Факторинг и форфейтинг как инструменты финансирования международных бизнес-операций

Факторинг представляет собой финансирование под дебиторскую задолженность (уступку денежного требования), возникающую в процессе торговых операций между коммерческими предприятиями. Фактор обычно предоставляет поставщику до 80–90% от суммы дебиторской задолженности сразу после отгрузки товара (до наступления срока платежа) и возмещает затем это финансирование из последующих поступлений средств от покупателей – контрагентов поставщика. Оставшаяся часть дебиторских задолженностей, т.е. 10–20%, за вычетом комиссий фактора, выплачивается поставщику после того, как покупатель произвел оплату.

Исторический экскурс

История становления факторинга в Европе относится к 50–60-м гг. XX в. Появление факторинга в этот период было не случайно. В целях повышения конкурентоспособности в условиях формирования "рынка покупателя" предприятия – поставщики стали применять рассрочку платежа в расчетах с контрагентами, т.е. предоставлять коммерческий кредит. Вместе с тем сами поставщики также нуждались в оборотных средствах в целях развития производства и не всегда могли предоставить рассрочку платежа покупателю самостоятельно.

Первоначально факторинг появился в Германии и Финляндии (1959), затем стал развиваться в других европейских странах. "Вторая волна" развития и роста факторинга относится к 1990-м гг. прошлого столетия, что связано с экономическими реформами в постсоциалистических странах[1].

Размышляем самостоятельно

Предприятие обратилось в банк за предоставлением кредита на финансирование исполнения обязательств по договору с зарубежным партнером. Выручка, получаемая данным предприятием по финансируемому банком договору, предлагается банку в залог. Какой альтернативный способ финансирования данного договора помимо кредита может предложить банк?

В целях правовой унификации вопросов, связанных с осуществлением факторинговых операций, УНИДРУА была принята Конвенция "О международном факторинге"[2]. Согласно Конвенции договор факторинга означает договор, заключенный между поставщиком, с одной стороны, и фактором – с другой, в соответствии с которым:

а) поставщик должен или может уступить фактору денежные требования, вытекающие из договоров купли-продажи товаров между поставщиком и его клиентами (дебиторами), за исключением тех случаев, когда товары приобретаются ими для личного, семейного или домашнего использования;

б) фактор должен выполнять хотя бы две из перечисленных функций:

– финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;

– ведение учета по подлежащим к выплате суммам;

– предъявление к оплате денежных требований;

– защита от невыплаты долгов дебиторами;

в) дебиторы должны быть уведомлены об уступке требования.

Таким образом, факторинг можно определить как комплекс услуг, связанных с финансированием под уступку дебиторской задолженности, включающий не менее двух из следующих составляющих:

– финансирование оборотного капитала;

– учет дебиторской задолженности;

– сбор дебиторской задолженности;

– покрытие кредитного риска.

В настоящее время используется достаточно много видов факторинговых операций в зависимости от обязательств, которые принимает на себя фактор. Вместе с тем можно выделить несколько форм факторинга, применяемых в современной международной практике.

1. По количеству участников операции и их местонахождению.

Внутренний факторинг – покупатель и продавец находятся

на территории одной страны, резидентом которой является также и сам фактор.

Международный факторинг:

двухфакторный факторинг – покупатель и продавец находятся в разных странах, при этом в сделке участвуют и импорт- фактор и экспорт-фактор;

однофакторный импортный факторинг – в сделке участвует только импорт-фактор, находящийся в стране импортера;

однофакторный экспортный факторинг – в сделке участвует только экспорт-фактор, находящийся в стране экспортера.

2. По осведомленности покупателя о переуступке задолженности.

Открытый тип факторинга представляет собой операцию, при которой покупатель поставщика оповещается об участии факторинговой компании в сделке. Такое уведомление обычно производится с помощью специальной надписи на счете-фактуре, указывающей, что дебиторская задолженность по данному счету была полностью переуступлена фактору, который является единственным законным получателем платежа, с указанием платежных реквизитов фактора.

При закрытом (конфиденциальном) типе факторинга договор между поставщиком и фактором не подлежит огласке для покупателя до тех пор, пока покупатель не нарушит условия контракта, не произведя своевременного платежа. В этом случае поставщик уполномочивает фактора уведомить покупателя о факте переуступки.

Управлением дебиторской задолженностью при данном виде факторинга занимается продавец от имени фактора.

