Факторы формирования технологии менеджмента
При формировании технологии менеджмента необходимо учитывать ряд факторов. Знание их позволяет рационально сформировать технологическую схему.
Какие факторы влияют на технологию менеджмента? В первую очередь, конечно, особенности цели, ситуации и проблемы (или проблем). Они по-разиому влияют иа использование операций анализа и оценки, выбора альтернатив, измерений и обсуждений и пр. Это факторы процесса управления (схемы 7.2, 7.3).
Схема 7.2. Свойства технологии менеджмента
Схема 7.3. Разновидности технологий менеджмента
Схема 7.3 (окончание)
Но не только к ним сводится технология менеджмента. Система управления также накладывает определенный отпечаток. Для профессионального выполнения тех или иных операций необходимо иметь специализированные звенья, связи между ними, определенный их организационный статус, возможности по загрузке. Без учета этого фактора сформировать необходимую технологию менеджмента невозможно.
Все операции по "изготовлению" воздействия связаны с возможностями средств управления. Какими средствами располагает менеджер и как он может их использовать? Можно ли построить технологию, не имея ответы на эти вопросы? Конечно, нет. Но это уже механизм менеджмента. Он также влияет на технологию (схема 7.4).
Разработка технологии часто является основой совершенствования системы и механизма управления. Например, использование новых технологий компьютерного типа естественно потребовало изменения системы управления, и механизм управления также изменился. Появились новые возможности использования социально-психологических методов управления, мотивирования производительности, учета ценностей и т.д.
? Полемическое суждение
Эти возможности определяются расширением информационной базы менеджмента, что отражает информационный характер развития современных технологий.
! Ответное суждение
Расширение информационной базы менеджмента отражает потребности менеджмента и возможности их реализации, это должно повлиять на повышение качества управленческих решений. Развитие технологии менеджмента – это развитие не только информационной базы, но и самих его потребностей в современных условиях. Без потребностей расширение информационной базы становится бессмысленным и искусственно усложняющим менеджмент.
Важным фактором, определяющим технологию менеджмента, является фактор времени. Ведь технология – это распределение действий во времени. Оно должно учитывать внешние и внутренние изменения, момент управленческого решения, использование времени (экономию), временны́е характеристики деятельности – ритмичность, равномерность, темп, направленность.
Конечно, важную роль в формировании технологии управления играют и особенности объекта управления той организации, в которой осуществляется управление.
Любая технология требует определенных ресурсов: финансовых, интеллектуальных, информационных, технических, организационных.