Европейская система передачи и накопления кредитов ECTS

Европейская система перевода/перезачета и накопления зачетных единиц ECTS была введена в рамках программы European Community Action Scheme for the Mobility of University Students (далее – ERASMUS[1]) с целью повышения эффективности учета результатов обучения, в ходе мероприятий по обеспечению мобильности студентов [64. С. 191]. Разработанная незадолго до начала Болонского процесса, данная система уже на первом этапе программы ERASMUS (1988–1995) была апробирована в качестве пилотного проекта в 145 вузах. С помощью этой системы удалось приблизиться к решению проблемы обеспечения прозрачности, сопоставимости объема изученного материала и, соответственно, возможности академического признания квалификаций и компетенций студентов.

В 2009 г. ECTS охватывала уже более 1100 университетов.

Сопоставимость учебных планов, обеспечиваемая системой ECTS, позволяет студентам выбирать самые разные (в том числе зарубежные) программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые, при условии их успешного завершения, засчитываются как пройденный материал в своем университете.

Основой ECTS являются зачетные единицы (кредиты), которые определяются как "количественные средства выражения объема учения, основанные на трудозатратах студентов" [167. С. 35]. В свою очередь, трудозатраты, согласно последней редакции Руководства пользователя ECTS (2009), показывают время, необходимое для завершения всех форм обучения (таких как лекции, семинары, проекты, практики, самостоятельная работа и экзамены) и требуемое для достижения установленных результатов обучения.

Система ECTS основывается на ряде принципов, определяющих учебную нагрузку и порядок присвоения и распределения кредитов.

– Стандартная учебная нагрузка студента полной формы обучения в течение академического года составляет 60 кредитов. На факультетах полной формы обучения в Европе такой нагрузке в среднем соответствуют 1500–1800 часов в год. В этом случае на один кредит приходится приблизительно 25–30 часов.

– Кредиты присваиваются учащемуся только в том случае, если он успешно завершил курс обучения или единицу курса и получил положительную оценку ("зачет"), продемонстрировав достижение установленных результатов обучения.

– Кредиты распределяются по каждому подлежащему оценке виду учебной деятельности (таким как модули, курсы, производственная практика, написание квалификационной работы и т.д.) и отражают объем работы, необходимый для достижения запланированных результатов обучения относительно общего объема работы, необходимого для успешного завершения полного учебного года [200. С. 63].

При принятии решения об учебной нагрузке студента существенными являются следующие факторы:

– студент располагает ограниченным количеством времени вне зависимости от того, по какой программе он обучается;

– ответственность за разработку программы обучения в целом и распределение кредитов по курсам несет некий официальный орган (исполнительный комитет факультета или др.);

– окончательное решение относительно распределения времени между различными видами учебной деятельности принимается конкретным преподавателем или группой преподавателей, которые назначаются университетским (факультетским) руководством;

– принципиальное значение имеет осознание преподавателем результатов обучения (заданных в форме компетенций);

– преподаватель должен тщательно продумать, какие именно виды учебной деятельности лучше всего подходят для достижения установленных результатов обучения в рамках данного курса;

– преподаватель должен представлять средний объем времени, необходимый для выполнения каждого вида учебной деятельности, запланированного в рамках данного курса;

– принципиальной является роль самого учащегося в процессе мониторинга образовательного процесса (сам студент тоже должен следить, чтобы предполагаемая нагрузка была реалистичной) [200. С. 64].

Для обеспечения надежного учета нагрузки студентов рекомендуется осуществлять нижеследующие шаги.

1. Введение модулей. Модуль представляет собой часть учебного курса (курсовую единицу), которую отличает четкая ориентация на достижение целей с описанием технологий, учебной нагрузки, аттестационных процедур, критериев оценивания, продолжительности обучения, особенностей взаимодействия обучающихся и преподавателей (см. параграф 2.5). При обучении по модульной технологии курсовые единицы имеют фиксированную нагрузку, равную, например 5 кредитам (или кратную этому числу). Задания определяются с учетом требуемых результатов обучения и времени (рабочих часов), которое необходимо студенту для их достижения. Так, модуль с 5 кредитами предусматривает 125–150 часов работы студента.

