Европейская финансовая интеграция и роль евро в мировой валютной системе
В 1979 г. в рамках Ямайской валютной системы была создана Европейская валютная система (ЕВС). Главной предпосылкой ее создания явилось создание Европейской интеграционной группировки. Главная задача ЕС – согласие и выработка общей политики. В экономической сфере решение этой задачи предполагало создание таможенного союза, общего рынка, в частности введение общего единого таможенного тарифа, проведение единой сельскохозяйственной политики; позже – отмену таможенных барьеров и ограничений па перемещение людей, капиталов между странами, установление общих правил конкурентной борьбы, осуществление общей транспортной политики, согласование налоговой, региональной, социальной политики. Постепенно возникло противоречие в результате проведенных мероприятий между внешнеторговой и валютной составляющими интеграционного процесса. Оно особенно обострилось после 1973 г. в связи с фактическим переходом от фиксированных валютных курсов к плавающим. Для смягчения возникших противоречий, обеспечения устойчивости международных расчетов, поддержания стабильности валютных курсов стран ЕС в 1979 г. была введена Европейская валютная система.
Процесс международной валютно-финансовой интеграции в Европе происходил в несколько этапов.
1. Формирование региональной расчетно-платежной системы.
2. Создание общего, а затем единого рынка ценных бумаг.
3. Создание общего, а затем единого рынка ссудных капитанов с объединением банковских систем.
4. Создание общего, а затем единого валютного рынка с введением союзной денежной единицы и формированием общего эмиссионного центра (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Основные этапы валютно-финансового объединения Европы
Сентябрь 1950 г. |
Создан Европейский платежный союз (ЕПС) |
Конец 1958 г. |
Роспуск ЕПС |
Октябрь 1970 г. |
План Вернера – о валютной и финансовой интеграции |
Март 1972 г. |
"Змея внутри туннеля": об ограничении флуктуации валютных курсов |
Март 1979 г. |
Соглашение о Европейской валютной системе (ЕВС). Введение ЭКЮ |
Июнь 1988 г. |
Решение о полной либерализации рынков капитала |
Февраль 1992 г. |
Маастрихтский договор о Европейском валютном и экономическом союзе (ЭВС) |
1999-2001 гг. |
Создан Европейский валютно-экономический союз ("зона евро") |
1 января 2002 г. |
Введение единой валюты евро в рамках ЭВС |
ЕВС предусматривала введение узкого коридора, в пределах которого допускались колебания курсов национальных валют, и последующее постепенное объединение денежных систем всех стран-участниц. Курсы валют всех стран ЕВС были установлены относительно ЭКЮ, который котировался на основе корзины национальных валют стран ЕВС, причем доля каждой страны в этой корзине определялась ее долей в совокупном валовом продукте и внешней торговле. Валюты всех стран могли колебаться в пределах ±2,25%, а для Италии и Испании – ±6%. Позже были разрешены колебания в пределах 15%. ЭКЮ стал выступать как международное платежное и резервное средство наряду с европейскими национальными валютами, но существовал в течение длительного времени в безналичной форме путем записи на банковских счетах.
ЕВС – это международная (региональная) валютная система, представляющая совокупность экономических отношений, связанных с функционированием национальных валют в рамках экономической интеграции. Она является важнейшей составной частью мировой валютной системы, которая включает структурные элементы, приведенные в табл. 4.4. Следует отметить, что некоторые структурные элементы ЕВС были интегрированы впоследствии в Европейский валютно-экономический союз.
