Факторы генетических изменений в менеджменте
Развитие управления вызвано потребностями развития объекта управления (фирмы, организации, предприятия). Факторы развития объекта управления многообразны: прибыль, ресурсы, производительность, производственные мощности, структура деятельности, качество продукции, масштаб деятельности, имидж фирмы и др. К факторам развития самого управления относятся изменение его функций, концепций, целей и стратегии, структуры организации и информационных процессов.
В этих условиях управление не может быть застывшим, неизменным. Оно также должно находиться в развитии: в управлении меняются структура организации, информационные технологии и техническая вооруженность управленческой деятельности; совершенствуются профессиональный уровень персонала, механизмы мотивации и др.
В качестве основных факторов генезиса менеджмента можно выделить следующие.
1. Профессионализация управления, которая заключается не только в профессиональной подготовке менеджера и получении им соответствующего образования, но и в таком построении организации и управления, которое ориентировано на профессионализм управления.
2. Проявление инновационного потенциала, т.е. стремлений к обновлению, поиску новых форм и методов управления, мониторингу социально-экономической обстановки и адаптации систем управления к новым условиям, а также формирование систем креативного менеджмента.
3. Ориентация на качество управления, которая предполагает не только управление качеством, но и потребность повышения качества управления и рассматривается как одна из целей управления, определяющая все его особенности и ОГЛАВЛЕНИЕ, эффективность и потенциал развития.
4. Диверсификация менеджмента, которая заключается в гармонизации разнообразных форм и типов систем управления, механизмов и технологий управления.
Эти факторы действуют в совокупности и определяют многие черты как современного менеджмента, так и его будущего.
Этапы генезиса менеджмента
Зная факторы развития менеджмента, можно проследить их влияние на каждом из периодов. Это позволит узнать, как развивалась управленческая мысль в общих процессах потребностей в менеджменте, что было присуще каждому из периодов, какие школы и направления возникали в разное время, какие задачи решались ими, и оценить вклад каждого направления в генезис менеджмента.
В генезисе менеджмента можно выделить несколько этапов его качественного преобразования: древний, производственно-экономический, профессиональный, социальный, информационный, менеджмент XXI века (системологический, компьютерный, интеллектуальный) (табл. 15.1).
В обобщенном виде ключевые положения всех этих этапов и соответствующих им школ управления, оставивших заметный след в современном понимании проблем науки управления, определили идеи, которые используются современным менеджментом. Это, в свою очередь, позволит сформировать в дальнейшем положения новой парадигмы управления и выявить основные черты менеджера будущего.
Таблица 15.1
Развитие менеджмента в практике и науке в России и за рубежом
Периоды развития менеджмента (управления) |
Временная периодизация |
Практические особенности менеджмента (управления) |
Развитие научной мысли в области менеджмента (управления) |
Ученые в России и за рубежом |
Древний |
9–7 тыс. лет до н.э. – конец XVIII в. |
1. Формируются системы государственного управления, предполагающие разграничения функции органов управления. 2. Накапливается опыт управления государственным хозяйством. 3. Управление постепенно начинает рассматриваться как особая cфepa деятельности |
1. Обоснование принципа централизация у правления. 2. Формирование состава властных полномочий |
Сократ (470–399 гг. до н.э.) Платон (428–348 гг. до н.э.), Хаммурапи (XVI11 в. до н.э.), Навуходоносор (682-605 гг. до н.э.), Катон Старший (234– 149 гг. до н.э.), Никколо Макиавелли (1469-1527) |
Производственно-экономический |
1776– 1890 гг. |
1. Разделение труда в различных сферах. 2. Осознание экономических преимуществ, которые организации и общество получают в результате разделения труда. 3. Возникают признаки гуманизации управления производством. 4. Признание необходимости улучшения условий труда и быта работников. 5. Разработка проекта "аналитической машины" – прообраза современной цифровой вычислительной техники |
1. Обоснование форм разделения труда в различных сферах. 2. Разработка концепции бизнеса и экономического стимулирования. 3. Разработка идеи использования техники для более оперативного принятия управленческого решения |
Адам Смит (1723–1790). Роберт Оуэн (1771 – 1858), Чарльз Бэббидж (1791 – 1871) |
