Факторы генетических изменений в менеджменте

Развитие управления вызвано потребностями развития объекта управления (фирмы, организации, предприятия). Факторы развития объекта управления многообразны: прибыль, ресурсы, производительность, производственные мощности, структура деятельности, качество продукции, масштаб деятельности, имидж фирмы и др. К факторам развития самого управления относятся изменение его функций, концепций, целей и стратегии, структуры организации и информационных процессов.

В этих условиях управление не может быть застывшим, неизменным. Оно также должно находиться в развитии: в управлении меняются структура организации, информационные технологии и техническая вооруженность управленческой деятельности; совершенствуются профессиональный уровень персонала, механизмы мотивации и др.

В качестве основных факторов генезиса менеджмента можно выделить следующие.

1. Профессионализация управления, которая заключается не только в профессиональной подготовке менеджера и получении им соответствующего образования, но и в таком построении организации и управления, которое ориентировано на профессионализм управления.

2. Проявление инновационного потенциала, т.е. стремлений к обновлению, поиску новых форм и методов управления, мониторингу социально-экономической обстановки и адаптации систем управления к новым условиям, а также формирование систем креативного менеджмента.

3. Ориентация на качество управления, которая предполагает не только управление качеством, но и потребность повышения качества управления и рассматривается как одна из целей управления, определяющая все его особенности и ОГЛАВЛЕНИЕ, эффективность и потенциал развития.

4. Диверсификация менеджмента, которая заключается в гармонизации разнообразных форм и типов систем управления, механизмов и технологий управления.

Эти факторы действуют в совокупности и определяют многие черты как современного менеджмента, так и его будущего.

Этапы генезиса менеджмента

Зная факторы развития менеджмента, можно проследить их влияние на каждом из периодов. Это позволит узнать, как развивалась управленческая мысль в общих процессах потребностей в менеджменте, что было присуще каждому из периодов, какие школы и направления возникали в разное время, какие задачи решались ими, и оценить вклад каждого направления в генезис менеджмента.

В генезисе менеджмента можно выделить несколько этапов его качественного преобразования: древний, производственно-экономический, профессиональный, социальный, информационный, менеджмент XXI века (системологический, компьютерный, интеллектуальный) (табл. 15.1).

В обобщенном виде ключевые положения всех этих этапов и соответствующих им школ управления, оставивших заметный след в современном понимании проблем науки управления, определили идеи, которые используются современным менеджментом. Это, в свою очередь, позволит сформировать в дальнейшем положения новой парадигмы управления и выявить основные черты менеджера будущего.

Таблица 15.1

Развитие менеджмента в практике и науке в России и за рубежом

Периоды развития менеджмента (управления)

Временная периодизация

Практические особенности менеджмента (управления)

Развитие научной мысли в области менеджмента (управления)

Ученые в России и за рубежом

Древний

9–7 тыс. лет до н.э. – конец XVIII в.

1. Формируются системы государственного управления, предполагающие разграничения функции органов управления.

2. Накапливается опыт управления государственным хозяйством.

3. Управление постепенно начинает рассматриваться как особая cфepa деятельности

1. Обоснование принципа централизация у правления.

2. Формирование состава властных полномочий

Сократ (470–399 гг. до н.э.)

Платон (428–348 гг. до н.э.),

Хаммурапи (XVI11 в. до н.э.),

Навуходоносор (682-605 гг. до н.э.),

Катон Старший (234–

149 гг. до н.э.),

Никколо Макиавелли (1469-1527)

Производственно-экономический

1776– 1890 гг.

1. Разделение труда в различных сферах.

2. Осознание экономических преимуществ, которые организации и общество получают в результате разделения труда.

3. Возникают признаки гуманизации управления производством.

4. Признание необходимости улучшения условий труда и быта работников.

5. Разработка проекта "аналитической машины" – прообраза современной цифровой вычислительной техники

1. Обоснование форм разделения труда в различных сферах.

2. Разработка концепции бизнеса и экономического стимулирования.

