Лекция 4 ФАКТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ
Накопившиеся за последнее десятилетие проблемы в промышленности и торговле России требуют системного комплексного подхода к их решению. Наряду с традиционными методами и средствами модернизации российской экономики повышаются роль и значение рыночной инфраструктуры применения новых для отечественной экономики инструментов хозяйствования, включая логистику и маркетинг.
Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в последние десятилетия обусловлено возрастающими потребностями предприятий в различных отраслях отечественной экономики. Основной потенциал логистики заложен в рационализации управления потоками материалов, информации, энергии и финансов. Поэтому объектом изучения логистики как научной дисциплины являются материальные потоки и сопутствующие им информационные и финансовые потоки, а также логистические системы, обеспечивающие их прохождение.
В специальной литературе принято выделять макро- и микрологистические системы. Основные критерием разделения является наличие (макроуровень) или отсутствие (микроуровень) товарно-денежных отношений между участниками логистического процесса.
Под деятельностью в области логистики отдельного предприятия обычно понимают деятельность, связанную только с транспортировкой и складированием. При этом часто недооценивается стратегический потенциал логистики в компании. Между тем одной из основных задач отдела логистики в организации являются координация деятельности служб, участвующих в управлении движением материальных потоков, и разрешение возникающих между ними конфликтов. Поэтому логистика на уровне предприятия не только отвечает за физические процессы, связанные с движением потоков, но и является частью менеджмента компании.
В России в последние годы издается много литературы по теории и практике логистики, которая может использоваться или уже используется для преподавания различных разделов курса логистики. Однако имеющиеся на русском языке издания не отражают в полной мере специфику управления логистической системы организации. В большей степени в специальной литературе российских авторов содержатся сведения об управлении макрологистическими системами.
Управление логистическими процессами на макроуровне обычно определяется термином "управление цепями поставок" или SCM (Supply chain management). Цепь поставок необходимо рассматривать как последовательность событий, совершаемых в целях удовлетворения потребителей. Каждый товар имеет уникальную цепь поставок, причем некоторые могут быть очень длинными и сложными. Главными и традиционными действующими лицами цепей поставок являются производитель, оптовик и розничный торговец. Логистический менеджмент в этом случае заключается в принятии решений, направленных на упрощение и стандартизацию операций для сокращения дублирования и связанных с ним непроизводительных трат.
Значительный опыт управления крупными системами был накоплен в годы Советской власти (А. В. Кириченко, 2004). Однако в условиях децентрализации экономики возникает необходимость в использовании методов логистики на микроуровне. Существенная недоработка в области логистики в России имеется именно в этом направлении. Поэтому актуальными являются разработка и внедрение в практику работы отдельных предприятий логистических методов и подходов с целью повышения эффективности работы отдельных звеньев общей логистической цепи и улучшения их взаимодействия между собой.
На уровне российских предприятий отношение к логистике неоднозначно. С одной стороны руководство уже пришло к пониманию сквозного управления материальными потоками и согласованного взаимодействия между подразделениями предприятия. С другой стороны высший менеджмент компании не готов к глубоким изменениям на предприятии, в том числе к перестройке организационной структуры предприятия, без чего невозможно осуществить внедрение логистической концепции. Наряду с этим серьёзной проблемой является отсутствие квалифицированных кадров в этой области знаний. Выходом в этом случае может быть привлечение консультантов.
Использование логистики на предприятии должно быть продиктовано необходимостью повышения слаженности работы всех его подразделений и всего предприятия в целом, в том числе по отношению к внешней среде. Обеспечить эффективную работу производственного предприятия можно путём увеличения надёжности поставок сырья и материалов за счёт: улучшения взаимодействия с поставщиками; повышения точности производственных планов за счёт их увязки с потребностями покупателей; использования "тянущей" логистической концепции организации производства (Канбан); обеспечения высокого уровня логистического обслуживания при отгрузке и отправке готовой продукции покупателей.
В качестве потребителей производственного предприятия могут выступать оптовые и розничные торговые предприятия, торговые посредники или же другие производственные предприятия (в случае производства полуфабрикатов). В некоторых случаях производственное предприятие осуществляет продажу готовой продукции конечным потребителям (к примеру, производство и установка пластиковых окон, встроенных шкафов, сельскохозяйственной продукции).
Развитие логистики на предприятии и при взаимодействии между предприятиями происходит эволюционно. Различают четыре этапа развития логистических систем.
