Европейская счетная палата
Официальное наименование. Название этого института на русский язык переводится по разному, поскольку Европейская счетная палата нс имеет единообразного названия на официальных языках ЕС. Ее название можно перевести как "счетная палата", "палата аудиторов", "счетный суд", "суд аудиторов" и т.д.
Наименования этого института на официальных языках ЕС соответствуют традиционным названиям аналогичных по функциям органов государств-членов (англ. Court of Auditors, нем. Rechnungshof, франц. Cour des comptes, порт. Tribunal de Contas, нидерл. – Rekenkamer, фин. – tilintarkastustuomioistuin и т.д.).
Выбор нами варианта перевода на русский язык объясняется тем, что, аналогичные органы в Российской Федерации называются счетными палатами (например, Счетная палата РФ). В публикациях самой Европейской счетной палаты на русском языке[1] этот институт также именует себя именно Европейской счетной палатой. Следовательно, используя термин "счетная палата", авторы следуют также и сложившейся традиции перевода названия этого института на официальные языки Союза. Использование же таких названий, как счетный суд или суд аудиторов, не представляется оправданным, поскольку они вводят в заблуждение относительно наличия у Европейской счетной палаты "судебных" полномочий.
История. Предшественниками Счетной палаты были органы финансового контроля, существовавшие в каждом из Европейских сообществ с момента их образования. В ЕОУС таким органом был аудитор, а в ЕЭС и Евратоме функционировали подобные классическим счетным палатам Финансовые советы. После "слияния" институтов Сообществ в 1967 г. на их базе был образован единый орган финансового контроля – Аудиторский совет. На его основе и была впоследствии создана Счетная палата. Вопрос о ее учреждении был поднят в 1973 г. на встрече в верхах государств-членов в Копенгагене.
Европейская счетная палата (далее – Счетная палата) была образована в соответствии с положениями второго бюджетного договора 1975 г.[2] и начала функционировать в полном объеме в октябре 1977 г. в штаб-квартире в Люксембурге.
Изначально Счетная палата не входила в число институтов Европейских сообществ. Это произошло только с вступлением в силу Маастрихтского договора 1992 г. Включение Счетной палаты в перечень институтов Сообществ и ЕС в целом было вызвано не столько изменением ее полномочий, сколько стремлением повысить ее официальный статус, приравняв Счетную палату к остальным институтам ЕС.
Как независимый институт Счетная палата свободно определяет свою внутреннюю организацию и процедурные правила в своем внутреннем регламенте, который, однако, подлежит утверждению Советом ЕС. Сначала, в ст. 1 внутреннего регламента этот институт рассматривался самой палатой как "корпоративный", но в 2004 г. был изменен на "коллегиальный" орган.
Ниццкий договор 2001 г. изменил порядок назначения аудиторов Счетной палаты, а также внес некоторые другие изменения, которые в 2007 г. были подтверждены Лиссабонским договором.
Функции. § 1 ст. 7 ДЕС называет Счетную палату среди институтов Союза. Однако у Счетной палаты отсутствует важнейший признак, который был характерен для всех институтов ЕС до принятия Маастрихтского договора 1992 г., – у нее нет полномочий принимать юридически обязательные решения. Решения Счетной палаты, что характерно для счетных палат всего мира, включая Счетную палату РФ, носят рекомендательный (заключения), или информационный (годовой отчет, специальные отчеты) характер.
Применяя к институтам ЕС традиционную "трехзвенную" схему разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть, мы не сможем отнести Счетную палату ни к одной из этих ветвей власти, поскольку она не обладает полномочиями, характерными для какой-либо из вышеназванных ветвей власти.
Согласно ст. 285 ДФЕС "Счетная палата обеспечивает проверку счетов Союза". Это позволяет говорить о Счетной палате как о независимом институте финансового контроля. Счетная палата выполняет контрольную функцию и не принадлежит ни к одной из классических ветвей. Надо признать, что такое правовое положение вне традиционной системы разделения властей характерно для большинства независимых счетных палат мира. Исключение составляют счетные палаты тех немногих государств, в которых принято отдельно выделять контрольную ветвь власти, например, Швеция.
Кроме осуществления самостоятельного бюджетного контроля, Счетная палата в соответствии с § 4 ст. 288 ДФЕС содействует Европейскому парламенту и Совету ЕС в осуществлении их функции по контролю за исполнением бюджета ЕС.
Анализируя положение Счетной палаты среди институтов ЕС, следует упомянуть о весьма сложных взаимоотношениях, складывавшихся между ней и другими институтами. Жесткая позиция Счетной палаты в отношениях с Комиссией и ее негласная поддержка государств па начальном этане ее деятельности давала повод обвинять ее в том, что она занимает "некоммунитарную" позицию[3]. Однако взаимоотношения между Комиссией и Счетной палатой, достигшие критической точки к середине 1990-х гг., постепенно нормализуются. Сегодня она занимает все более взвешенную позицию, направленную на поддержку общесоюзных интересов.
Местонахождение. Счетная палата расположена в Люксембурге, а ее отдельный офис находится в г. Брюсселе.