3. Разработка идеи использования техники для более оперативного принятия управленческого решения

Адам Смит (1723–1790).

Роберт Оуэн (1771 – 1858),

Чарльз Бэббидж (1791 – 1871)

Профессиональный

1885- 1920 гг.

1. Научный подход к, менеджменту и его принципам.

2. Анализ способов выполнения работ.

3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

4. Отбор работников, лучше всего подходящих для решения задач, и их обучение.

5. Стимулирование работников в целях создания заинтересованности в высоких результатах труда

Школа научного управления

Ф. У. Тейлор,

X. Эмерсон,

Г. Форд,

М. Вебер,

Г. Гант,

Ф. и Л. Гилбрет,

А. А. Богданов,

Н. А. Витке,

О. А. Ерманский,

П. М. Керженцев,

Е. Ф. Розмирович

1920- 1950-е гг.

1. Управление – это универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

2. Выделение администрирования в отдельную функцию управления.

3. Разработка универсальных принципов менеджмента для эффективного управления организацией.

4. Развитие принципов управления.

5. Описание функций управления.

6. Систематизированный подход к управлению всей организацией

Классическая (административная) школа управления

А. Файоль,

Л. Гулик,

Л. Ф. Урвик,

Ф. С. Дейвис

Социальный

1930- 1950-е гг.

1. Коллектив – это особая социальная группа.

2. Использование приемов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства для управления межличностными отношениями.

3. Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника.

4. Неформальные отношения в производстве были признаны за весомую организационную силу

Школа человеческих отношений

Μ. П. Фоллет,

3. Мэйо,

4. Бернард,

А. Маслоу,

Д. МакКлелланд

с 1950 г.

1. Применение в деятельности организации наук о человеческом поведении.

2. Отношение к персоналу как к активному человеческому ресурсу.

3. Развитие психологии и социологии, изучающих психологические и социальные аспекты человеческой деятельности

Поведенческая (бихевиористская) школа

Д. МакГрегор,

Ф. Герцберг,

Р. Лайкерт,

К. Арджирис

Информационный

1950- 1960-е гг.

1. Применение научных методов анализа функционирования и роизводстве*шых систем и решение проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем.

Теория принятия решений и количественный подход

К. Черчмен,

Е. Арноф,

Д. Форрестер

2. Разработка методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организации.

3. Создание алгоритма выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.

4. Разработка количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений

1950-е гг.

1. Рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого.

2. Рассмотрение организации как совокупности взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

3. Системный подход – это не набор каких либо руководящих принципов, а способ мышления при изучении проблем в организации и управлении ими.

Системный подход

Л. Берталанфи,

Р. Акофф,

А. Слоан.

Р. Скотт,

П. Дюпон

1960- 1970-е гг.

1. Увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

2. Менеджер должен хорошо владеть средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность.

3. Менеджер должен уметь предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной концепции и методики.

4. Менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять наиболее важные факторы в данной ситуации и вероятный эффект от изменения переменных

Ситуационный подход

П. Друкер,

У. Марч,

Р. Томпсон,

Т. Деннисон,

П. Лоренс,

Ф. Лорш

с 1950 г. по настоящее время

1. Управление рассматривается как непрерывная цепь взаимосвязанных управленческих функций, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий. К функциям относят планирование, организацию, мотивацию и контроль, причем эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений

Процессный подход

Менеджмент в XXI в.

Начало XXI в.

Новая управленческая парадигма. Экономика знаний. Управление знаниями. Гибкость и адаптивность к постоянным изменениям внешней среды. Методологическая и организационная культура. Социальная ответственность. Развитие креативного менеджмента. Управление качеством Повышение роли качества профессионального менеджмент- образования

Концепции социальной эффективности менеджмента, управления человеческим капиталом, управления знаниями. Концепции качества 11 рофессионального управления

П. Питерс,

А. Ансофф,

П. Друкер,

Д. В. Львов,

Б. 3. Мильнер,

3. П. Румянцева,

А. Г. Поршнев,

Э. М. Коротков,

А. В. Райченко,

Г. Р. Латфулин,

О. С. Виханский и другие

? Полемическое суждение

Школы менеджмента часто рассматривают как этапы развития науки управления. Генезис менеджмента характеризует качественные преобразования в самой практике. Как это согласуется с пониманием школ менеджмента?