Профессиональный |
1885- 1920 гг. |
1. Научный подход к, менеджменту и его принципам. 2. Анализ способов выполнения работ. 3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач. 4. Отбор работников, лучше всего подходящих для решения задач, и их обучение. 5. Стимулирование работников в целях создания заинтересованности в высоких результатах труда |
Школа научного управления |
Ф. У. Тейлор, X. Эмерсон, Г. Форд, М. Вебер, Г. Гант, Ф. и Л. Гилбрет, А. А. Богданов, Н. А. Витке, О. А. Ерманский, П. М. Керженцев, Е. Ф. Розмирович |
1920- 1950-е гг. |
1. Управление – это универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. 2. Выделение администрирования в отдельную функцию управления. 3. Разработка универсальных принципов менеджмента для эффективного управления организацией. 4. Развитие принципов управления. 5. Описание функций управления. 6. Систематизированный подход к управлению всей организацией |
Классическая (административная) школа управления |
А. Файоль, Л. Гулик, Л. Ф. Урвик, Ф. С. Дейвис |
|
Социальный |
1930- 1950-е гг. |
1. Коллектив – это особая социальная группа. 2. Использование приемов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства для управления межличностными отношениями. 3. Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника. 4. Неформальные отношения в производстве были признаны за весомую организационную силу |
Школа человеческих отношений |
Μ. П. Фоллет, 3. Мэйо, 4. Бернард, А. Маслоу, Д. МакКлелланд |
с 1950 г. |
1. Применение в деятельности организации наук о человеческом поведении. 2. Отношение к персоналу как к активному человеческому ресурсу. 3. Развитие психологии и социологии, изучающих психологические и социальные аспекты человеческой деятельности |
Поведенческая (бихевиористская) школа |
Д. МакГрегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис |
|
Информационный |
1950- 1960-е гг. |
1. Применение научных методов анализа функционирования и роизводстве*шых систем и решение проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем. |
Теория принятия решений и количественный подход |
К. Черчмен, Е. Арноф, Д. Форрестер |
2. Разработка методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организации. 3. Создание алгоритма выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др. 4. Разработка количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений |
||||
1950-е гг. |
1. Рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого. 2. Рассмотрение организации как совокупности взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. 3. Системный подход – это не набор каких либо руководящих принципов, а способ мышления при изучении проблем в организации и управлении ими. |
Системный подход |
Л. Берталанфи, Р. Акофф, А. Слоан. Р. Скотт, П. Дюпон |
|
1960- 1970-е гг. |
1. Увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. 2. Менеджер должен хорошо владеть средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. 3. Менеджер должен уметь предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной концепции и методики. 4. Менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять наиболее важные факторы в данной ситуации и вероятный эффект от изменения переменных |
Ситуационный подход |
П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Т. Деннисон, П. Лоренс, Ф. Лорш |
|
с 1950 г. по настоящее время |
1. Управление рассматривается как непрерывная цепь взаимосвязанных управленческих функций, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий. К функциям относят планирование, организацию, мотивацию и контроль, причем эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений |
Процессный подход |
||
Менеджмент в XXI в. |
Начало XXI в. |
Новая управленческая парадигма. Экономика знаний. Управление знаниями. Гибкость и адаптивность к постоянным изменениям внешней среды. Методологическая и организационная культура. Социальная ответственность. Развитие креативного менеджмента. Управление качеством Повышение роли качества профессионального менеджмент- образования |
Концепции социальной эффективности менеджмента, управления человеческим капиталом, управления знаниями. Концепции качества 11 рофессионального управления |
П. Питерс, А. Ансофф, П. Друкер, Д. В. Львов, Б. 3. Мильнер, 3. П. Румянцева, А. Г. Поршнев, Э. М. Коротков, А. В. Райченко, Г. Р. Латфулин, О. С. Виханский и другие |
? Полемическое суждение
Школы менеджмента часто рассматривают как этапы развития науки управления. Генезис менеджмента характеризует качественные преобразования в самой практике. Как это согласуется с пониманием школ менеджмента?