Таблица 4.4
Структурные элементы Европейской валютной системы и Европейского валютно-экономического союза (сравнительный анализ)
Элементы валютной системы |
Тип валютной системы |
|
Европейская валютная система |
Европейский валютно-экономический союз |
|
Валюта |
ЭКЮ |
Евро |
Условия взаимной конвертируемости |
Свободная конвертируемость национальных валют стран ЕС |
Единая валюта для стран союза |
Унифицированный режим валютных паритетов |
Валютный паритет ЭКЮ приравнен к валютному курсу по отношению к SDR |
Перевод авуаров из ЭКЮ в евро в соотношении 1: 1 |
Регламентация режима валютных курсов |
Валютный курс исчислялся на основе корзины из 12 валют. Пределы колебания валютного курса отдельных валют ±15% от паритета ЭКЮ |
Валютный курс евро определяется на основе свободного плавания биржевого курса |
Национальное регулирование международной валютной ликвидности |
Национальные золотовалютные резервы, 25-процентное обеспечение ЭКЮ за счет золота |
Единые валютные резервы в Европейском центральном банке, национальные резервные позиции в МВФ |
Унификация основных форм международного кредитования |
Решения Женевской конвенции от 1930– 1931 гг. по вексельному закону, решения ГАТТ(ВТО) |
|
Унификация основных форм международных расчетов |
Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, унифицированные правила по инкассо, единый вексельный закон, чековый закон в редакции Международной торговой палаты (Париж) |
|
Режим валютного рынка и рынка золота |
Функционирует децентрализованный межбанковский и биржевой валютный рынок и рынок золота |
|
Органы национального валютного регулирования и контроля |
Руководство валютной политикой: парламент и правительство ЕС. Законодательное регулирование: парламент ЕС. Нормативное регулирование и контроль: правительство ЕС, Центральный валютный институт |
Основным элементом европейской валютной системы стала европейская валютная единица ЭКЮ (European Currency Unit, ECU). Как официальная валюта ЭКЮ появилось 18 декабря 1978 г., а 13 марта 1979 г. вступило в силу как составной элемент Европейской валютной системы. ЭКЮ – важный элемент ЕВС. Его основные функции реализовывались: в бюджете ЕС; таможенных пошлинах; аграрной политике; статистике; финансах; сфере деятельности Европейского фонда развития и Европейского инвестиционного банка.
В целом ЭКЮ выполняло три важные функции:
• определяло центральный валютный курс, т.е. для каждой валюты, участвовавшей в соглашении об обмене, устанавливался центральный курс в ЭКЮ, и в результате фиксировались двусторонние валютные курсы;
• выступало единицей расчета по займам и кредитам;
• было инструментом расчетов и платежей внутри региональной валютной системы.
Курс ЭКЮ определялся по методу корзины валют, включавшей валюты 12 стран – членов ЕВС. Доля каждой валюты в этой корзине зависела от удельного веса страны в совокупном валовом продукте ЕЭС, их взаимном товарообороте и от участия в краткосрочных кредитах поддержки в рамках ЕВС. Поэтому наибольшую долю в ЭКЮ имела немецкая марка – примерно 33%; на долю французского франка приходилось приблизительно 20%; фунта стерлингов – 11,54 итальянской лиры – 8; датской кроны – около 3%; и т.д.
В 1970-е гг. 1 ЭКЮ было равно примерно 1 доллару США, к моменту упразднения ЕВС курс ЭКЮ к доллару составлял 1,3. В отличие от СДР эмиссия официальных ЭКЮ частично была обналичена золотом (на 25%) и долларами. Объем эмиссии ЭКЮ превышал выпуск СДР. Так же как и СДР, ЭКЮ было представлено в безналичной форме – как запись па счетах центральных и коммерческих банков при безналичных перечислениях. ЭКЮ использовалось не только для государственных расчетов, частные (коммерческие) ЭКЮ служили для номинации еврооблигационных займов, банковских депозитов и т.д. Более 500 крупных международных организаций применяли ЭКЮ при предоставлении кредитов.
Все национальные валюты стран – членов ЕВС были жестко привязаны к ЭКЮ через валютный паритет (exchange parity) при установлении допустимых пределов колебания курса валют по отношению к оговоренному паритету или ведущему курсу. Были установлены пределы колебания курсов (±2,25% – узкий предел, ±6% – широкий предел) – так называемый Европейский механизм обменных курсов (ЕМОК). В 1993 г. в результате кризиса в ЕМОК был установлен единый предел – 15%. Например, паритет между немецкой маркой и французским франком составлял 100 франков = 29,82 марки. Пределы колебания валютного курса на бирже составляли 29,15–30,5 марки. Для некоторых относительно слабых валют (итальянская лира, португальский эскудо) были установлены пределы в ±6%.
