Факторы риска развития нарушений пищевого поведения и первые симптомы расстройства
Для психолога, работающего с детьми и подростками, особенно важно выявлять первые симптомы именно специфических расстройств питания, которые потенциально можно предсказать уже в младшем школьном возрасте, а также факторы риска развития нарушений питания. К таким факторам риска относятся в первую очередь особенности характера личности ребенка, семейная предрасположенность и специфика семейной системы, в которой растет ребенок. Кроме того, сам подростковый возраст является фактором риска, что связано с задачами развития в данном возрасте.
Характер ребенка
Когда мы говорим о характере ребенка как о факторе риска для развития расстройства пищевого поведения, то подразумеваем некоторые устойчивые особенности его личности, которые были у него на протяжении всей жизни. Это особенности, которые при наложении на проблематику подросткового возраста становятся фактором риска развития нарушения пищевого поведения.
К таким особенностям относятся стремление нравиться окружающим и получать одобрение, обсессивность и склонность к обсессивным реакциям, эмоциональная лабильность и ригидность эмоциональных реакций, зависимость самооценки от внешних факторов.
Стремление нравиться окружающим, быть одобряемым и принимаемым в некоторой степени свойственно всем людям, независимо от возраста. Однако если желание нравиться, быть "хорошим" является основным средством, с помощью которого ребенок и подросток удовлетворяет свои потребности, то данная особенность может становиться проблемной чертой характера: если подросток крайне сильно зависим от того, насколько он "хороший", то данная черта уже становится фактором риска. Это связано с тем, что в такой ситуации ребенок не ощущает в себе возможности удовлетворять свои потребности самостоятельно, ему для этого нужно что-то дополнительное, внешнее, будь то лояльность родителей, учителей или сверстников. Далее стремление быть "хорошим", вполне вероятно, будет переходить в желание быть все лучше и лучше, что, в свою очередь, может реализовываться через улучшение своего внешнего вида, фигуры и провоцировать развитие нарушений пищевого поведения.
Обсессивность и склонность к обсессивным реакциям — одна из форм невротических реакций, которые могут быть свойственны детям, находящимся в группе риска развития нарушений пищевого поведения, склонность к обсессивному мышлению, компульсивным реакциям, ритуалам. Тревожность ребенка/подростка при определенных обстоятельствах может разряжаться через навязчивые ритуалы, мысли и действия. В попытках справиться со страхами или тревогой дети могут формировать какие-то ритуальные действия, самостоятельно придумывать ритуалы, при выполнении которых тревога на время отступает.
В случае если ребенок, склонный к обсессивным реакциям, примет решение снижать вес или сформирует сверхценную идею относительно каких-то правил питания, возникает высокий риск развития стойкого расстройства питания. Здесь же следует отметить ригидность мышления как связанную с обсессивностью специфику организации мыслительных процессов. Ригидность мышления может усложнять процесс психотерапии и психологической коррекции в случае нарушений пищевого поведения.
Специфика эмоциональной сферы
Тревожность ребенка может быть фактором риска для развития нарушений питания, поскольку тревожный ребенок постоянно ищет способ эту тревогу "усмирить", что порождает разные формы невротических реакций, которыми могут быть разные формы обсессий, сверхценных идей и т.п.
Здесь еще стоит упомянуть о противоречивой и опасной особенности эмоциональной проблемы ребенка — эмоциональной лабильности на фоне ригидности. Эмоциональная лабильность — это особенность нервной системы, для которой характерна неустойчивость настроения, т.е. стимул, который может сменить настроение с хорошего на плохое, может быть крайне слабым, незаметным для окружающих. При этом в случае ригидности эмоций человек будет надолго "застревать" в негативном настроении, сопротивляться попыткам окружающих поднять его настроение, порадовать. Таким образом, наложение данных особенностей на подростковый возраст создает риск развития депрессивного состояния или расстройства.
Такие дети, впрочем, как и взрослые с подобными особенностями, испытывают сильные страдания, а также чувство бессилия и беспомощности перед своими эмоциями, которые их захватывают. В данной ситуации риск развития нарушений питания также высок. Это связано, во-первых, с тем, что еда, особенно сладкая и обильная, дает временное ощущение облегчения страдания. Известно, что метаболиты глюкозы используются для синтеза серотонина и сладкое дает краткосрочное изменение фона настроения. Однако при регулярной сахаротерапии неизбежно начинает увеличиваться вес. Это, в свою очередь, провоцирует подростка, с одной стороны, на поиск средства снижения веса, а с другой — снижает фон настроения. Таким образом может сформироваться замкнутый круг, причиной которого является специфика эмоциональной сферы, а результатом может стать булимия, анорексия или компульсивное переедание.
Низкая самооценка является, по сути, общим местом и фактором риска развития самых разных расстройств и неврозов. Однако в контексте нарушений пищевого поведения данный феномен играет особую роль. Низкая самооценка на фоне других обстоятельств является фактором, который может форсировать формирование нарушений. Другими словами, если ребенок считает себя ненужным, некрасивым, то он существенно более податлив любым идеям преображения и улучшения себя, а именно в этих идеях берут свое начало мотивы снизить вес или изменить свое питание.
При этом важно понимать, что особенности характера ребенка могут иметь совершенно разные степени выраженности. Ребенок с характером, в котором заложены факторы риска для развития нарушения пищевого поведения, может развить их, а может и не развить, и здесь уже многое зависит от той среды, в которой он развивается.
Подростковый возраст
Следует заметить, что сам подростковый возраст является фактором риска для развития нарушений пищевого поведения. Это связано в первую очередь с тем, что меняется тело и характер подростка. Лавинообразные изменения, которые обрушиваются на ребенка, могут стать сильнейшим фактором риска для развития нарушений пищевого поведения и других форм расстройств. При этом если в младшем школьном возрасте имели место такие особенности характера, как обессивность, желание правиться другим, потребность в контроле, депрессивность и т.п., то в период подросткового кризиса уровень риска развития нарушений пищевого поведения возрастает.