! Ответное суждение

Действительно, школы очень часто рассматривают как научные концепции, отражающие развитие идей менеджмента. Но ведь идеи рождаются не на голом месте, они отражают потребности изменяющейся практики менеджмента и опыт его функционирования со всеми своими положительными и отрицательными последствиями. Поэтому понятие "школа" отражает не только развитие идей, но и развитие их истоков в практике.

Первый этап – "древний", который можно охарактеризовать как возникновение потребности в управлении и зарождение управленческой мысли (Древний Шумер, Хаммурапи, Навуходоносор, Сократ, Платон, Катон Старший, Никколо Макиавелли). Это наиболее длительный этап развития управления. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали уже на стадии первобытно-общинного строя.

В этом этапе ключевыми положениями являются:

• возникновение разнообразия форм управления, разграничение функции, оформление органов управления;

• накопление опыта управления хозяйством;

• становление управления как особой сферы деятельности.

Основными идеями "древнего" этапа, "дожившими" до современного менеджмента, являются принципы единоначалия в управлении и централизации полномочий.

Следующий этап – "производственно-экономический". Он также внес значительный вклад в генезис менеджмента.

В этом этапе ключевыми положениями можно назвать следующие:

• управление разделением труда;

• экономические преимущества, которые организации и общество получают в результате разделения труда;

• идеи и практические попытки гуманизации управления производством;

• признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта работников;

• разработка проекта "аналитической машины" – прообраза современной цифровой вычислительной техники.

Основными идеями "производственно-экономического" этапа, используемыми современным менеджментом, являются разделение труда в различных сферах и использование техники для более оперативного принятия управленческого решения.

Следующий этап – "аналитический", был ознаменован созданием нескольких школ менеджмента, которые заложили фундамент его дальнейшего развития. Он включал школу научного управления (использование научного анализа в управлении), классическую школу (систематизированный подход к управлению организацией на основе описания функций и принципов управления), школу человеческих отношений (акцент на межличностных отношениях в управлении) и поведенческую школу (использование науки о человеческом поведении).

В целом этот период можно охарактеризовать как крупный прорыв в качественном развитии менеджмента.

Возникновение менеджмента как научной концепции началось с поиска эффективных способов достижения наибольшей выработки у рабочих. Возникла школа научного управления.

Ключевыми положениями в школе научного управления являются:

• использование научного анализа для определения лучших способов решения задач;

• обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач;

• отбор работников, лучше всего подходящих для решения задач, и их обучение;

• осознание необходимости стимулирования работников в целях создания заинтересованности в высоких результатах труда.

Основными идеями научной школы управления, используемыми современным менеджментом, являются: научный подход к менеджменту и его принципам, анализ способов выполнения работ, материальное стимулирование работников, сдельная оплата труда.

Бурное развитие промышленности в первой четверти XX в. дало толчок к эволюции взглядов на проблемы управления и формированию нового подхода. Это можно назвать профессиональным этапом. Дальнейшее развитие теория управления получила в работе французского промышленника Анри Файоля и его последователей – Л. Гулика,

Л. Ф. Урвика и Р. С. Дейвиса, создавшего в соответствии с потребностями практики управления классическую, или административную, школу.

Ключевыми положениями в классической (административной) школе управления являются:

• управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций;

• выделение администрирования в отдельную функцию управления;

• разработка универсальных принципов менеджмента для эффективного управления организацией.

Основными идеями классической (административной) школы управления, используемыми современным менеджментом являются развитие принципов управления, описание функций управления, систематизированный подход к управлению всей организацией.

Следующим направлением в менеджменте было создание школы человеческих отношений, которая зародилась в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Это этап социальный.