3. По возможности регресса к поставщику.

При факторинге с правом регресса поставщик несет кредитный риск в отношении дебиторских задолженностей, проданных фактору. В случае неплатежа со стороны покупателя, произошедшего по любой причине, включая финансовую несостоятельность, фактор имеет право потребовать соответствующий платеж от поставщика.

При сделках без права регресса фактор фактически принимает на себя кредитный риск в отношении задолженностей покупателей поставщика, переуступленных фактору.

Могут различаться и условия выплат фактором платежей по переуступленным задолженностям поставщику.

Международный факторинг включает в себя как правило полный набор факторинговых услуг: финансирование экспортера сразу после отгрузки товара, управление дебиторской задолженностью, информационные услуги и т.д. При этом, обслуживая своих клиентов-экспортеров, экспорт-факторы могут действовать совместно с иностранными факторинговыми компаниями, функционирующими в странах импорта (импорт-факторами), что упрощает процедуры получения информации о существующем или потенциальном иностранном дебиторе, обеспечивает страхование риска неплатежа иностранного дебитора, взимание дебиторской задолженности и т.д.

Обратимся к рассмотрению двухфакторной модели международного факторинга, которая может быть представлена следующим образом:

1. Экспортер поставляет товар импортеру. На счетах-фактурах экспортера содержится надпись, уведомляющая импортера о том, что он должен произвести платеж в пользу импорт-фактора.

2. Счета-фактуры и транспортные документы направляются экспорт-фактору.

3. Экспорт-фактор оплачивает экспортеру определенный процент от суммы поставки за приобретенную дебиторскую задолженность.

4. Экспорт-фактор переуступает дебиторскую задолженность импорт-фактору.

5. Импорт-фактор как владелец дебиторской задолженности должен взыскать сумму долга и заплатить экспорт-фактору.

6. Импортер производит оплату импорт-фактору.

7. Импорт-фактор переводит платеж импортера в пользу экспорт-фактора.

8. Экспорт-фактор зачисляет экспортеру оставшуюся часть от суммы поставки за вычетом факторинговых комиссий.

Данная схема международного факторинга представлена на рис. 16.1.

Рис. 16.1. Схема международного факторинга

Величина факторинговых комиссий зависит от типа соглашения, в том числе от наличия административного управления дебиторской задолженностью, права регресса и др. На ставку комиссии влияет состояние финансового рынка в целом.

Общая величина факторинговых комиссий обычно складывается из двух составляющих. Первый вид комиссии – комиссия за предлагаемое финансирование – в большинстве стран исчисляется в процентах годовых, и ее величина сопоставима с величиной процентов по банковскому кредиту. Второй вид комиссии взимается за административное управление дебиторской задолженностью и страхование риска неплатежа, исчисляется в виде процента от обслуживаемого торгового оборота и зависит от объема продаж, количества обслуживаемых счетов-фактур, кредитоспособности дебиторов и т.д.

При этом при осуществлении международного факторинга величина комиссии возрастает, что связано с повышенными затратами по ведению международного бизнеса и участием в операции двух факторинговых компаний (экспорт-фактора и импорт-фактора).

В целях взаимодействия факторов из разных стран в 1960-е гг. стали создаваться международные факторинговые группы, к крупнейшим международным факторинговым ассоциациям относятся International Factors Group (IFG) и Factors Chain International (FCI).

IFG была создана в 1963 г. как первая международная АФК. Целью ее создания являлось развитие международного факторинга на основе так называемой двухфакторной модели (с участием экспорт-фактора и импорт-фактора). В настоящее время данное направление является основным в деятельности ассоциации, которая представлена более чем 160 участниками в более чем 50 странах[3]. FCI была создана в 1968 г. В настоящее время она объединяет 260 факторов из 72 стран[4].

По данным FCI, в 2011 г. мировой объем факторинговых операций составил 2015,4 млрд евро, в том числе на внутренний факторинг приходится 1741,1 млрд евро и 274,3 млрд евро – па международный факторинг[5]. В 2011 г. объем факторинговых сделок увеличился более чем на 20%.

Основной объем факторинговых операций приходится на страны ЕС. Лидерами но годовому обороту факторинговых сделок, как по данным IFG, так и по данным FCI являются Великобритания, Италия, Франция, Германия, Испания, США, Япония, Китай.

