Факторы риска и факторы защиты от развития аддиктивного поведения у детей и подростков
В наркологии обычно выделяют три группы факторов, которые увеличивают шансы индивида стать потребителем и зависимым от ПАВ, так называемые факторы риска — социальные, психологические и медико-биологические. Социальные факторы, в свою очередь, делятся на макросоциальные и микросоциальные. Кроме того, сам подростковый возраст рассматривается как общий фактор риска развития многих нарушений поведения, в том числе аддиктивного поведения.
Многие современные авторы выделяют не только факторы риска, но и факторы защиты (протективные факторы) — обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем ПАВ. Кратко рассмотрим пять групп факторов риска возникновения аддиктивного поведения: макросоциальные, микросоциальные, биологические, психологические и возрастные, а также соответствующие им факторы защиты.
Макросоциальные факторы отражают экономическую, культурную, политическую и криминальную ситуацию в обществе. Факторами социального риска являются:
• разрушение института семьи;
• отсутствие жизненных перспектив у подростков, плохая организация досуга;
• целенаправленное "подсаживание на иглу" детей и подростков взрослыми наркоманами;
• высокий уровень преступности в регионе;
• недоступность служб социальной помощи;
• невысокое качество медицинской помощи;
• недостаточный контроль государства в сфере продажи лекарственной продукции населению и соблюдения закона о запрете продажи алкоголя и табака для несовершеннолетних.
Соответственно, к факторам защиты относятся:
• продуманная государственная политика в отношении семьи как социального института;
• низкая криминогенность;
• высокое качество медицинской помощи;
• доступность служб социальной помощи;
• организация доступного и разнообразного досуга подростков;
• законодательно закрепленные запреты в отношении продажи легальных ПАВ несовершеннолетним и контроль за их соблюдением;
• ограничение рекламы ПАВ в СМИ;
• организованная ранняя превентивная работа с детьми и подростками в школах.
Микросоциальные факторы — это непосредственное окружение ребенка: семья, школа и те люди, с которыми он общается помимо семьи и школы. Эта группа факторов является первостепенной в формировании химической зависимости. Обычно рассматривают социальные характеристики семьи, тип семейного воспитания, структуру семьи, отношения внутри семьи и личностные особенности родителей. Другую подгруппу составляют факторы социализации помимо семьи, такие как школьная успеваемость, характер общения и позиция в школьном коллективе, отношения с учителями, тип референтной группы.
К микросоциальным семейным факторам риска обычно относят:
• отсутствие семьи;
• асоциальные семьи с пьянством, криминалом и жестоким отношением внутри семьи;
• неполные и деформированные семьи.
В качестве важнейшего фактора научения аддиктивному поведению выступает злоупотребление ПАВ родителями и другими родственниками. Важными факторами риска являются высокий уровень семейного стресса, насилие в семье, безнадзорность, родительская жестокость, развод родителей и неблагоприятный для детей повторный брак, а также низкий уровень доходов в семье.
Из неблагоприятных типов семейного воспитания выделяют гипоопеку с эмоциональной холодностью как наиболее патогенный (воспитание по типу "Золушки"), гипоопеку с эмоциональным принятием (мало родительского контроля и внимания компенсируются вседозволенностью). Неблагоприятными типами являются также противоположные им — доминирующая гиперопека (чрезмерный контроль, лишение самостоятельности), потворствующая гиперопека (воспитание по типу "кумира семьи"), непоследовательный и противоречивый стиль семейного воспитания[1]. Помимо уже перечисленных, в качестве факторов риска отмечают оторванные от жизни ожидания родителей в отношении ребенка, непонимание родителями возрастных особенностей ребенка, низкий авторитет родителей[2].
Протективными факторами в данном случае являются:
• функциональная семья;
• гармоничные детско-родительские отношения;
• просоциальные установки в семье, отраженные в соответствующих внутрисемейных правилах;
• привитые с детства навыки общения с людьми;
• высокие моральные принципы и интеллектуально-культурная ориентация жизни в семье;
• уважение семейных ценностей.
К микросоциальным внесемейным факторам риска относят низкую учебную мотивацию, сниженную успеваемость, нарушения школьной дисциплины (прогулы и т.п.), низкий статус ребенка в школьном коллективе, трудности взаимодействия со сверстниками и учителями (конфликтность, агрессивность, избегание и т.д.). Неформальная группа, в которой подросток хочет получить недостающие ему дома и в классе понимание и поддержку, создает риск аддиктивного поведения, если в этой группе регулярно употребляют ПАВ, если это асоциальная или антисоциальная группа. Описание типов неформальных подростковых группировок и отношения в них к различным типам ПАВ приведено у А. Е. Личко, В. С. Битенского и других авторов.
