Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ
После изучения данной главы студент должен:
• знать историю возникновения психологии в России;
• уметь сформулировать основные проблемы, возникающие при изучении психологии;
• владеть методологическими критериями, позволяющими отличать научные психологические знания от обыденных представлений, мифов и заблуждений.
Психология и экономика: личность и деньги
Поскольку учебник рассчитан в первую очередь на студентов финансово-экономических специальностей, главной профессиональной задачей которых является работа с деньгами, то прежде всего следует указать на специфику психологии для экономистов и менеджеров.
Одно из самых больших несчастий в жизни любого человека – бедность, которая очень часто заставляет его приспосабливаться и лгать самому себе и окружающим. В Москве на Болотной площади установлена скульптурная композиция выдающегося современного художника и скульптора Михаила Шемякина "Дети – жертвы пороков взрослых" (рис. 1.1). Оригинальной скульптурной композицией, основанной на символах разных культур, автор показывает наиболее страшные, по его мнению, пороки, которые представляют основную опасность для будущих поколений. Один из персонажей – нищета[1], которая в любом обществе приводит к ужасным последствиям. Даже сегодня, в XXI в., есть страны, где при высоком уровне жизни одних людей остальные живут в ужасающей бедности. Особенно тяжело приходится детям, которых родители вынуждены бросать на произвол судьбы, поскольку не могут обеспечить для них достойные условия существования и даже накормить досыта. Однако в этом виновата не только социальная несправедливость, хотя отрицать ее было бы неправильно, но и – очень часто – сами люди. На это следует обращать внимание при изучении психологии.
Рис. 1.1. Скульптурная композиция Μ. М. Шемякина "Дети – жертвы пороков взрослых"
Любое государство, как правило, в чем-то несправедливо по отношению к отдельным людям и социальным группам. Но общество радикально и позитивно меняется не вследствие революций и разного рода потрясений, а в том случае, если его экономика, системы права, государственного управления, образования, медицинского страхования, социального и пенсионного обеспечения, государственного регулирования процессов производства и потребления, обороноспособности, внешних экономических связей и пр. изменяются последовательно, планомерно и пропорционально; когда правительство достигает максимально возможного результата для тех объективных условий, например природных или исторических, в которых живут граждане конкретной страны. Все перечисленное требует от правительства принятия разумных экономических, политических и социальных решений, эффективность которых во многом зависит от понимания чиновниками стиля и норм жизни обычных граждан, от внимания к их потребностям, традициям и стереотипам мышления, ценностям, природным или приобретенным способностям (либо неспособности) к чему-то и пр. Словом, к огромному числу психологических факторов, коих в нашей жизни великое множество.
Мировая экономика основана на физических и умственных усилиях миллионов людей, и очень часто кто-то должен выполнять тяжелую, неинтересную или непрестижную работу. Чтобы граждане хорошо работали и приносили друг другу пользу, они должны быть рационально организованы. Однако принятие рациональных решений возможно только в результате глубокого научного анализа возникающих проблем и преодоления чрезмерной самоуверенности и самомнения, свойственных большинству людей, особенно из числа тех, кто достигает социального успеха и финансового благополучия. Наверное, справедливо, когда важную для общества и наиболее интересную работу выполняют люди, имеющие талант, соответствующее образование и соблюдающие принятые в обществе морально- нравственные нормы. Однако, по-видимому, законы, абсолютно справедливые для каждого отдельного человека, на государственном уровне сформулировать и реализовать невозможно. Это невозможно главным образом потому, что у всех людей разные и весьма субъективные представления о справедливости, что также является большой психологической проблемой.
В современном обществе человек, не обладающий собственностью, лишен возможности стать полноценным гражданином. В экономически неразвитых странах граждане легко управляемы и ничем не защищены. Их судьбы находятся в руках тех немногих, кто получил право определять уровень достатка остальных людей, право распоряжаться ресурсами и материальными ценностями, которыми владеет вся страна в силу исторических, географических, природных и иных факторов[2]. Однако развитие государства как свободного и демократического возможно лишь в том случае, когда все население страны постоянно увеличивает свои доходы, а правительство гарантирует и обеспечивает неприкосновенность личных накоплений граждан и право ими распоряжаться. Таким государством управлять сложно. Намного проще управлять бедными и потому малообразованными и малокультурными людьми, думающими только о куске хлеба для своих детей. Однако в этом случае граждане никогда не смогут реализовать свой природный творческий потенциал, и страна в конечном счете обязательно проиграет в геополитическом соревновании прогрессивным обществам с более высоким уровнем жизни.