2. Оценка нагрузки студентов. Каждый модуль базируется на различных видах образовательной деятельности, которые могут быть определены с учетом следующих аспектов:

– типы курсов: лекция, семинар, исследовательский семинар, курс упражнений, практическая работа, лабораторная работа, направляемое руководителем индивидуальное обучение, консультации с наставником, самостоятельные занятия, интернатура, практика или стажировка, полевая работа, проектная работа и т.д.

– типы учебной деятельности: посещение лекций, выполнение конкретных заданий, тренировка технических или лабораторных навыков, написание статей, чтение книг и статей, кафедральные встречи и т.д.

– типы оценивания: устный экзамен, письменный экзамен, устная презентация, тест, статья, портфолио, диссертация, отчет об интернатуре, отчет о полевой работе, текущее оценивание и т.д.

Преподаватели оценивают время, которое необходимо для выполнения работы, предусмотренной для каждой курсовой единицы, и разрабатывают меры, обеспечивающие наилучшее использование имеющегося времени. Нагрузка, выраженная в единицах времени, должна соответствовать количеству кредитов, назначенных данной курсовой единице.

3. Проверка рассчитанной нагрузки с помощью даваемых студентами оценок. Существуют различные методы, позволяющие проверить, корректной ли является рассчитанная нагрузка студентов. Наиболее распространенным методом является анкетирование студентов либо в процессе учебы, либо по завершении курса.

4. Корректирование нагрузки и (или) образовательной деятельности. Итогом процесса мониторинга или изменения содержания курса может стать корректирование нагрузки и (или) типа образовательной деятельности. Регулирование нагрузки и (или) деятельности является необходимым, если процесс мониторинга показывает, что рассчитанная нагрузка студентов не соответствует фактической нагрузке [167. С. 217].

В рамках ECTS была разработана оценочная шкала [167. С. 220], целью которой являлось облегчение понимания и сравнения отметок, выставленных в соответствии с разными национальными системами оценивания. Оценочная шкала ECTS базируется на рейтинге студента в ходе конкретного оценивания, который показывает степень его успеваемости относительно других студентов. Система ECTS распределяет студентов по широким группам и таким образом упрощает ранжирование. Именно разбиение на группы является основой оценочной системы ECTS.

Вначале все студенты подразделяются на две группы – "успевающие" и "неуспевающие", и затем результаты этих двух групп оцениваются по отдельности. Получившие проходные баллы делятся на пять подгрупп: лучшие 10% получают балл "А", следующие 25% – балл "В", следующие 30% – балл "С", следующие 25% – балл "D" и последним 10% выставляется балл "Е".

Те, кто не достиг результатов, достаточных для получения проходного балла, делятся на две подгруппы: "FX" (неудовлетворительно – для получения кредита необходима некоторая дополнительная работа) и "F" (неудовлетворительно – требуется значительный объем дальнейшей работы). Такая дифференциация позволяет различать студентов, которые близки к получению проходного балла, и тех, кто демонстрирует очевидное отсутствие требуемых знаний и навыков.

Оценочная шкала ECTS может быть представлена в виде таблицы (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Оценочная шкала ECTS (2004)

Балл

ECTS

Успевающие студенты, обычно получающие этот балл, %

Комментарии

А

10

Использование слов типа "отлично" или "хорошо" больше не рекомендуется, поскольку они не вписываются в процентное ранжирование, принятое в шкале переноса баллов ECTS

В

25

С

30

D

25

Е

10

FX

Неудовлетворительно – требуется некоторая дополнительная работа

F

Неудовлетворительно – требуется серьезная дополнительная работа

Оценивая данный подход, европейские эксперты С. Райхерт и К. Таух отметили, что "базовые элементы и принципы ECTS кажутся достаточно простыми, но их применение к исключительно разнородным европейским системам высшего образования отягощено многочисленными и разнообразными проблемами" [194. С. 70]. Обозначим лишь некоторые проблемы, возникающие в ходе практического применения системы ECTS в европейских вузах.