Факторами защиты от злоупотребления ПАВ является хорошая школьная успеваемость, удовлетворяющие подростка статус в классе, отношения с одноклассниками и учителями, принадлежность к неформальной просоциальной группе, в которой не употребляют ПАВ совсем пли редко употребляют легальные ПАВ.
Биологические факторы риска
В результате многих исследований было убедительно доказано существование генетической предрасположенности к формированию алкогольной зависимости. В частности, оказалось, что у детей из алкогольных семей, воспитывающихся в приемных нормальных семьях, риск заболевания алкоголизмом в 3,5 раз выше, чем у их неродных братьев. Генетические факторы могут объяснить 60% риска алкогольных расстройств, а остальные 40% относят к социокультурным и другим средовым факторам. Наследственность наркозависимых также отягощена алкоголизмом и наркоманией, особенно по мужской линии.
К частично обусловленным генетическими влияниями факторам риска относят индивидуальные характеристики, которые М. Шукит и Т. Смит назвали "комплексом нейрональной и поведенческой расторможенности" — повышенную импульсивность, поиск новизны, синдром гиперактивности и дефицита внимания, а также нарушения поведения в детстве.
К факторам нарушенного онтогенеза относят черепно-мозговые травмы, психотравмы, тяжелые соматические заболевания. Все эти нарушения ослабляют функциональные возможности мозга и способность ребенка или подростка переносить продолжительные нагрузки и стрессы. Увеличивается вероятность того, что подросток начнет использовать ПАВ как средство саморегуляции.
К числу биологических факторов риска также обычно относят патологию беременности, осложненные роды и психические заболевания у кого-либо из близких родственников.
Психологические факторы риска
Условно психологические факторы можно разделить на мотивационные и личностные.
Совокупность мотивов, побуждающих к употреблению алкоголя и наркотиков, определяет индивидуальный процесс приобщения к ПАВ. Были установлены три типа личностных мотиваций употребления ПАВ (которые, впрочем, характерны и для других форм аддиктивного поведения): позитивная (для получения удовольствия), негативная (защита, бегство от тоски, проблем и т.п.) и нейтральная (для приспособления к окружающим, по привычке). Одной из преобладающих мотивацией приема ПАВ для российских подростков является стремление "быть своим" в микрогруппе. Описано также семь моделей развития аддиктивного поведения у подростков по преобладающей мотивации.
1. Успокаивающая модель. Наиболее распространенный вариант применения ПАВ для достижения душевного спокойствия, снятия напряжения, негативных переживаний, ухода от неразрешимых жизненных проблем.
2. Коммуникативная модель. Может возникнуть из-за неудовлетворенной потребности в общении, любви, принятии. Прием ПАВ облегчает общение, помогает преодолеть стеснительность.
3. Активирующая модель. ПАВ принимаются для подъема жизненных сил, достижения раскованности, бесстрашия и уверенности.
4. Гедонистическая модель. ПАВ используются для получения удовольствия, психического комфорта.
5. Конформная модель. В основе лежит стремление некритически подражать сверстникам, .лидерам, быть принятым группой.
6. Манипулятивная модель. ПАВ используются для изменения ситуации в свою пользу и др., что часто характерно для подростков с демонстративным типом повеления.
7. Компенсаторная модель определяется потребностью компенсировать какую-то личностную неполноценность или дисгармонию характера.
А. Е. Личко и В. С. Битенский выделяют следующие личностные расстройства и акцентуации характера, повышающие вероятность химической зависимости у подростков: гипертимность, эпилептоидность, истероидность и неустойчивость. Ц. П. Короленко среди черт личности подростков, которые могут способствовать аддиктивному поведению, называет сниженную переносимость трудностей, скрытый комплекс неполноценности, обидчивость, подозрительность, поверхностную социабельность, уход от ответственности, стереотипность и повторяемость поведения, тревожность, связанную с комплексом неполноценности.
Суммируем представления разных авторов о личностных факторах риска:
• низкий самоконтроль;
• импульсивность;
• сниженная способность к длительным и целенаправленным действиям:
• неумение прогнозировать последствия действий;
• эмоциональная неустойчивость и незрелость;
• сниженная или неадекватная самооценка в сочетании с экстернальным локусом контроля;
• несоразмерность притязаний;
• низкая стрессоустойчивость;
• тяга к риску, склонность к поиску ощущений;
• несформированность морально-нравственных ориентиров, неприятие социальных норм2.
Соответственно, факторами защиты от развития зависимости от ПАВ, относящимися к личностной, когнитивной и поведенческой сферам, являются:
• высокая самооценка;
• стрессоустойчивость;
• развитый самоконтроль;
• навыки самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки;
• устойчивость к негативному влиянию сверстников;
• высокий уровень интеллекта[3].
К этому списку можно также добавить интернальный локус контроля (принятие ответственности за свое поведение) и подчиненное положение гедонистических ценностей в ценностно-смысловой иерархии.