На валютных рынках обменные курсы должны поддерживаться в установленных пределах при помощи валютных интервенций со стороны центральных и национальных банков (Central and National Bank's intervention). Если какая-то валюта постоянно находилась на свободном валютном рынке на интервенционной отметке, можно предполагать, что ее паритетная оценка завышена. В таких случаях Европейская валютная система предусматривала изменение паритетов, решение о котором (как правило, для того чтобы отпугнуть спекулянтов) принималось за закрытыми дверями и без предварительного объявления.
Подведем итоги функционирования ЕВС. В целом ЕВС показала себя с положительной стороны. В течение 15 лет обменные курсы оставались в значительной степени постоянными, девальваций или ревальваций не было, впрочем, они потребовали бы в каждом конкретном случае единогласия всех стран – партнеров ЕВС. Однако с осени 1992 г. ЕВС стала давать сбой. В течение года с сентября 1992 г. из ЕВС вышел английский фунт, а испанская песета и португальский эскудо были девальвированы. Одна из главных причин этих сбоев в деятельности ЕВС – неспособность центральных банков указанных стран справляться с всевозрастающими атаками биржевых спекулянтов, игравших на понижение в расчете на девальвацию валют. В результате летом 1993 г. 5 из 8 входивших в систему ЕВС денежных единиц – французский и бельгийский франк, датская крона, песета и эскудо – упали до установленного для них нижнего предела. Девальвация валюты означает для страны не только удорожание импорта, но также потерю международного престижа и опасность того, что граждане потеряют доверие к собственной валюте. 2 августа 1993 г. после нового обострения ситуации пределы колебания для всех валют были расширены до 15% (исключением были Нидерланды).
В 1989 г. страны ЕС достигли договоренности о создании единой европейской валюты. Теоретические основы создания и функционирования региональных валютных зон были заложены в работах Нобелевского лауреата в области экономики Роберта Манделла. В феврале 1992 г. был подписан договор о создании Европейского валютного союза, который вступил в силу с января 1993 г.
На подготовительном этапе перехода к ЕВС все страны ЕС должны были присоединиться к единому механизму валютного обмена и держать курсы своих валют в пределах коридора. Одновременно должно было произойти сближение политики всех стран в отношении инфляции, процентных ставок, состояния платежных балансов, налоговой политики. Эти положения были зафиксированы в 1991 г. в Маастрихтском договоре (Maastricht treaty).
На первом этапе, который начался в 1998 г., были определены те страны, которые смогут отвечать определенным критериям, служащим пропуском в валютный союз (табл. 4.5).
Таблица 45
Маастрихтские критерии вхождения стран в зону евро
Критерии |
Требования |
Стабильность цен |
Уровень инфляции не должен превышать средний уровень инфляции грех государств с минимальным уровнем инфляции более чем на 1,5% |
Дефицит национального бюджета |
Дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП страны |
Уровень задолженности |
Государственный долг не должен превышать 60% ВВП |
Средний размер долгосрочной процентной ставки |
Процентные ставки по долгосрочным государственным облигациям не должны более чем на 2% превышать средний уровень процентных ставок в трех странах с минимальной инфляцией |
Валютный курс |
Национальная валюта не должна подвергаться девальвации в течение последних двух лет, при этом колебания обменного курса не должны превышать предусмотренного европейской валютной системой уровня 2,25% |
На втором этапе (1999–2001 гг.) Центральный европейский банк использовал единую валюту в операциях по валютному обмену. Коммерческие банки и финансовые организации также использовали ее на валютных рынках.
В 2002–2003 гг. произошла замена национальных монет и купюр новыми европейскими денежными единицами. В начале 2002 г. новая единая валюта поступила в наличное обращение. Единая валюта эмитируется в девяти монетах – от 0,01 до 2 евро и в пяти купюрах – от 5 да 500 евро. На первых порах (в течение 6 месяцев) новая валюта была в ходу одновременно с национальными валютами. В конце этого периода национальные деньги, согласно плану, "утратили статус платежного средства".
Единая европейская валюта, полагают экономисты, имеет все шансы стать одной из самых мощных в мире. За последние годы евро получило признание во многих странах мира (табл. 4.6).