Быстрыми темпами растет объем факторинга в КНР (на 77% по сравнению с 2010 г.) и в России (на 74%). По обороту внутреннего факторинга КНР приближается к лидеру (Великобритании), а по сделкам международного факторинга опережает его, став, таким образом, самым крупным рынком факторинга в мире (табл. 16.1).

Таблица 16.1

Объем факторинговых операций в 2011 г. по отдельным странам, млрд евро[6]

Страна

Внутренний факторинг

Международный факторинг

Всего

Великобритания

249,7

18,4

268,1

Италия

142,7

32,5

175,2

Франция

141,4

33,2

174,6

Германия

119,1

38,1

157,3

Испания

109,1

13

122,1

Япония

110,2

1

111,2

США

90

15

105

Китай

230

44,9

274,9

Россия по итогам 2011 г. занимала 11 место но объему факторинга в Европе (21,2 млрд евро, в том числе 20,9 млрд евро – внутренний факторинг). Среди стран БРИК Россия сохраняет

за собой третью строчку. Объем и динамика рынка факторинговых услуг в странах БРИК показана в табл. 16.2.

Таблица 16.2

Объем факторинговых операций в 2011 г. в странах БРИК[6]

Страна

Объем операций, млрд евро

Темп прироста, % в сравнении с 2010 г.

Китай

274,9

77

Бразилия

45,6

-7

Россия

21,2

74

Индия

2,8

2

По прогнозам "Эксперт РА", составленным по итогам первого полугодия 2012 г., в 2012 г. объем рынка факторинга в России составит около 1,5 трлн руб.[8] Данный прогноз подтверждается и результатами исследования рынка факторинга, проведенного АФК[9].

АФК, являющаяся профессиональным общественным объединением участников российского рынка факторинга, была создана в России в 2007 г. Деятельность АФК направлена на формирование единых принципов и подходов к осуществлению факторинговых операций в России, включая методологические, нормативноправовые и этические основы факторингового бизнеса.

Информационный обзор российского рынка факторинга по итогам первого полугодия 2012 г. был подготовлен АФК по результатам анкетирования факторинговых компаний и банков, предоставляющих услуги факторинга. Оборот организаций, предоставивших заполненные анкеты, по мнению АФК, составляет 95% от совокупного оборота. Согласно полученным данным, но оценкам АФК, по итогам первого полугодия 2012 г. оборот российского рынка факторинга составил 617 млрд руб. и вырос на 77,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В структуре оборота российских факторов доля факторинга с правом регресса составила 59,5%, а доля факторинга без регресса достигла 34,3%, что может указывать на сохранение в текущем году тенденции к росту факторинга без права регресса. Доля международного факторинга сохранилась на уровне 1,25% от совокупного оборота факторов, что соответствует обороту в размере 7,4 млрд руб., однако с учетом статистики международных факторинговых организаций FCI и IFG только по двухфакторным сделкам объем международных операций российских факторов приближается к отметке в 8 млрд руб. по итогам 6 месяцев 2012 г.

Возможно, новой точкой роста может стать международный факторинг, что связано, в том числе с вступлением России в ВТО, однако его доля пока останется незначительной[10].

В качестве важного события в сфере регулирования факторинга отметим включение международного факторинга в план мероприятий ("дорожную карту") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1128-р "О плане мероприятий (“дорожной карты”) “Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта”". Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") призвана обеспечить успешное продвижение российского несырьевого экспорта на рынки зарубежных стран, и, таким образом, нацелена на диверсификацию российского экспорта. В результате выполнения "дорожной карты" будет сформирована стимулирующая экспорт институциональная среда, обеспечивающая конкурентоспособные условия деятельности российских компаний на мировом рынке, предусматривающая, в том числе, совершенствование механизмов государственной поддержки экспорта, разработку и внедрение современных финансовых продуктов для экспортеров.

Достаточно новым направлением рынка торгового финансирования в сфере факторинговых услуг является обслуживание всей цепочки поставки (Supply Chain Finance). В отсутствие точного перевода па русский язык под термином Supply Chain Finance понимается набор финансовых инструментов, которые позволяют оптимизировать оборотный капитал поставщиков и их покупателей с обязательным использованием решений на базе информационных технологий.

