Факторы развития
Для того чтобы оценить перспективы развития предпринимательства в России, целесообразно рассмотреть факторы такого развития.
Общепризнанны пять факторов, обеспечивающих положение США как признанного лидера в развитии предпринимательства в мире.
1. Половозрастная структура населения и ее динамика в ближайшем будущем. Именно от демографической ситуации зависят изменения в потребностях в товарах и услугах, а также реакция населения на эти изменения.
Наиболее перспективным для бизнеса считается население в возрасте 25–44 лет. Страны с наивысшим развитием предпринимательства имеют более четверти населения в этом возрастном диапазоне. В США в данную возрастную группу попадает 30% всего населения. Помимо этого, целесообразно учитывать соотношение женщин и мужчин среди предпринимателей. В США оно составляет 0,53; 47% предпринимателей – женщины, а 53% – мужчины. В то же время женщины составляют мощный резерв развития предпринимательства, который пока еще недостаточно используется, в том числе и в США.
В России численность населения, занятого в экономике, в возрасте 25–44 лет в среднем в 2010 г. составляла 60,9%. Это свидетельствует о том, что страна имеет достаточно большие резервы и перспективы для развития предпринимательства. Что же касается соотношения женщин и мужчин среди предпринимателей России, то статистические данные об этом, к сожалению, отсутствуют. Между тем численность женщин в России, занимающихся бизнесом, непрерывно возрастает.
2. Уровень общего и специального предпринимательского образования. В данной области США обладают существенным конкурентным преимуществом, так как более 80% населения в положенном возрасте получают специальное среднее и высшее образование. По этому показателю США занимают второе место в мире, уступая лишь Канаде (90%). Предприниматели имеют более высокий уровень образования, чем в среднем по стране.
Интересно, что среди предпринимателей в США около трети составляют лица с неоконченным высшим образованием. Начиная с 1990-х гг., лучшие американские университеты и колледжи начали предлагать специальные курсы по предпринимательству. Наиболее красноречивым примером стала замена классического курса общего менеджмента в Гарвардской школе бизнеса на новый, обязательный для всех обучающихся по программе магистра делового администрирования курс "Предпринимательское управление". Лучшие студенты не стремятся в крупные компании, на Уолл-стрит или в ведущие консультативные фирмы, а предпочитают перспективные стартовые компании.
В России, по данным переписи населения 2002 г., численность лиц в возрасте от 15 лет и выше, имеющих среднее профессиональное, неполное высшее профессиональное, а также высшее профессиональное образование, составила 463 на 1000 человек населения (в 1989 г. – 322), что следует признать достаточно высоким показателем2. Что же касается выпуска специалистов, то лишь с 1990 но 2006 г. государственные средние специальные заведения по специальностям "Экономика и управление", "Информатика и вычислительная техника" окончили 1707,3 тыс. человек, а государственные высшие учебные заведения по этим же специальностям – 1314,4 тыс., всего – 3021,7 тыс. человек.
В России на начало 2010 учебного года из общего числа 2850 средних специальных учебных заведений 264, или 9,3%, были негосударственными, а из 1115 высших учебных заведений – 482, или 43,2%. В подавляющем большинстве в этих негосударственных средних и высших учебных заведениях студентов обучали экономическим, информационным и юридическим наукам.
3. Возможность значительно повысить свой личный доход. Разброс доходов граждан измеряется отношением суммарных доходов 10% наиболее богатых налогоплательщиков к суммарным доходам 10% беднейшего населения. Интересно, что если в большинстве промышленно развитых стран этот показатель находится в пределах 5–10, то в США он достигает 17, что приближает Россию к показателю США. Объясняется это тем, что группы населения с высоким уровнем доходов обеспечивают необходимые накопления для первоначального инвестирования в стартовые компании. Кроме того, эти группы населения служат хорошим примером для тех предпринимателей, которые хотели бы значительно повысить свой уровень доходов. К сожалению, в России слабо обеспечиваются накопления в первоначальные инвестирования этой группы населения.
4. Политика государства в сфере экономики, в частности общий уровень налогообложения и размер социального налога. В США, а также в других странах, где предпринимательство хорошо развито, доход государства от налогов превышает 21% ВВП. Если же налоги превышают 39–40% ВВП, то предприниматели теряют всякий стимул к своей деятельности. Кроме того, в странах с высоким уровнем предпринимательства размер социального налога не превышает 12% ВВП. В США он составляет всего 7,5%. В большинстве промышленно развитых стран он достигает 22%, в то время как при уровне 37% и выше предпринимательство замирает.