Самыми крупными авторитетами в развитии этой школы считаются Мэри Паркер Фоллет, Элтон Мэйо, Честер Бернард и Дэвид МакКлелланд.

Ключевыми положениями в школе человеческих отношений являются:

• коллектив – это особая социальная группа;

• межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника;

• неформальные отношения в производстве были признаны за весомую организационную силу;

• предоставление работникам более широких возможностей общения на работе.

Основными идеями школы человеческих отношений, пришедшими в современный менеджмент, являются использование приемов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства для управления межличностными отношениями; управление неформальными группами.

Если до школы человеческих отношений вопросы управления были тесно связаны только с технико-экономической стороной деятельности организации, то в последующей деятельности организации необходимо было учитывать проблемы окружающей среды и социальные ценности.

В рамках этого этапа получила развитие поведенческая (бихевиористская) школа управления, авторы которой (Д. МакГрегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт, К. Арджирис) сосредоточились в основном на методах налаживания межличностных отношений в трудовых коллективах.

Основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организаций за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов.

Основные выводы данной школы:

• необходимость создания психологического климата, содействующего раскрытию способностей работников организации;

• установление ответственности каждого работника как обязательного условия успешного менеджмента;

• установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;

• соблюдение этических норм, честность и доверие к персоналу;

• правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности деятельности как отдельного работника, так и организации в целом.

Следующий этап – "информационный", который характеризуется созданием таких подходов и теорий, как теория принятия решений и количественный подход, системный, ситуационный и процессный подходы.

В 1950–1960-е гг. развитие математики и вычислительной техники заложило основу нового направления в теории управления – количественного подхода и теории принятия решений. Существенный вклад в развитие этих подходов внесли К. Черчмен, Е. Арноф, Д. Форрестер.

Основной недостаток перечисленных подходов к управлению состоит в том, что они уделяли внимание только какой-либо одной составляющей управления. Школа научного управления сосредоточивала внимание на управлении техническими подсистемами. Поведенческая школа в основном занималась социальной подсистемой. Наряду с этим ни одна из школ практически не учитывала влияние внешней среды на организацию и влияние организации на внешнюю среду. Как следствие, они не учитывали все основные элементы производственной системы и не рассматривали эффективность управления как результат взаимодействия многих производственных факторов. Поэтому в конце 1950-х гг. зародился системологический этап, который интегрировал вклады всех школ управления в единое целое.

Этот подход базируется на общей теории систем, основанной Л. Берталанфи. Основная посылка этой теории в том, что для правильного понимания функционирования организации ее надо рассматривать в качестве системы. Все производственные организации являются системами. Они состоят из взаимосвязанных частей (люди, машины, оборудование, сырье, финансовые ресурсы и др.), каждая из которых работает во взаимодействии с другими частями.

Системологический подход – это:

• рассмотрение организации как некоторой целостности, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит вклад в развитие целого;

• рассмотрение организации как совокупности взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды;

• не набор каких-либо руководящих принципов, а способ мышления при изучении проблем в организации и управлении ими.

Основной идеей системного подхода, используемой современным менеджментом, является рассмотрение организации как целостной открытой системы.

Следующим этапом, внесшим значительный вклад в развитие управления, стал компьютерный этап, дающий возможность эффективного решения ситуаций на основе оперативной обработки больших объемов информации (I960–1970-е гг.): П. Друкер, У. Марч, Р. Томпсон, Г. Деннисон, П. Лоренс, Д. Лорш.

Его особенностью были также большие возможности прямого приложения теоретических положений к конкретным условиям и ситуациям.

Основные положения этого подхода:

• не отвергает достижения других подходов и школ менеджмента, но для эффективного достижения целей организации приемы, которыми пользуется руководитель, могут значительно варьировать;

• увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно;

• менеджер должен хорошо владеть средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность;

• менеджер должен уметь предвидеть вероятные положительные и отрицательные последствия применения конкретной концепции и методики;

• менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять наиболее важные факторы в данной ситуации и вероятный эффект от изменения переменных.