Вопросы практики

Интересен опыт внедрения инструментов SCF Райффайзенбанком (Австрия). Главной предпосылкой разработки в 2009 г. инструмента SCF послужило обращение крупной торговой сети – "Метро Кэш энд Кэрри". Проектная группа Райффайзенбанка проанализировала финансовые продукты, которые используются при финансировании цепочек отгрузок, предложения конкурентов, потребности крупных покупателей. Результаты данного обширного исследования легли в основ)' разработки решения для крупнейших клиентов банка, одновременно являющихся покупателями для большого количества поставщиков, находящихся на территории Австрии.

Райффайзенбанк совместно с разработчиками программного обеспечения создали IT-платформу, которая позволяет автоматизировать документооборот и отслеживать статус поставки товара, начиная с формирования заказа покупателем и заканчивая оплатой осуществленной поставщиком отгрузки согласно такому заказу. Благодаря наличию информации о статусе выставленных крупному покупателю и принятых им к оплате счетов поставщики имеют возможность получить от фактора денежные средства по ставкам ниже рыночных. В свою очередь, крупный покупатель, получив отсрочку платежа, может воспользоваться скидкой на величину разницы между рыночной ставкой по кредитам, которую заложил бы в итоговую стоимость поставщик, и той ставкой, по которой фактор в конечном итоге выплатит финансирование по акцептованным счетам. Низкий уровень ставки достигается за счет экономии фактора на операционном сопровождении в связи с использованием электронного обмена данными и низкого уровня премии за риск. Общий размер скидок, которые получает, например, "Метро Кэш энд Кэрри" от своих поставщиков, при использовании такой схемы достигает 80 млн евро в годовом исчислении[11].

Эффективность того или иного продукта SCF напрямую зависит от уровня автоматизации операций и обмена данными между участниками. Главная задача IT-решения при SCF – обеспечение возможности просмотра в режиме реального времени статуса и полной информации о счетах поставщика, выставленных покупателю, что позволяет всем участникам данного процесса отслеживать выплаченные финансовым агентом авансовые платежи (финансирование) по ним и поступившие платежи в их оплату.

Размышляем самостоятельно

По данным пресс-релиза от 03.01.2013, размещенного на сайте FCI[12] объем операций двухфакторного международного факторинга вырос в 2012 г. на 36%, продолжив рост, отмеченный по итогам 2011 г. (на 19%). Проанализируйте, в каких странах отмечается наибольший рост международного факторинга, где преобладает экспортный факторинг и почему. Что, по вашему мнению, может способствовать росту факторинга, в том числе операций международного факторинга, в России?

Форфейтинг представляет собой форму финансирования внешнеторговых сделок, предусматривающую покупку у экспортера векселей, акцептованных импортером. При форфейтинге продавец переуступает свои требования к покупателю конкретному кредитному учреждению. Продавец покупает сразу всю сумму за вычетом процентов. При этом покупатель товаров ликвидирует свои долговые обязательства регулярными выплатами. От обычного учета векселей банками форфейтинг отличается тем, что предполагает переход всех рисков по долговому обязательству к его покупателю – форфейтору. Форфейтинг позволяет сократить дебиторскую задолженность продавца, улучшить структуру баланса, ускорить оборот капитала.

Форфейтинг интересен преимущественно машиностроительным предприятиям, экспортирующим свою продукцию и предоставляющим покупателям торговые кредиты (отсрочку платежа). Экспортер продает долговые обязательства покупателя форфейтеру (банку или форфейтинговой компании) и полученные средства может направить на развитие бизнеса.

По сравнению с факторингом форфейтинг обладает определенными преимуществами. Первый обычно используется для кратко- и среднесрочного финансирования (до 180 дней), при этом в случае использования факторинга, с регрессом риск неплатежа со стороны импортера остается на экспортере. Форфейтинг, в отличие от факторинга не предполагает предоставления дополнительных услуг экспортеру.

В целом можно отметить, что и факторинг и форфейтинг могут быть интересны участникам внешнеторговых сделок, целесообразность использования той или иной формы финансирования определяет экспортер, исходя из своих потребностей и характера сделок.

Факторинг может быть востребован предприятиями малого и среднего бизнеса, предоставляющими товарный кредит контрагентам и испытывающими недостаток оборотных средств, кроме того, факторинг может предусматривать управление дебиторской задолженностью экспортера, что также может быть более целесообразно, чем создание соответствующего подразделения экспортером. Форфейтинг более эффективен для крупных предприятий, которые преследуют цель аккумуляции денежных средств для реализации долгосрочных и дорогостоящих проектов.