! Ответное суждение
Действительно, школы очень часто рассматривают как научные концепции, отражающие развитие идей менеджмента. Но ведь идеи рождаются не на голом месте, они отражают потребности изменяющейся практики менеджмента и опыт его функционирования со всеми своими положительными и отрицательными последствиями. Поэтому понятие "школа" отражает не только развитие идей, но и развитие их истоков в практике.
Первый этап – "древний", который можно охарактеризовать как возникновение потребности в управлении и зарождение управленческой мысли (Древний Шумер, Хаммурапи, Навуходоносор, Сократ, Платон, Катон Старший, Никколо Макиавелли). Это наиболее длительный этап развития управления. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали уже на стадии первобытно-общинного строя.
В этом этапе ключевыми положениями являются:
• возникновение разнообразия форм управления, разграничение функции, оформление органов управления;
• накопление опыта управления хозяйством;
• становление управления как особой сферы деятельности.
Основными идеями "древнего" этапа, "дожившими" до современного менеджмента, являются принципы единоначалия в управлении и централизации полномочий.
Следующий этап – "производственно-экономический". Он также внес значительный вклад в генезис менеджмента.
В этом этапе ключевыми положениями можно назвать следующие:
• управление разделением труда;
• экономические преимущества, которые организации и общество получают в результате разделения труда;
• идеи и практические попытки гуманизации управления производством;
• признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта работников;
• разработка проекта "аналитической машины" – прообраза современной цифровой вычислительной техники.
Основными идеями "производственно-экономического" этапа, используемыми современным менеджментом, являются разделение труда в различных сферах и использование техники для более оперативного принятия управленческого решения.
Следующий этап – "аналитический", был ознаменован созданием нескольких школ менеджмента, которые заложили фундамент его дальнейшего развития. Он включал школу научного управления (использование научного анализа в управлении), классическую школу (систематизированный подход к управлению организацией на основе описания функций и принципов управления), школу человеческих отношений (акцент на межличностных отношениях в управлении) и поведенческую школу (использование науки о человеческом поведении).
В целом этот период можно охарактеризовать как крупный прорыв в качественном развитии менеджмента.
Возникновение менеджмента как научной концепции началось с поиска эффективных способов достижения наибольшей выработки у рабочих. Возникла школа научного управления.
Ключевыми положениями в школе научного управления являются:
• использование научного анализа для определения лучших способов решения задач;
• обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;
• отбор работников, лучше всего подходящих для решения задач, и их обучение;
• осознание необходимости стимулирования работников в целях создания заинтересованности в высоких результатах труда.
Основными идеями научной школы управления, используемыми современным менеджментом, являются: научный подход к менеджменту и его принципам, анализ способов выполнения работ, материальное стимулирование работников, сдельная оплата труда.
Бурное развитие промышленности в первой четверти XX в. дало толчок к эволюции взглядов на проблемы управления и формированию нового подхода. Это можно назвать профессиональным этапом. Дальнейшее развитие теория управления получила в работе французского промышленника Анри Файоля и его последователей – Л. Гулика,
Л. Ф. Урвика и Р. С. Дейвиса, создавшего в соответствии с потребностями практики управления классическую, или административную, школу.
Ключевыми положениями в классической (административной) школе управления являются:
• управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций;
• выделение администрирования в отдельную функцию управления;
• разработка универсальных принципов менеджмента для эффективного управления организацией.
Основными идеями классической (административной) школы управления, используемыми современным менеджментом являются развитие принципов управления, описание функций управления, систематизированный подход к управлению всей организацией.