Наиболее важным в ситуационном подходе является определение существенных переменных ситуаций и их влияния на управляемый объект. С точки зрения интенсивности влияния на процесс управления, факторы внешней среды делят на факторы прямого (непосредственного) воздействия и менее значимые факторы внешней среды косвенного воздействия.

Роль менеджера состоит не столько в определении среды, к которой относится фактор воздействия, сколько в определении силы его воздействия на производственную систему с тем, чтобы нейтрализовать воздействие внешнего фактора или усилить его влияние на результаты производства.

Таким образом, можно отметить, что, согласно ситуационному подходу, все известные концепции и методики должны быть применимы к конкретным ситуациям.

Далее была разработана теория принятия решений. Ее ключевыми положениями являются:

• разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов;

• разработка моделей принятия решений.

Основными идеями теории принятия решений, используемыми современным менеджментом, являются следующие: использование алгоритмов разработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.

Следующим был разработан количественный подход к управлению, для которого характерно:

• базирование на использовании в управлении данных точных наук (математики, статистики, инженерных наук) и широкое применение результатов исследований операций и моделей ситуации;

• применение вычислительной техники в управлении;

• разработка и применение моделей для принятия решений в сложных ситуациях.

Основными идеями количественного подхода используемыми современным менеджментом, являются использование экономико-математических методов и моделей в процессе управления и применение ЭВМ в управлении. Большое значение имеет также процессный подход.

Согласно концепции процессного подхода управление рассматривается как непрерывная цепь взаимосвязанных управленческих функций, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий. К функциям относят планирование, организацию, мотивацию и контроль, причем эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

Сегодня мы можем наблюдать усиление интеллектуальной составляющей менеджмента, его креативизации. Это этап, устремленный в XXI в. Его характеризует внимание к управлению знаниями, культурой, образованием, качеством человеческого капитала.

Эти этапы характеризуют не только последовательность генетических изменений, но и накопление позитивных свойств менеджмента. Основные черты каждого из этапов переходят в последующие и органически вписываются в современность и рождают предпосылки будущего. Это происходит в сложных процессах разрешения внутренних и внешних противоречий менеджмента.

В генезисе менеджмента можно увидеть несколько линий противоречивых изменений: методологии и организации управления, человеческого фактора и технической оснащенности, социальной и экономической составляющей управления, научных и прагматических подходов, внутренних и внешних факторов эффективности, формального и неформального подходов, статики и динамики управления.

Степень обострения этих дуалистических противоречий по мере развития менеджмента меняется. Эти совокупные изменения и характеризуют генезис.

Таким образом, генезис менеджмента может быть представлен в последовательности этапов (периодов) как развития практики, реальных условий, так и развития управленческой мысли. Каждому из этапов присуще преобладание тех или иных потребностей, противоречий и приоритетов.

Среди различных подходов к менеджменту наиболее используемыми являются системный, ситуационный и процессный подходы.

В системном подходе главное внимание уделяется рассмотрению организации в связях всех ее элементов и факторов функционирования и развития: персонала, технических средств, технологий, информации, экономического потенциала. Каждый из этих факторов может быть детализирован в комплексе характеристик, также взаимосвязанных. При системном подходе в решении всех проблем отдастся приоритет анализу связей и целостности организации.

Ситуационный подход характеризуется концентрацией внимания на анализе и оценке конкретных ситуаций. Это определяет выбор методов менеджмента и стратегии их использования. Он наиболее эффективен в оперативном решении проблем, в учете специфики и условий развития организации.

Процессный подход отражает последовательность и непрерывность решения проблем, их взаимодействие в пространстве и во времени. Здесь отдается приоритет рациональному функционированию и тенденциям развития организации.

Эти подходы не противоречат друг другу. В менеджменте могут меняться приоритеты, но эти изменения не отрицают необходимости и учета связей в организации, и особенности конкретных ситуаций, и последовательности действий в рамках определенного направления развития.