Факторы народного воспитания
К факторам народного воспитания Г. Н. Волков относит природу, историю, религию, психический склад нации и др.
Природа
Жизнедеятельность человека, его характер во многом определялись природными условиями территории его обитания.
Климатические и почвенные условия на обширной территории влияют на особенности ведения хозяйства – земледелия, животноводства, а также развития местных промыслов. Эти условия накладывают свой отпечаток и на педагогическую практику народа, например, определяют своеобразие физического воспитания детей, их подготовки к трудовой деятельности, семейных взаимоотношений взрослых и детей, связанных с бытом, трудом.
Большую роль в определении видов деятельности человека, а также черт его характера играют климатические условия.
Во многом под влиянием климата складываются виды деятельности, определяются быт и взаимоотношения людей, традиции, обычаи, формируются психические черты. Все эти реалии в свою очередь сказываются на характере подготовки детей к жизни, передаче опыта хозяйствования, методах воспитания.
Отметим и педагогическое значение природных условий. Природа влияет непосредственно на каждого ребенка: учат его лес и трава, степь и река, птицы и животные. Мир живой природы открывает перед ним свои законы, вызывает радостные или печальные чувства, учит правилам поведения. Как видим, роль природы в жизни народа велика, она определяет многое.
Важность природного фактора в воспитании человека подчеркивал и Я. А. Коменский, выдвинувший и обосновавший принцип природосообразности, который предполагает, что воспитание ребенка должно согласовываться с общими законами развития природы и человека.
История
Об истории как этнодиференцирующем признаке этноса говорилось выше. Далее с опорой на имеющийся материал остановимся на проблеме сохранения исторической памяти народа, предполагающей участие школьников и студентов в деятельности по сохранению в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий, о конкретных лицах, принимавших в них участие. Историческая память включает в себя знание истории, способность дорожить историческими традициями своего народа, сохранять их в памяти. Историческая память является базой, фундаментом для формирования духовно-нравственной основы личности школьников и студентов. Сформулированный принцип особенно актуален для современной истории России, когда активизировал свою деятельность воинствующий антиисторизм, главной целью которого является искажение исторической правды о стране и народе в интересах определенных социальных групп. Отсюда возникает острая необходимость в объективном изучении и интерпретации реальной истории во всем ее конкретном многообразии, выявлении исторических фактов и на их основе мысленное воссоздание исторического процесса, объективных закономерностей и логики его протекания. Обращение к российской истории способствует становлению исторического самосознания населения, которое, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственной социально активной личности, способной усваивать знания истории, осмысливать исторический опыт, его уроки, осуществлять социальный прогноз, исходя из понимания сущности прошлого, настоящего и альтернативности будущего, осознавать историческую ответственность за свою учебную и будущую профессиональную деятельность.
Религия
Духовная жизнь людей с давних времен и до наших дней связана с их верованиями, с религией.
Слово "религия" имеет несколько значений. Одно из них означает связь. Принято считать, что речь идет о связи человека и Бога.
Религия – это форма общественного сознания, в которой отражаются и объясняются явления природы и общества не на основе науки, а на базе религиозных верований.
Совокупность традиций, связанных с отношением человека к Богу составляют религиозную культуру. Она включает религиозные тексты (священные книги и молитвы), религиозные обряды (ритуалы, правила поведения и запреты), религиозное искусство (архитектура, музыка, живопись).
Религиозная культура – это часть духовной культуры человечества, порожденная религиозными запросами людей и призванная их удовлетворять.
Компонентами религиозной культуры являются элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, а также нормы морали.
Религия – это особое мироощущение, соответствующее поведение, а также специфические действия, основанные на вере, в основе которой лежит мировоззренческое и психологическое принятие основных положений религиозной системы.
Религия представляет собой сложное социальное образование. В ее структуре выделяют:
• религиозное сознание, выраженное в чувствах, настроениях, привычках и традициях, присущих верующим;
• религиозный культ – совокупность символических действий, посредством который верующий общается с Богом. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозными представлениями: обряды, ритуалы, жертвоприношения, таинства, богослужения, посты, молитвы, а также используемые при этом храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяния;
• религиозные организации – объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов. Их функции состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности.
Религия как сложное общественное образование выполняет разнообразные функции в обществе.
Важнейшей функцией религии является удовлетворение религиозной потребности – успокоение тайных душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека.
Регулятивную функцию религия выполняет наряду с другими формами сознания и деятельности человека и общества, такими как мораль и право. Эта функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека во всех сферах жизни.