Следующим направлением в менеджменте было создание школы человеческих отношений, которая зародилась в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Это этап социальный.
Самыми крупными авторитетами в развитии этой школы считаются Мэри Паркер Фоллет, Элтон Мэйо, Честер Бернард и Дэвид МакКлелланд.
Ключевыми положениями в школе человеческих отношений являются:
• коллектив – это особая социальная группа;
• межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника;
• неформальные отношения в производстве были признаны за весомую организационную силу;
• предоставление работникам более широких возможностей общения на работе.
Основными идеями школы человеческих отношений, пришедшими в современный менеджмент, являются использование приемов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства для управления межличностными отношениями; управление неформальными группами.
Если до школы человеческих отношений вопросы управления были тесно связаны только с технико-экономической стороной деятельности организации, то в последующей деятельности организации необходимо было учитывать проблемы окружающей среды и социальные ценности.
В рамках этого этапа получила развитие поведенческая (бихевиористская) школа управления, авторы которой (Д. МакГрегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис) сосредоточились в основном на методах налаживания межличностных отношений в трудовых коллективах.
Основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организаций за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов.
Основные выводы данной школы:
• необходимость создания психологического климата, содействующего раскрытию способностей работников организации;
• установление ответственности каждого работника как обязательного условия успешного менеджмента;
• установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;
• соблюдение этических норм, честность и доверие к персоналу;
• правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности деятельности как отдельного работника, так и организации в целом.
Следующий этап – "информационный", который характеризуется созданием таких подходов и теорий, как теория принятия решений и количественный подход, системный, ситуационный и процессный подходы.
В 1950–1960-е гг. развитие математики и вычислительной техники заложило основу нового направления в теории управления – количественного подхода и теории принятия решений. Существенный вклад в развитие этих подходов внесли К. Черчмен, Е. Арноф, Д. Форрестер.
Основной недостаток перечисленных подходов к управлению состоит в том, что они уделяли внимание только какой-либо одной составляющей управления. Школа научного управления сосредоточивала внимание на управлении техническими подсистемами. Поведенческая школа в основном занималась социальной подсистемой. Наряду с этим ни одна из школ практически не учитывала влияние внешней среды на организацию и влияние организации на внешнюю среду. Как следствие, они не учитывали все основные элементы производственной системы и не рассматривали эффективность управления как результат взаимодействия многих производственных факторов. Поэтому в конце 1950-х гг. зародился системологический этап, который интегрировал вклады всех школ управления в единое целое.
Этот подход базируется на общей теории систем, основанной Л. Берталанфи. Основная посылка этой теории в том, что для правильного понимания функционирования организации ее надо рассматривать в качестве системы. Все производственные организации являются системами. Они состоят из взаимосвязанных частей (люди, машины, оборудование, сырье, финансовые ресурсы и др.), каждая из которых работает во взаимодействии с другими частями.
Системологический подход – это:
• рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого;
• рассмотрение организации как совокупности взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды;
• не набор каких-либо руководящих принципов, а способ мышления при изучении проблем в организации и управлении ими.
Основной идеей системного подхода, используемой современным менеджментом, является рассмотрение организации как целостной открытой системы.
Следующим этапом, внесшим значительный вклад в развитие управления, стал компьютерный этап, дающий возможность эффективного решения ситуаций на основе оперативной обработки больших объемов информации (I960–1970-е гг.): П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д. Лорш.
Его особенностью были также большие возможности прямого приложения теоретических положений к конкретным условиям и ситуациям.
Основные положения этого подхода:
• не отвергает достижения других подходов и школ менеджмента, но для эффективного достижения целей организации приемы, которыми пользуется руководитель, могут значительно варьировать;
• увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно;
• менеджер должен хорошо владеть средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность;
• менеджер должен уметь предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной концепции и методики;
• менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять наиболее важные факторы в данной ситуации и вероятный эффект от изменения переменных.
