель деятельности в том случае, когда она действительно может служить источником активности индивида и фактором сплочения группы, должна отвечать следующим требованиям:
o цель должна быть конечна, т.е. иметь четкий результат, достижение которого не очень оттянуто во времени от момента принятия цели;
o цель должна быть ясной, определенной и понятной каждому участнику группы. Обязательно нужно проверить, действительно ли все члены группы одинаково понимают смысл и цель происходящего;
o цель должна быть технологична, т.е. содержать в себе доступные членам группы средства ее достижения;
o цель должна быть личностно привлекательной для каждого члена группы, а для этого содержать в себе какие-либо частные цели и средства, интересные или доступные для него. Деятельность, организуемая в процессе выполнения заданий, должна требовать от каждого тех умений, которые у него особенно развиты или которые он хотел бы в себе развить.
Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа. В свою очередь, удовлетворенность возникает при соблюдении ряда условий.
Характер руководства и стиля принятия решений, характерного для группы. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общего решения способствуют сплочению группы.
Отмстим, что сплоченность - это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только представляет собой более эффективно работающий единый организм, по и обладает большей привлекательностью для каждого ее члена. Сплоченная группа характеризуется усилением взаимоудовлетворяющего общения между участниками, близостью мнений и ценностных ориентации, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе высокого уровня сплочения растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности и, кроме того, повышается эффективность любых форм активности такой группы.
Формирование групповой сплоченности и коммуникация в малой группе (по М. А. Василик). Коммуникация в малой группе - это способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности состоит в установлении такой кооперации, когда поведение каждого изменяется и в известной степени регулируется фактом участия других индивидов. Коммуникация в малой группе - это обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию движений большой сложности. "Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности, индексом которой может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций члена группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом".
Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики. Сплоченность определяется им как "тотальное поле сил", заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых в малой группе обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.
Одно из главных мест механизма формирования групповой сплоченности принадлежит групповому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением индивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма (см. выше) или конформного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах С. Аш в 1951 г.
Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформностью "наизнанку", выступает негативизм -поведение индивида, который противостоит мнению группы даже при оказываемом па него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного продуцирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, индивид продолжает сохранять привязку к групповому мнению, хотя и со знаком минус.
В исследованиях конформности, проводившихся М. Дойчем и Г. Джерардом, были выделены два вида группового влияния:
нормативное, когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма;
- информационное, когда давление может оказываться меньшинством, члены группы рассматривает это мнение как информацию, на основе которой он сам должен сделать свой выбор1.
Нормативный конформизм подразумевает необходимость подчиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохранить с членами группы хорошие отношения или заслужить их одобрение.
Информационное влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный характер и мнение окружающих может оказаться ценным источником информации. Интересно отметить, что после того как человек согласился с той или иной группой, у него возникает довольно сильная потребность оправдывать выбранное решение.
Как мы видим, конформизм проявляется не только в ситуациях сильного влияния группы, но и тогда, когда человек чувствует себя некомпетентным, когда задача, которую ему надо решить, кажется ему слишком трудной и он стремится избежать возможных ошибок.
Групповая сплоченность с точки зрения процессов коммуникации в малой группе была исследована также Л. Фестингером. Сплоченность анализировалась им на основе данных о частоте и прочности коммуникативных связей, раскрываемых в группе. Центральным понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, стало понятие когнитивного диссонанса, т.е. осознания индивидом противоположности своих убеждений мнению другого человека или группы.
По мнению Л. Фестингера, процессы социальной коммуникации и социального влияния тесно связаны с процессами возникновения и устранения когнитивного диссонанса. Для индивида социальная группа является одновременно и главным источником когнитивного диссонанса, и основным средством его уменьшения или даже полного устранения. Так, информация, получаемая в процессе коммуникации, может содержать элементы, диссонирующие со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуацию. Наиболее эффективным путем устранения диссонанса между мнениями индивида и группы является принятие набора когнитивных элементов, соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, вызванный столкновением мнений, зависит от следующих факторов:
- Количество когнитивных элементов мнения индивида, совпадающих с противоположным мнением. Чем больше консонативных отношений, т.е. чем больше количество совпадающих когнитивных элементов двух высказываемых мнений, тем меньше вызванный разногласием диссонанс. Таким образом, количественная характеристика определяет, в конечном счете, степень несогласия.
- Важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссонанс. Так, чем более значима проблема для отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные элементы, свидетельствующие о существовании иных взглядов на эту проблему, и тем больше будет диссонанс, вызванный выражением несогласия.
- Авторитет человека или группы, выражающих противоположную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противоположное мнение высказывается человеком или группой, признанными авторитетными.
Согласно точке зрения Л. Фестингера, если диссонанс существует, одновременно присутствует и стремление к его уменьшению. При этом чем диссонанс больше, тем стремление его устранить сильнее.
Способы выработки единого мнения в группах:
- самостоятельное изменение мнения субъекта на более распространенное. Именно распространенность мнения является обязательным условием уменьшения диссонанса;
- изменение мнения субъекта через влияние;
- утверждение превосходства собственного мнения. Одновременно Л. Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и коммуникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или повлиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направлены главным образом в адрес тех членов группы, которые проявляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногласия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида.
Средовые аспекты жизнедеятельности и коммуникация в малой группе
Пространственные расположения членов группы влияют па развитие внутригруппового взаимодействия, в частности, его коммуникативной его стороны. Согласно экспериментальным данным Р. Соммера, существует зависимость между пространственным расположением людей в определенном помещении и их взаимодействием и аттракцией.
Близость расположения людей друг от друга влияет на усиление коммуникации, рост аттракции и дружеских отношений. Как правило, люди размещаются в пространстве не в случайном порядке. В большинстве ситуаций можно отметить влечение людей к тем, кто вызывает симпатию, и стремление дистанцироваться от тех, кто не вызывает потребности общаться. Однако этого не происходит в группах с сильным директивным руководителем, который жестко контролирует коммуникативные потоки.
Местоположение в групповом пространстве и коммуникация. Выбор членами группы того или иного местоположения в групповом пространстве показывает определенную взаимосвязь пространственной позиции со статусом владельца. В частности, позиция на пересечении внутригрупповых коммуникаций дает ее обладателю возможность контролировать групповые процессы, и следовательно, возможность повысить свой статус, стать лидером.
В любой малой группе существует также преобладающая "эмоциональная атмосфера", от которой часто зависят самочувствие членов группы и их поступки. Соответственно действия, согласующиеся с доминирующим настроением, в значительной степени облегчаются. Довольно часто сложившаяся и существующая автономно группа негативно воспринимает присоединение новых людей, оценивая это как вторжение в сформировавшуюся в данной группе коммуникативную сеть.
Таким образом, средовые факторы оказываются важным элементом анализа, поскольку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуникативных процессов в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекания.
Форма стола и коммуникация. Экспериментально было выявлено: сидя за столом квадратной или прямоугольной формы, члены группы чаще обменивались информацией с партнерами, находящимися напротив них, нежели соседями. Па основании этих данных был сделай важный в практическом плане вывод о целесообразности размещения участников групповой дискуссии за небольшим круглым столом с целью обеспечения равномерной коммуникации.