Компенсаторная (утешительная) функция религии проявляется в том, что религия дает верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.
Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии, дает им определенные мировоззренческие ориентиры.
Воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что религия является одной из сфер жизни общества, способом практического духовного освоения мира, одной из областей духовного производства. Она представляет собой необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, активно действующий компонент. Религия является одной из областей духовной культуры.
Религия связана и с другими сферами жизнедеятельности человека, например, с искусством. Она использует искусство для воздействия на чувства верующих. Искусство использует религиозные образы, сюжеты, на основе которых создаются художественные произведения.
Наиболее распространенными в мире религиями являются христианство, буддизм и ислам. Большинство народов России исповедуют эти религии, но некоторые сохранили другие верования (язычество, шаманизм и др.). Каждая религия по-своему объясняет происхождение мира, выстраивает собственную картину мира и дает верующим нравственный закон, выстраивая собственную систему духовно-нравственных ценностей и моделей поведения.
При внимательном анализе религий можно заметить, что в них есть много общего. Во всех религиях заложено духовно-нравственное начало. В них нет агрессии, пропаганды зла, безнравственности. Все вероучения направлены на то, чтобы человек стал лучше, счастливее, добрее.
При огромном многообразии культур и верований главными общечеловеческими ценностями, заложенными в священных книгах, были и остаются доброта, любовь, уважение, ответственность. Религиозные учения открывают человеку путь к самосовершенствованию, наделяя его мудростью.
Еще в древние времена иудейский мудрец Гилель сформулировал "золотое правило нравственности", которое можно сформулировать так: "Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе". Известна и отрицательная формулировка этого правила: "Не делайте другим того, чего не хотите себе".
"Золотое правило нравственности" издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий, являясь основополагающим мировым этическим принципом.
В христианстве нравственный закон выражен словами Иисуса Христа: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними".
Коран обязывает мусульман: "Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему с вами в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кем вы владеете".
Один из важнейших этических принципов буддизма – принцип ненасилия, основанный на любви и доброте. По буддийскому учению, все живые существа обладают одинаковым правом на жизнь и счастье.
Китайский философ Конфуций, когда его спросили, есть ли такое слово, которое одно выражало бы моральный закон всей жизни, ответил: "Разве не “взаимность” это слово? Чего не хочешь для себя – не делай другим".
"Золотое правило нравственности" сформулировано и в древних индийских писаниях: "Да не соделает какой человек другому того, чего не желает себе, зная, что таковое было бы больно. И да будет намерением его для другого то, чего он желает для себя".
Пример-идеал
Одним из важных механизмов социализации личности является подражание.
Каждый человек в процессе своего развития старается подражать кому-либо, брать с кого-либо пример. Поначалу предметом подражания являются родители или близкие, чуть позже – герои фильмов или книг. Уже в дошкольный период у ребенка формируется представление об идеале. Идеалом для него в этот период являются герои сказок – для мальчиков – Иван-царевич, для девушек – Василиса Премудрая, Марья-искусница.
В начальной школе, когда ребенок знакомится с былинами и героическим эпосом народов России, его любимыми героями становятся Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Садко и другие былинные герои. Такие герои есть у каждого народа. Для башкир – это Урал-батыр, для калмыков – Джангар, для бурят – Гэсэр и т.д.
К сожалению, не всегда примерами для подражания становится положительный герой. Иногда в качестве примера для подражания дети выбирают героев боевиков или эстрадных звезд, далеких от идеалов добра и внутренней красоты. Поэтому педагогу следует целенаправленно формировать у учащихся положительные идеалы, достойные подражания. Это могут быть герои, которыми гордится наша страна: русские люди Дмитрий Донской, сподвижник Пугачева, гордость башкирского народа Салават Юлаев, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Василий Чапаев, Зоя Космодемьянская, герои-панфиловцы, славный представитель татарского парода, поэт-герой Муса Джалиль, летчик-космонавт, чуваш Андриян Николаев и многие другие.
Этих героев можно назвать образами-символами, прославившими не только свой народ, но и всю России.
Не следует думать, что примерами-идеалами могут быть только выдающиеся люди. Эго могут быть и простые люди, окружающие нас, добросовестно относящиеся к своей работе и обладающие высокими нравственными качествами. Это могут быть ваши друзья, родные и близкие. Нужно лишь внимательно приглядываться к людям и уметь определять среди них добрых, порядочных и отзывчивых.