Деньги дают людям независимость и свободу, прежде всего – свободу выбора. Однако наличие свободы неизбежно предполагает ответственность за совершаемые человеком поступки[3]. Свободная личность, обладающая слишком большими материальными возможностями и властью, но при этом в нравственном и культурном плане недостаточно развитая, да еще и движимая сверхценными идеями, может привести мир к весьма негативным глобальным социально-экономическим последствиям. Очевидно, в современном мире от личных качеств одного человека может зависеть судьба всей планеты, и это тоже серьезная психологическая проблема.
Знания, которые делают нас не только профессионально грамотными, но нравственными и культурными людьми, способными по достоинству оценить талант, шедевр и открытие, называются гуманитарными. Социальные и гуманитарные науки, прежде всего психология, крайне необходимы человеку, который выбрал экономику и финансы в качестве своей будущей профессии, поскольку зарабатывание денег не может быть смыслом жизни образованного и культурного человека. Ведь деньги – это лишь инструмент, который дает свободу и шанс сделать что-то значительное в жизни.
Сегодня в нашей чрезвычайно богатой природными ресурсами и стремительно развивающейся стране лазейки и несовершенства в законодательстве либо неспособность общества контролировать исполнение законов позволяют некоторым людям чрезвычайно быстро обогащаться за счет других. Тем не менее основное национальное богатство в любом государстве создается силами тех, кто много работает и принимает разумные решения. Всякое общество устроено так, что оно заставляет граждан работать, даже тех, кому не очень хочется, но при этом не всегда учитываются психологические особенности людей, что тоже составляет проблему психологии.
Многие граждане СССР искренне полагали, что бедные люди в мире существуют только потому, что есть богатые. Однако это не так. Ведь очень часто люди становятся бедными и не могут обеспечить достойной жизни себе и своим близким просто потому, что психологически не подготовлены к этому. И сегодня в стране еще достаточно тех, кто не желает учиться, не умеет решать жизненно важные проблемы и выходить из ситуаций, в которые попадает в силу сложившихся обстоятельств; кто не уделяет внимания себе и своему будущему, излишне доверчив или самонадеян, внушаем и управляем более сильными, ленив и не любопытен, не умеет общаться, не способен отличить правду от лжи, склонен к злоупотреблениям веществами, наносящими вред психическому и физическому здоровью и т.д. Психология помогает человеку обратить внимание на собственную жизнь и задуматься о том, как она должна быть устроена.
Современная наука немало знает о человеческой психике, хотя для решения многих важных проблем этого явно недостаточно. К тому же эту науку отличает одно наиважнейшее свойство: психологии нельзя научить, психологии можно только научиться. Однако это возможно лишь с помощью преподавателей, обладающих глубокими современными знаниями и богатым жизненным опытом. Вместе с тем для глубокого овладения фундаментальной, прикладной и практической психологией помимо конкретных научных знаний нужен и собственный жизненный опыт. При этом важно учитывать, что, занимаясь психологией, человек неизбежно меняется сам: меняются его представления о мире, о себе, о людях. Но чтобы научиться чему-либо, нужно всегда отдавать себе отчет в том, что ты можешь чего-то не знать, и по каким-то частным вопросам обязательно следует консультироваться с узкими специалистами. Чрезмерная самоуверенность – проблема многих людей, а психология как раз и учит внимательному отношению к мнению других.
Эти простые истины принимаются далеко не всеми студентами. Некоторые полагают, что имеют полное право использовать полученные знания только для достижения личного благополучия. Однако каждый, кто окончил вуз, сдает государственный выпускной экзамен, по результатам которого ему выдается диплом об образовании. В свою очередь, государство объективно заинтересовано в том, чтобы образованный человек не только умел материально себя обеспечивать и приносить прибыль работодателю, но и понимал необходимость соблюдения законов и морально-нравственных норм в обществе, чтобы он не использовал свои знания лишь в корыстных целях, нанося вред другим людям. Поэтому преподавание любой науки, и особенно психологии, требует удовлетворения запросов не только студента и работодателя, но и общества в целом.