Наиболее важным в ситуационном подходе является определение существенных переменных ситуаций и их влияния на управляемый объект. С точки зрения интенсивности влияния на процесс управления, факторы внешней среды делят на факторы прямого (непосредственного) воздействия и менее значимые факторы внешней среды косвенного воздействия.
Роль менеджера состоит не столько в определении среды, к которой относится фактор воздействия, сколько в определении силы его воздействия на производственную систему с тем, чтобы нейтрализовать воздействие внешнего фактора или усилить его влияние на результаты производства.
Таким образом, можно отметить, что, согласно ситуационному подходу, все известные концепции и методики должны быть применимы к конкретным ситуациям.
Далее была разработана теория принятия решений. Ее ключевыми положениями являются:
• разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов;
• разработка моделей принятия решений.
Основными идеями теории принятия решений, используемыми современным менеджментом, являются следующие: использование алгоритмов разработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.
Следующим был разработан количественный подход к управлению, для которого характерно:
• базирование на использовании в управлении данных точных наук (математики, статистики, инженерных наук) и широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуации;
• применение вычислительной техники в управлении;
• разработка и применение моделей для принятия решений в сложных ситуациях.
Основными идеями количественного подхода используемыми современным менеджментом, являются использование экономико-математических методов и моделей в процессе управления и применение ЭВМ в управлении. Большое значение имеет также процессный подход.
Согласно концепции процессного подхода управление рассматривается как непрерывная цепь взаимосвязанных управленческих функций, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий. К функциям относят планирование, организацию, мотивацию и контроль, причем эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
Сегодня мы можем наблюдать усиление интеллектуальной составляющей менеджмента, его креативизации. Это этап, устремленный в XXI в. Его характеризует внимание к управлению знаниями, культурой, образованием, качеством человеческого капитала.
Эти этапы характеризуют не только последовательность генетических изменений, но и накопление позитивных свойств менеджмента. Основные черты каждого из этапов переходят в последующие и органически вписываются в современность и рождают предпосылки будущего. Это происходит в сложных процессах разрешения внутренних и внешних противоречий менеджмента.
В генезисе менеджмента можно увидеть несколько линий противоречивых изменений: методологии и организации управления, человеческого фактора и технической оснащенности, социальной и экономической составляющей управления, научных и прагматических подходов, внутренних и внешних факторов эффективности, формального и неформального подходов, статики и динамики управления.
Степень обострения этих дуалистических противоречий по мере развития менеджмента меняется. Эти совокупные изменения и характеризуют генезис.
Таким образом, генезис менеджмента может быть представлен в последовательности этапов (периодов) как развития практики, реальных условий, так и развития управленческой мысли. Каждому из этапов присуще преобладание тех или иных потребностей, противоречий и приоритетов.
Среди различных подходов к менеджменту наиболее используемыми являются системный, ситуационный и процессный подходы.
В системном подходе главное внимание уделяется рассмотрению организации в связях всех ее элементов и факторов функционирования и развития: персонала, технических средств, технологий, информации, экономического потенциала. Каждый из этих факторов может быть детализирован в комплексе характеристик, также взаимосвязанных. При системном подходе в решении всех проблем отдастся приоритет анализу связей и целостности организации.
Ситуационный подход характеризуется концентрацией внимания на анализе и оценке конкретных ситуаций. Это определяет выбор методов менеджмента и стратегии их использования. Он наиболее эффективен в оперативном решении проблем, в учете специфики и условий развития организации.
Процессный подход отражает последовательность и непрерывность решения проблем, их взаимодействие в пространстве и во времени. Здесь отдается приоритет рациональному функционированию и тенденциям развития организации.
Эти подходы не противоречат друг другу. В менеджменте могут меняться приоритеты, но эти изменения не отрицают необходимости и учета связей в организации, и особенности конкретных ситуаций, и последовательности действий в рамках определенного направления развития.