Европейский Союз и Российская Федерация: история взаимоотношений
История развития отношений Российского государства и ЕС насчитывает несколько этапов. Был пройден путь от противостояния СССР и Сообществ до партнерства России и ЕС.
В 1950-е гг. отношения между СССР и Сообществами были довольно натянутыми; Сообщества рассматривались руководством СССР как экономическая база НАТО. В 1960-х гг. Сообщества пытались добиться официального признания со стороны СССР и наладить отношения со странами социалистического лагеря. Контакты государств — членов Сообществ осуществлялись с СССР и другими социалистическими странами, главным образом, на двусторонней основе, а их объем был небольшим.
К середине 1970-х гг. Сообщества начали проводить единую торговую политику по отношению к странам Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). При этом центр тяжести в принятии решений по внешнеэкономическим контактам постепенно переместился от государств-членов к органам Сообщества.
В 1988 г. между СССР и ЕЭС были установлены официальные отношения. Была подписана Декларации СЭВ—ЕЭС о сотрудничестве, которая носила рамочный характер.
18 декабря 1989 г. в Брюсселе было подписано Соглашение между СССР и Европейским экономическим сообществом и Европейским сообществом но атомной энергии о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве. Оно предусматривало постепенную отмену количественных ограничений на советский экспорт в ЕС за исключением товаров, представляющих особый интерес для сообществ. В свою очередь, СССР предоставлял благоприятный режим для экспорта европейских товаров. Определялись меры по взаимодействию Сторон в области пауки, транс порча и финансов. Соглашение прекратило действие в 1997 г.
После распада СССР в начале 1990-х гг. российские предприятия стали больше ориентироваться на сотрудничество с юридическими лицами из стран ЕС. Однако недостаточная правовая база затрудняла взаимодействие. Поэтому страны — члены ЕС, ЕОУС, Евратом и Россия заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (Корфу, 24 июня 1994 г.)1. Были подписаны также: Протокол о создании контактной группы по углю и стали, Протокол о взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства, ряд других документов.
Целями партнерства России и ЕС были объявлены: обеспечение политического диалога; содействие торговле и инвестициям; укрепление политических и экономических свобод, демократии; создание необходимых условий для свободной торговли между Россией и ЕС, а также для учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и движения капитала.
Па основании Соглашения был установлен регулярный политический диалог. Два раза в год проводятся встречи Президента РФ с Председателем Совета ЕС и Председателем Еврокомиссии. Межпарламентский диалог осуществляется на уровне Комитета парламентского сотрудничества.
Стороны предоставили друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. Товары с территории участников Соглашения, импортируемые на территорию другой стороны, не облагались внутренними налогами (в дополнение к тем, которые применялись к аналогичным отечественным товарам).
Большое внимание уделялось сотрудничеству в области законодательства. Россия обязалась постепенно сближать свое законодательство с европейским правом в таких сферах, как: предпринимательская и банковская деятельность; бухгалтерский учет и налогообложение компаний; охрана труда; финансовые услуги; правила конкуренции; государственные закупки; охрана здоровья и жизни людей, животных и растений; защита окружающей среды; защита прав потребителей; косвенное налогообложение; таможенное законодательство; технические нормы и стандарты; ядерная энергетика; транспорт.
Сотрудничество России и ЕС в сфере таможенных отношений включает в себя: обмен информацией; совершенствование методов деятельности; гармонизацию и упрощение таможенных процедур в отношении товаров, обращающихся в торговле между сторонами; взаимосвязь между транзитными системами ЕС и России; внедрение современных системам таможенной информации; совместные мероприятия в отношении товаров "двойного назначения" и товаров, подпадающих под действие нетарифных ограничений.
Важной сферой взаимодействия ЕС и России признано сотрудничество в борьбе с правонарушениями (включая нелегальную иммиграцию, противоправную деятельность в сфере экономики; коррупцию; подделки; незаконный оборот наркотических и психотропных веществ).
Функции контроля за применением Соглашения возлагались на специально созданный Совет сотрудничества. В Совет входят члены Правительства РФ, члены Совета ЕС и члены Комиссии на уровне министров.
Срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве был определен до 2007 г. Однако попытка перезаключить Соглашение на новых условиях успехом не увенчалась, прежде всего из-за противодействия Полыни и некоторых прибалтийских государств. Поэтому в настоящее время продолжает действовать прежнее Соглашение, хотя оно уже и не отвечает современным требованиям.
К концу 1990-х гг. стало ясно, что цели, указанные в Соглашении, были в основном достигнуты. Поэтому было принято решение о дальнейшем совершенствовании сотрудничества России и ЕС, что получило оформление в Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.) (Хельсинки, 22 октября 1999 г.).
Основными целями Стратегии объявлены: обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире путем создания падежной общеевропейской системы коллективной безопасности, привлечение потенциала и опыта ЕС для содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики России и дальнейшее строительство демократического правового государства.
Партнерство Россия — ЕС предполагается строить на базе договорных отношений. Россия сохраняет свободу внутренней и внешней политики, независимость в международных организациях. В перспективе партнерство с ЕС может выражаться в совместных усилиях по созданию эффективной системы коллективной безопасности в Европе, в продвижении по пути к созданию зоны свободной торговли Россия — ЕС, а также в высоком уровне взаимного доверия и сотрудничества в политике и экономике.
Продолжаются усилия по: дальнейшему открытию европейского рынка для российского экспорта, устранению остаточной дискриминации в торговле, стимулированию притока европейских инвестиций в российскую экономику, противодействию попыткам отдельных государств СНГ использовать ЕС в ущерб российским интересам.
На регулярно проходящих встречах руководители России и ЕС укрепляют стратегическое партнерство. Например, 10 мая 2005 г. в Москве Президентом РФ, Премьер-министром Люксембурга, Председателем Еврокомиссии и Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности были утверждены четыре документа, получивших наименование "Дорожные карты": по общему экономическому пространству; по общему пространству свободы, безопасности и правосудия; по общему пространству внешней безопасности; по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты. "Дорожные карты" фиксируют результаты, достигнутые на переговорах руководителей России и ЕС.
1 июня 2007 г. вступили в силу Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Сообществом о реадмиссии и Соглашение между РФ и Европейским Сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза (Сочи, 25 мая 2006 г.). Положения этих договоров не применяются к Дании. Первый договор регулирует вопросы "реадмиссии" — передачи запрашивающим государством и принятия запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание признаны незаконными. Второй — предоставляет упрощенный порядок оформления виз определенным категориям российских граждан.
Таким образом, несмотря па имеющиеся проблемы в отношениях с Россией, ЕС остается основным экономическим и политическим партнером России на европейском континенте.