Первый этап развития логистики (60-е гг. XX века) характеризуется интеграцией складского хозяйства с транспортом, которые начинают функционировать по единому графику и согласованной технологии. Ранее транспорт и склад были связаны только операциями погрузки-разгрузки. После объединения они начинают работать по единой технологии (тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом транспорта).
Рис. 2. Первый этап развития логистики
Ключевые моменты первого этапа развития логистики (рис. 2):
♦ непосредственное реагирование на колебания спроса;
♦ оценка логистической системы выражается минимумом общих затрат на материальное распределение, но не эффективностью отдельно складского хозяйства и транспорта.
Второй этап развития логистики (80-е гг. XX века) характеризуется интеграцией складского хозяйства и транспорта с производством. Это позволило оперативно реагировать на изменения внешней среды, улучшить использование оборудования и сократить сроки исполнения заказов (рис. 3).
Критерием оптимальности стала минимизация общих издержек всех вышеназванных подразделений. При этом очевидно, что минимизация общих издержек может быть достигнута снижением эффективности работы отдельных звеньев предприятия. Попытки минимизировать издержки какого-либо отдельного вида деятельности могут привести к повышению всех затрат при организации материального потока. Например, снижение запасов может снизить издержки, связанные с хранением, но увеличить издержки, связанные с работой транспорта.
Ключевые моменты второго этапа развития логистики:
♦ система логистики включает следующие элементы: обработку заказов, обслуживание заказчика, управление запасами готовой продукции;
♦ используются компьютеры, но информационные системы не отличаются высокой сложностью;
Рис. 3. Второй этап развития логистики
♦ работа логистической системы оценивается сопоставлением сметы расходов и реальных затрат.
Третий этап (90-е годы XX века.) характеризуется интеграцией всех участников логистического процесса - поставщиков сырья, производственного предприятия, оптового и розничного звена (рис. 4).
Логистика на третьем этапе представляет собой совокупность:
♦ концептуального подхода к различным этапам и функциональным областям логистики как к единому целому;
♦ методологических приемов расчетов параметров и режимов отдельных операций всего рассматриваемого процесса с указанных позиций;
♦ технических средств и организационных форм, обеспечивающих принятие обоснованных управленческих решений, исходя из вышеупомянутого концептуального подхода, а также своевременную реализацию этих решений.
Ключевые моменты третьего этапа развития логистики:
♦ к элементам логистической системы второго этапа добавляются: добыча или закупка сырья, доставка сырья на предприятие, управление запасами сырья и незавершенного производства;
♦ управление основано на планировании упреждающих воздействий;
♦ работа системы оценивается сравнением со стандартом качества обслуживания.
Рис. 4. Третий этап развития логистики
Четвертый этап (настоящее время). Логистические операции интегрируются с операциями маркетинга и финансов (рис. 5).
Ключевые моменты четвертого этапа:
♦ увязка противоречивых целей подразделений предприятия;
♦ долговременное (более года) планирование;
♦ оценка работы системы с учетом требований международных стандартов.
Рис. 5. Четвертый этап развития логистики
В настоящее время не все предприятия пришли к пониманию необходимости использования логистики в производственно-торговой деятельности. Это объясняется изменчивым экономическим климатом, нацеливающим на получение сиюминутной прибыли. Кроме того, иногда трудно выделить отдачу от инвестиций в логистику. Проблема слабой подготовки специалистов в области логистики (особенно высшего управленческого звена) также препятствует развитию внедрению логистических методов. В условиях финансового кризиса значительно возрастает значение логистики как инструмента снижения затрат и увеличения эффективности производства и распределения товаров между участниками товародвижения.
Отечественная история развития логистики существенно отличается от западной:
♦ в странах СНГ задачи оптимизации решались в основном для продукции производственно-технического назначения;
♦ в западных странах логистика развивалась как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере производства и обращения.
Выводы
1. Использование и внедрение логистики на российских предприятиях связано с глубокими изменениями в технологии и управлении материальными потоками.
2. Первый этап развития логистики (60-е гг. XX в.) - интеграция складского хозяйства с транспортом, которые начинают функционировать по единому графику и по согласованной технологии. Второй этап (80-е гг.) - интеграция складского хозяйства и транспорта с производством. Третий этап (настоящее время) - интеграция всех участников логистического процесса. На четвёртом этапе управление материальными потоками осуществляется с учётом маркетинговой стратегии предприятия. Логистика в сегодняшнем понимании становится инструментом общего менеджмента.