Таблица 4.6
Страны, использующие евро
Категория |
Население |
Страны и территории |
Официальные члены ЭВС |
329 млн человек |
Австрия, Бельгия, Кипр, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словения, Испания, Словакия |
Другие европейские страны и территории, использующие евро |
3 млн человек |
Акротири и Декелия, Андорра, Косово, Черногория, Монако, Сан-Марино, Ватикан |
Территории, использующие евро |
207 тыс. человек |
Остров Клиппертон, Южные французские и антарктические земли, Майотта, Сен-Пьер и Микелон |
Страны ЕС с национальными валютами, привязанными к евро |
26 млн человек |
Болгария, Дания, Эстония, Латвия, Литва |
Другие европейские государства с валютами, привязанными к евро |
4 млн человек |
Босния и Герцеговина |
Другие государства и территории с привязанными к евро валютами |
35 млн человек |
Кабо-Верде, Коморские острова, Марокко |
Евро стало важным фактором стабильности ЕС, облегчив борьбу с инфляцией, повысив конкурентоспособность товаров и услуг государств ЕС в сражении за мировые рынки с США и Японией. Появление евро повлекло рост объема всех сделок, связанных с ценными бумагами. Введение единой валюты повысило интерес инвесторов всего мира к ЕС. Введение евро привело к тому, что рынок этой валюты сразу же превратился в важнейший в мире валютный рынок (табл. 4.7). Новая денежная единица позволяет ликвидировать значительные расходы, связанные с переводом одной валюты в другую, которые, но некоторым оценкам, составляют от 40 до 50 млрд долл. в год.
Таблица 4.7
Основные показатели, характеризующие роль евро как мировой валюты (на конец 2006 г.)
Основные показатели |
Доля, % |
Доля евро на международном рынке долговых ценных бумаг |
31,4 |
Доля евро на международном рынке займов и депозитов: |
|
– международные займы, предоставленные банками стран зоны евро небанковским учреждениям вне зоны евро; |
36,3 |
– международные займы, предоставленные банками из стран вне зоны евро небанковским заемщикам в зоне евро; |
54,2 |
– международные депозиты небанковских учреждений из стран вне зоны евро в банках зоны евро; |
46,7 |
– международные депозиты небанковских учреждений зоны евро в банках стран вне зоны евро |
49,9 |
Доля евро на международном валютном рынке; |
|
– общий оборот на валютном рынке; |
37,2 (2004 г.) |
– ежедневная сумма взаимных расчетов в евро |
В среднем 39,3 |
Доля евро в расчетах по торговле товарами и услугами: |
|
– расчеты по экспорту товаров из стран зоны евро в страны вне зоны евро; |
От 39 до 62 |
– оплата товаров, импортируемых странами зоны евро из стран вне зоны евро; |
От 34 до 56 |
– расчеты по экспорту услуг из стран зоны евро в страны вне зоны евро; |
От 16 до 67 |
– оплата услуг, импортируемых странами зоны евро из стран вне зоны евро |
От 23 до 71 |
Создание и функционирование ЭВС является ключевым направлением современной интеграционной стратегии Европейского союза. Оно логически продолжает программу Единого внутреннего рынка (EBP) и предусматривает формирование на территории ЕС однородного экономического и финансового пространства, сходного с национальным. Участники ЭВС добровольно делегируют единым органам ЕС ряд суверенных прав, в частности в валютной, эмиссионной, учетной, бюджетной и налоговой политике. Особое место в деятельности Европейского валютно-экономического союза занимает консолидация усилий в преодолении глобального финансового кризиса. Особенно уязвимыми для кризиса оказались страны ЕС, в которых образовался "пузырь" на рынке недвижимости. К ним можно отнести Грецию, Испанию, Ирландию, Италию. По мнению экспертов, Европу ждет целый ряд банковских банкротств и рост безработицы. Лидеры ЕС одобрили увеличение антикризисного фонда для стран, входящих в зону евро, в два раза – до 400 млрд евро. Особо острая дискуссия в условиях глобального кризиса разгорелась по вопросам гармонизации налогообложения.