Факторы профессиональных деформаций личности
К основным факторам относят характер деятельности, индивидуальные особенности специалиста, социально-психологические условия среды, организации, а также факторы культуры, социально-политической среды, значимость которых особенно проявилась в период трансформации общества.
Одним из важнейших факторов профессиональной деформации является формирование стереотипов деятельности. Стереотипные действия возникают при множественном повторении как результат автоматизации. Это, несомненно, облегчает выполнение деятельности, однако препятствует восприятию новых форм деятельности, тормозит принятие инноваций.
Выделяют такие психологические детерминанты деформаций личности[1].
1. Неудачные мотивы выбора профессии (осознаваемые мотивы и неосознаваемые).
2. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования, несоответствие ожиданий инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.
3. Появление стереотипов осуществления профессиональных функций, действий, операций. Стереотипы формируются для автоматизации и упрощения деятельности. Их отрицательное влияние сказывается, когда они распространяются на большое количество рабочих ситуаций, превращаясь в стереотипы мышления, поведения и деятельности. Человек теряется в нестандартных ситуациях, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции.
4. Психологические защиты. Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих случаях вступают в действие защитные механизмы психики. Из огромного многообразия видов психологической защиты на образование профессиональных деструкций влияют отрицание, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение.
5. Эмоциональная напряженность профессионального труда. Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста, что может привести к развитию профессиональных деструкций. Эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности приводит к повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам. Такое неустойчивое состояние психики получило название синдрома "эмоционального выгорания". Этот синдром чаще всего наблюдается у педагогов, врачей, управленцев, социальных работников. Его следствием могут стать неудовлетворенность профессией, утрата перспектив профессионального роста, а также разного рода профессиональные деструкции личности.
6. Психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкая зарплата, отсутствие моральных стимулов.
7. Различные акцентуации характера личности. В процессе многолетнего выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются, вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности и трансформируются в профессиональные деформации специалиста. У каждого человека свой набор деформаций, и они отчетливо проявляются в деятельности и профессиональном поведении. Другими словами, профессиональные акцентуации – это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности.
8. Возрастные изменения. На стадии профессионализации (особенно для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития. С увеличением стажа работы возможны снижение уровня интеллекта, что часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными (невостребованные способности быстро угасают), индивидуальный предел развития работника, который во многом зависит от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; причинами образования предела может быть неудовлетворенность профессией.