Таким образом, можно констатировать, что в России общий уровень налогообложения и размер социального налога (из него отчисляются средства в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования) не мешают, а способствуют развитию предпринимательства.
5. Отношение общества к предпринимательству. В этом смысле США выгодно отличаются от большинства других промышленно развитых стран. Именно предприниматели заложили фундамент процветания этой страны в XVIII–XIX вв., когда за океан из Европы устремились бесстрашные и предприимчивые люди. Американское общество всегда придавало и придает сегодня большое значение индивидуализму, личной инициативе, самообеспечению граждан. Граждане США не ждут от государства, что оно создаст режим всеобщего равенства и благополучия. У каждого американца существуют сильная мотивация, моральная поддержка общества для проявления деловой инициативы, развития своего дела, для улучшения условий своей жизни.
Интересно, что американское общество не осуждает предпринимателя, потерпевшего неудачу. Наоборот, считается, что такой "неудачник" после тщательного анализа причин своих неудач будет лучше подготовлен к новому бизнесу. Поэтому нередко венчурные капиталисты предпочитают вкладывать инвестиции в проекты предпринимателей, ранее потерпевших определенную неудачу. Провал одного из предпринимателей рассматривается как нормальные издержки бизнеса.
Высокому уровню развития предпринимательства в США способствует хорошо развитая деловая инфраструктура услуг – юридических, бухгалтерских, других консультативных, специализирующихся на предпринимательстве.
В России отношение общества, отдельных лиц к успешным предпринимателям нередко негативное, завистливое. С развитием предпринимательства в России, особенно малого и среднего, вовлечения в этот процесс все большего числа трудоспособного населения отношение общества к успешным предпринимателям меняется.
Опрос, проведенный в рамках исследования "Стиль жизни среднего класса", показал, что в ближайшее время как минимум 6% населения России займутся предпринимательством. В Германии, стране со значительно более развитым рынком, доля предпринимателей составляет 9%, а в Чехии – примерно 10–11% жителей страны. Исследование показало, что среди молодежи постсоветского поколения (до 24 лет) 25% мужчин и 18,4% женщин собираются открыть собственный бизнес.
Интересно, что главным фактором для участвовавших в опросе, побуждающим к занятию предпринимательством, оказалось наличие надежных связей и клиентов. На втором месте – наличие партнера, затем – возможность получить кредит. И лишь на последнем месте – надежная защита от криминальных структур.
Следует отметить получившую распространение за последние посткризисные годы тенденцию крупных российских компаний на свои средства заниматься исследованиями и разработками. Это диктуется ростом конкуренции и технологической активности на глобальных рынках. Нередко возрождается отраслевая наука в корпоративном формате, что вполне соответствует и мировым тенденциям в управлении инновациями.
В этот процесс вносит свою лепту и российское государство. Правительство России объявило о самых масштабных за последние 20 лет финансовых вливаниях в инновационную сферу. Кроме того, оно приступает к пресловутому "принуждению к инновациям", пока что в государственном секторе экономики.
Позитивная динамика корпоративных инвестиций в инновации представлена в отчете, подготовленном ведущей американской консалтинговой компанией Booz & Company. По результатам очередного, седьмого по счету, ежегодного исследования инновационной активности крупнейших компаний мира Global Innovation 1000 ("1000 глобальных лидеров инноваций") аналитики Booz & Company констатировали, что 1000 публичных компаний – мировых лидеров по расходам на исследования и разработки в 2010 г. увеличили свои бюджеты на НИОКР на 9,3%, до 550 млрд долл. США. В результате, мировые лидеры показали тенденцию к восстановлению (относительно происшедшего в 2009 г. падения на 3,5%) и возврат к долговременному росту расходов на научно-исследовательские и инновационные работы.
Меняется картина в области инноваций и в России. Российские компании более активно обращаются к инновациям. Дело в том, что многие российские компании исчерпали потенциал модернизации путем закупки типовых технологий. Инновационная активность напрямую связана с конкурентной ситуацией на рынке. Сегодня инновационными технологиями обладают 58% российских компаний, работающих только на внутреннем рынке, и 85% компаний, действующих на зарубежных рынках.