Первая трудность состоит в том, что баллы ECTS проставляются только тем студентам, которые сдали экзамен, и разница в количестве проставленных оценок указывает на изменение в зависимости от страны/вуза/факультета/кафедры числа студентов, не прошедших испытание. Таким образом, в одной стране баллы ECTS будут вычисляться, например, для 60% студентов данного курса, которые выдержали экзамен; в то же время в другой стране на аналогичном курсе баллы ECTS могут вычисляться, например, только для 45% (если в этом случае балл, требуемый для успешной сдачи экзамена, выше, и 55% не прошли испытание).

Вторая трудность: расчеты оказываются затруднительными, если группа студентов, изучающих данный курс, малочисленна (например, меньше 10 человек). На интернет-сайте программы SOCRATES размещено описание метода вычисления оценок посредством сопоставления результатов студентов, успешно освоивших данный курс в последние 10 лет. Это позволяет точнее разграничить группы ECTS и выставлять более корректные оценки. Однако этот подход не применим для новых курсов, существующих всего несколько лет, на которые, как правило, записывается немного студентов. Более того, данный метод предполагает сравнение данного студента не с остальными студентами соответствующей группы, но исторически – с предыдущими студентами. Это может привести к неточностям: если студент учится в группе, насчитывающей 10 человек, его успехи будут сравниваться с достижениями учившихся ранее, а если когорта насчитывает 200 человек, будут сопоставляться достижения однокурсников [63].

Третья сложность, возникающая при определении баллов ECTS, связана с тем, что в национальных образовательных системах "оценки по большей части проставляются традиционно сложившимися методами, и их исходный смысл теряется в глубине веков" [202]. В частности, в некоторых европейских системах высшего образования очень мало уровней оценок. Например, в Финляндии проставляются оценки от 1 ("удовлетворительно") до 3 ("превосходно"), причем одни вузы пользуются промежуточными оценками, а другие – нет. Использование подобных национальных оценочных шкал приводит к очень крупным группам студентов, которых непросто разделить для вычисления баллов ECTS. Эта проблема усугубляется, если оценочная система носит не численный, а описательный характер, как, например, в Швеции, где студентам выставляют одну из трех оценок: "сдано условно", "сдано" или "сдано с отличием". В таких условиях необходимо применить качественный подход и попытаться совместить вербальные описания ECTS с национальными оценочными описаниями [63].

Четвертая сложность обусловлена тем, что подавляющее большинство оценочных систем в странах Евросоюза основано на наборе показателей, которые характеризуют способность студента добиться в ходе учебного процесса требуемых результатов. При этом возможен (и вполне реален) случай, когда все студенты на курсе получают одинаково высокие (или низкие) оценки в зависимости от соотношения продемонстрированных ими знаний и навыков с установленными показателями. При этом даже если все студенты получили на экзамене одинаково низкие оценки, лучшим 10% из них будет, тем не менее, выставлена оценка "А" по ECTS. Напротив, при применении ECTS оценка студента зависит не только от его успехов, но и от успехов остальных, поэтому студент может получить достаточно высокую оценку в системе, основанной на показателях, при этом в ECTS ему будет выставлена оценка "С", так как его однокурсники также получили высокие оценки.

Пятая трудность связана с интерпретацией оценок ECTS, выставленных в разных учебных заведениях, особенно если они находятся в различных странах. Полученные путем нормирования оценки ECTS достаточно трудно переносить из одной государственной системы, основанной на показателях, в другую аналогичную. Например, студенту, получившему в итальянском университете оценку "30 е lode", в ECTS будет проставлена оценка "А". Эту оценку будет непросто перевести, например в британскую систему, поскольку в итальянских университетах около 14% оценок составляют "30 е lode", в то время как в Соединенном Королевстве только 8% студентов традиционно получают оценки первого класса с отличием.

