Факторы риска суицидального поведения
К основным факторам, которые необходимо учитывать при изучении риска суицидального поведения, относят:
1. Культурологический фактор. Суицид – исключительно человеческий акт, встречающийся во всех культурах. Особенности культуры влияют на отношение ее представителей к суициду. Такие влияние может быть сдерживающим, но может быть и провоцирующим.
2. Национальный фактор. Отмечаются достоверные различия в риске суицидального поведения между представителями разных этнических групп.
3. Религиозный фактор. Большинство мировых религий (ислам, буддизм, христианство) осуждают суицид и считают его грехом.
4. Фактор психического и соматического здоровья. Французский психиатр XIX в. Доминик Эскироль считал, что все самоубийцы – душевнобольные, так как только в состоянии безумия человек может покушаться на свою жизнь. Карл Ясперс в свое время отмечал, что в Германии лишь одна треть самоубийств совершается душевнобольными, однако среди двух третей самоубийц, у которых нет психоза, имеется очень большое число людей с отклонениями от нормы.
Соматические болезни также увеличивают риск суицида, особенно когда им сопутствует депрессия. Около одной трети взрослых совершают суицид на фоне серьезных соматических заболеваний. Особое значение здесь приобретают инвалидизирующие и неизлечимые заболевания.
5. Наследственный фактор. Генетические факторы играют определенную роль в повышенном риске суицида. В некоторой степени об этом свидетельствует тот факт, что у совершивших суицид в анамнезе чаще, чем у других людей, можно встретить указания на то, что кто-то из их родственников покончил с собой или пытался это сделать, причем суицидент мог об этом и не знать.
6. Социально-экономический фактор. Изменение социальной и экономической ситуации в стране обычно отражается на суицидальной активности населения. Широко распространено мнение, что неблагоприятные микро- и макросоциальные условия способствуют увеличению риска суицидального поведения. Вместе с тем при исследовании микросоциальной среды детей и подростков, совершивших суициды, было выявлено, что 87% семей, в которых они проживали, по социально-экономическим характеристикам были вполне благополучны.
Наличие у детей и подростков близких знакомых, друзей, родственников, совершивших самоубийство, увеличивает степень риска суицидального поведения у них самих. Тот же эффект может оказывать на подростков-фанатов смерть их кумира, особенно если она стала следствием суицида.
7. Семейный фактор. Обстановка в семье – основной микросоциальный фактор, влияющий на возникновение суицидального поведения у детей. Подавляющее большинство (92%) суицидов у детей и подростков связаны с неблагополучной семейной ситуацией (неполные, конфликтные, алкоголизирующиеся, криминальные семьи и т.д.). В подобных семьях часто отмечаются отклонения семейного воспитания (гиперпротекция, авторитарность, жестокость родителей и др).
8. Возрастной фактор. Причинами суицидов у детей 7–10 лет чаще всего являются разводы родителей, смерть близкого человека, животного, ревность к брату или сестре. В препубертатном (предподростковом) и пубертатном возрасте среди причин на одно из первых мест выходит наркозависимость.
Основные направления деятельности по взаимодействию с несовершеннолетними, имеющими суицидальные мысли, намерения или поведение
Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи:
1) контроль факторов и групп риска;
2) контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии;
3) оказание помощи конкретной личности.
Превенция суицида, т.е. предотвращение суицидального
поведения, осуществляется преимущественно в следующих формах:
• развития у подростков навыков конструктивного поведения;
• создание условий переживания ими конструктивного жизненного опыта;
• обучение взрослых распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи;
• контроль факторов и групп риска;
• контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии;
• оказание помощи конкретной личности.
Помощь человеку с уже сформированным суицидальным поведением принято называть кризисной интервенцией. Ведущим методом в этом случае выступает кризисное консультирование, а его целью – удержание человека в живых.
Согласно клиническим исследованиям (А. Г. Амбрумова, Л. Я. Жезлова) покушения на самоубийство совершаются: 1) здоровыми людьми; 2) лицами с пограничными нервно-психическими расстройствами, страдающими психическими заболеваниями. Для обеих групп прежде всего предназначена телефонная служба медика-психологической помощи, или телефон экстренной психологической помощи ("телефон доверия"). Кризисное консультирование осуществляется также в условиях специализированных центров и кабинетов. Для страдающих психическими заболеваниями имеются суицидологические кабинеты при психоневрологических диспансерах и специализированные отделения психиатрических больниц.
Особенно актуальна помощь людям с острыми суицидальными реакциями, подавляющее большинство из которых является практически здоровыми людьми. Суицидоопасные реакции проявляются на нескольких уровнях личностного функционирования:
– в аффективной сфере – это интенсивные отрицательные эмоции (тревога, одиночество, отчаяние, тоска, обида);
– в когнитивной – неадаптивная концепция ситуации с пессимистической оценкой настоящего и будущего, искаженным восприятием времени.
Нарушения личностной идентификации затрагивают самооценку, снижают способность принимать решения, нарушают уверенность в переносимости аффективного напряжения. Поведение часто бывает импульсивным, непродуктивным. Считается, что период острых суицидальных реакций в среднем длится около месяца.
Главная цель неотложной помощи – предотвратить дальнейшее развитие реакции и покушение на самоубийство. Для этого человеку требуется помощь в овладении ситуацией, а также коррекция неадаптивных личностных установок, обусловливающих развитие кризисных состояний и суицидальных тенденций. При этом нужно исходить из того, что кризис – следствие не столько обстоятельств, сколько негативного отношения к ним. В большинстве случаев имеет место ситуация, когда семейные, профессиональные или социальные ценности обладают большей значимостью, чем собственная жизнь; наблюдается стойкая фиксация на психотравмирующих событиях.