Лекция I. Введение в психологию
После изучения данной главы студент должен:
знать
• как и почему менялись объекты и предмет психологии;
• этапы развития и школы психологии в истории;
• отрасли психологии;
уметь
• анализировать понятия "душа", "психика", предмет и объекты науки;
владеть
• умением характеризовать науку, определять место психологии в ряду других наук.
Формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза.
Ф. Энгельс
Наука подтверждает наши ложные представления.
С. Е. Леи,
Если идея верна, то она способна к развитию, а если способна к развитию, то непременно со временем должна уступить другой идее, из нее же вышедшей, ее же дополняющей.
Ф. М. Достоевский
Что характеризует науку?
Мы начинаем изучение основной психологической дисциплины – общей психологии. В высшем психологическом образовании изучение этого предмета занимает центральное место. Для профессиональной подготовки психолога общая психология является каркасом, на который "навешиваются" все остальные профессиональные знания и умения.
Изучение этого предмета имеет свои особенности: оно представляет собой совместное с преподавателем исследование студентами того, что сделано в истории психологии, так что без самостоятельной работы в учебных лабораториях, без анализа рекомендованных преподавателем текстов первоисточников постижение основного содержания предмета невозможно.
Обычно изучение любой науки начинается с ее определения. Начнем с этого и мы. В учебниках по психологии вы найдете много определений психологии, но основная мысль обычно заключается в том, что психология есть наука о душе (от др.-греч. ψυχή – душа, λόγος – знание) или психике, ее происхождении, развитии, законах функционирования, патологии и пр.
Самое интересное заключается в том, что студенты, услышав и записав это определение, обычно лектора ни о чем не спрашивают. Из этого я делаю вывод, что они знают, что такое душа или психика, или по крайней мере, понимают то, что я сказал. И действительно, если я спрашиваю студентов, есть ли у них психика, все и всегда отвечают утвердительно. Иногда даже указывается место психики – в голове человека. Удивительная вещь! Наука не знает ответа на вопрос о критериях психики и ее природе, а люди без тени сомнения говорят, что она у них есть, будто бы знают, что это такое.
Почему так происходит, мы еще обсудим, а сейчас попробуем сформулировать вопросы, ответы на которые позволят нам понять, что представляет собой любая наука, чем она занимается и какие ответы дает нам.
Первый вопрос – это вопрос об объектах и явлениях, которыми интересуется наука и которые она исследует. Но один и тот же объект может быть интересен для разных наук. Поэтому для характеристики науки простого указания на объект мало.
Например, возьмем такой объект, как железо. Это объект изучения физики, но это и объект химии. Железом интересуются и биология, и медицина. Но эти науки исследуют железо по-разному, изучают разные его качества. Химию интересует атомный вес железа, его валентность, способность вступать в реакции и другие качества, а, например, биология и медицина изучают роль железа в обеспечении организма кислородом. Технические науки интересует ковкость железа, устойчивость к нагрузкам и пр.
Для характеристики науки следует задать второй вопрос – о предмете пауки, о том, что изучает в данном объекте каждая наука.
Поскольку разные качества объекта можно исследовать только своими методами, третий вопрос, характеризующий науку, – это вопрос о ее методах. И хотя методы разных наук могут частично совпадать, специфические качества объектов можно исследовать только соответствующими способами.
Четвертый вопрос, на который мы должны ответить, – это вопрос о языке науки, который должен соответствовать изучаемой реальности, адекватно представлять изучаемые качества объектов. Жизнь человека можно описать через его движения и физиологические реакции, и это описание будет верным. Но это описание ничего не скажет нам о жизненных целях человека, содержании его деятельности, его личностных качествах. Для этого нужен другой язык. Поэтому каждая наука имеет свой понятийный набор, адекватный той реальности, которую она исследует, создавая в сознании возможные варианты изучаемой реальности. Понятно, что изучать мир можно только создавая мыслительные сознательные гипотезы о том, как мир устроен, и проверяя их, т.е. через создание образов мира.
Каждая наука на своем языке описывает факты и законы и объясняет их действие. Поэтому знание фактов науки необходимо, чтобы понимать, чем она занимается. Это и будет пятым вопросом, на который мы должны получить ответ для характеристики науки.
Шестой вопрос – это вопрос о месте конкретной науки в системе наук. При множестве разнообразных качеств объект всегда остается целостной вещью, знание о которой тоже должно быть единым. Целостность мира предполагает и единство знаний о нем, т.е. единую науку. Но такое знание может иметь только Бог или все человечество. Поскольку наукой занимаются отдельные люди, хотя и объединенные в научные коллективы, то общее знание о мире формируется только через развитие отдельных наук. Поэтому надо знать место своей науки в системе наук, которые стихийно кооперируются в пограничных областях (физическая химия, биофизика, психофизиология, геофизика, зоопсихология, математическая логика, психолингвистика и т.д.).
И последний, седьмой вопрос – это вопрос об истории науки. Чтобы понять науку сегодняшнего дня, надо знать ее историю, так как очень часто именно из-за ее незнания ученые безуспешно и длительно продолжают решать задачи, о которых уже давно известно, что они не имеют решения.
Только получив ответы на все указанные выше вопросы, мы можем сказать, что же есть конкретная наука. Часть ответов вы получите в курсе общей психологии, ряд ответов найдете в других дисциплинах (история психологии, экспериментальная психология, психология личности и т.д.), а остальные придется искать самим.