Шестая трудность носит субъективный характер и заключается в том, что преподаватели вузов в силу привычки склонны руководствоваться при оценке результатов обучения скорее методами оценки по показателям, чем методикой, основанной на использовании ECTS. В результате наблюдается тенденция приравнивания баллов ECTS к основанным на показателях национальным оценкам самым примитивным и несистематическим способом. При этом широкое распространение и простота ECTS придают ей обманчивую "надежность и достоверность" [188. С. 73]. Однако "зарубежные оценки – это не просто числа, которые можно рассчитать по формуле, а сообщение, смысл которого необходимо вначале оценить в исходной системе и лишь затем истолковать для пользователей конретной системы. Простые математические формулы, претендующие на универсальность, есть не что иное, как чрезмерное упрощение реальности" [174].

Выявлению смысла зарубежной оценки в исходной системе способствует новая оценочная таблица ECTS (кредитная рамка), предложенная в последней редакции (2009) руководства пользователя ECTS [166. С. 41]. Эта оценочная таблица облегчает процесс сравнения двух и более национальных оценочных систем. Суть предлагаемого подхода представлена на конкретном примере, в виде табл. 1.2, где проводится сравнение национальных оценочных систем ("А" и "В") и соответствующих процентных распределений баллов, которые рассчитаны на основе общего числа баллов, выставленных в ходе обучения по конкретной программе в течение двух последних лет.

Таблица 1.2. Оценочная шкала ECTS (2009)

Национальная оценочная система "А"

Процентное

распределение

баллов

Национальная оценочная система "В"

Процентное

распределение

баллов

30 lode

5,6%

1

20%

30

15,7%

29

0,5%

2

35%

28

12,3%

27

11,8%

26

9,0%

25

8,2%

3

25%

24

11,3%

23

2,7%

22

6,0%

4

20%

21

2,3%

20

5,7%

19

1,9%

18

6,9%

Всего

100%

100%

По табл. 1.2 нетрудно заметить, что оценки "30 lode" и "30" оценочной системы "А" на основе соответствующих процентных распределений могут быть конвертированы в оценку

"1" системы "В". Аналогичным образом оценке "2" системы "В" можно поставить в соответствие оценки "26" – "29" (средняя – "27") в системе "А".

Процесс перезачета оценок системы "А" в системе "В" (и наоборот) с помощью оценочной таблицы ECTS описывается с достаточной полнотой алгоритмом, включающим пять шагов [166. С. 43].

1. Идентификация референтных групп в системе "А" и системе "В", для которых будут рассчитываться распределения баллов. Обычно референтная группа состоит из студентов, обучающихся по одной конкретной программе, но в некоторых случаях в нее может включаться более широкий крут студентов (например, студенты, обучающиеся на одном факультете).

2. Сбор всех баллов, полученных членами референтных групп не менее чем за два учебных года.

3. Расчет процентных распределений баллов для референтных групп в системе "А" и в системе "В".

4. Включение процентного распределения баллов в каждую академическую справку, в каждое дополнение к диплому (см. ниже).

5. Сравнение процентных распределений, рассчитанных в одной системе, с распределением, полученным в другой системе, позволяющее осуществить перезачет каждой индивидуальной оценки.

Процедуры, осуществляемые на первых четырех шагах, носят чисто административный характер [166]. Преподаватели, ответственные за осуществление перезачета, могут быть вовлечены в процесс лишь на пятом шаге.

Кредиты – лишь один (хотя и центральный) элемент ECTS, которая является достаточно сложной и развитой системой. Сами по себе кредиты обладают только одним измерением (уровень нагрузки), но в основных документах ECTS они сопровождают и дополняют другую информацию: о вузе, полученной степени, уровне, содержании, качестве работы выпускника (в виде оценок) и др. В число основных документов ECTS (2009) входят: 1) каталог курса; 2) заявление-анкета студента; 3) соглашение об обучении; 4) лист признания; 5) академическая справка; 6) приложение к диплому. Специально издаваемое "Руководство пользователя ECTS" (ECTS Users' Guide) [166] предлагает подробные описания и стандартные формы для создания всех этих документов, а примеры заполнения некоторых из этих форм можно найти на образовательном портале интернет-сервера Европейской комиссии [97].

Краткие описания некоторых документов ECTS содержатся в приложении 2.