Европейская администрация
Для своего функционирования ЕС нуждается в наличии собственного штата служащих и других сотрудников, которые трудятся на разных должностях в аппарате его институтов, органов, учреждений: генеральные директора, директора, начальники отделов и подчиненные им служащие генеральных директоратов Европейской комиссии, генеральные секретари и другие сотрудники генеральных секретариатов Европейского парламента или Совета ЕС, секретари и другие сотрудники служб Суда ЕС, члены делегаций ЕС в третьих странах и т.п.
В соответствии со ст. 298 ДФЕС: "При осуществлении своих задач институты, органы и учреждения Союза опираются на открытую, эффективную и независимую европейскую администрацию". Европейская администрация, таким образом, представляет собой административный аппарат, который обеспечивает текущее функционирование всею институционального механизма ЕС.
Сотрудники европейской администрации выполняют широкий круг вспомогательных задач – от технического обслуживания помещений и оборудования, осуществления переводов с одних официальных языков ЕС на другие до подготовки проектов правовых актов Союза и иных юридических документов для институтов, органов, учреждений ЕС. Сотрудникам европейской администрации, занимающим руководящие должности, могут делегироваться полномочия по принятию отдельных решений от имени соответствующего института, органа, учреждения ЕС. Такая практика, в частности, распространена в Европейской комиссии (делегирование полномочий по принятию отдельных административных и управленческих мер генеральным директорам и руководителям служб Комиссии).
Центром, ядром европейской администрации является публичная (гражданская) служба Европейского Союза, которая выступает европейским аналогом государственной службы, существующей в аппарате национальных государств[1]. Публичная служба ЕС является наследницей "публичной службы Европейских сообществ", созданной в 1968 г. на месте отдельных "публичных служб" ЕОУС, ЕЭС и Евратома[2].
Граждане, проходящие публичную службу ЕС, официально именуются "служащие" ЕС[3]. Как и в национальной публичной (государственной) службе, единый статус служащих ЕС устанавливается специальным законодательным актом, издаваемым Европейским парламентом и Советом ЕС в форме регламента: "Европейский парламент и Совет, постановляя посредством регламентов в соответствии с обычной законодательной процедурой, устанавливают после консультации с заинтересованными институтами Статут служащих Европейского Союза и режим, подлежащий применению к другим сотрудникам Союза" (ст. 336 ДФЕС)[4].
На этой основе еще в 1962 г. был принят Статут служащих ЕЭС и Евратома[5], преобразованный в 1968 г. в Статут служащих Европейских сообществ (далее – Статут служащих)[6]. После реформы Лиссабонского договора 2007 г. и ликвидации Европейского сообщества (бывшего ЕЭС) данный источник выступает в качестве Статута служащих Европейского Союза в целом. Его положения распространяют силу также на Европейское сообщество по атомной энергии, которое, несмотря на свой формально самостоятельный статус, управляется институтами ЕС и, как следствие, нс имеет собственного, отдельного от Союза, административного аппарата (см. 1.4).
Статут служащих – очень объемный правовой акт (свыше 110 статей и 15 приложений), в котором детально регулируются все аспекты прохождения публичной службы в институтах ЕС. В целях применения Статута служащих к институтам ЕС также приравнивается большинство других (дополнительных) элементов институционального механизма Союза, располагающих постоянным аппаратом (органы и учреждения ЕС).
В соответствии со ст. 1 bis Статута служащих служащим ЕС признается "любое лицо, которое было назначено на условиях, предусмотренных данным Статутом, на постоянную должность в одном из институтов Сообществ [ныне Союза] письменным актом органа этого института, наделенного правом осуществлять назначения".
Основанием для поступления на публичную службу ЕС выступает акт о назначении, принимаемый соответствующим институтом ЕС. Поступление на публичную службу ЕС, а также переход в ее рамках на более высокие должности, как правило, проводятся по конкурсу (кроме замещения некоторых высших должностей). Организацию подобных конкурсов обеспечивает специализированный орган ЕС, созданный в 2002 г., – Ведомство по отбору персонала[7].
Прохождение публичной службы ЕС осуществляется на постоянной основе вплоть до достижения пенсионного возраста, установленного в 65 лет (ст. 52 Статута служащих). Возможна и досрочная утрата статуса служащего по различным основаниям (добровольная или принудительная отставка и др.).
Доступ на публичную службу ЕС, по общему правилу, открыт только для граждан ЕС, однако по решению заинтересованных институтов из этого правила допускаются изъятия. Для поступления на службу ЕС каждое лицо должно отвечать ряду обязательных условий, среди которых – знание, как минимум, 2 из 23 официальных языков ЕС (ст. 28 Статута служащих). При первом повышении по службе служащий ЕС также должен доказать свою способность работать еще на одном официальном языке ЕС (ст. 45 Статута служащих).
Служащий ЕС связан множеством профессиональных обязанностей и запретов. Наиболее важными из них являются требования вести себя, "имея в виду исключительно интересы Сообществ [ныне Союза], не запрашивая и не получая инструкций ни от каких правительств, органов, организаций или лиц, являющихся внешними по отношению к его институту". Служащий также должен выполнять свои функции "объективно и беспристрастно, и при соблюдении своего долга лояльности по отношению к Сообществам" (ст. 11 Статута служащих).
В целях контроля за соблюдением обязанностей служащих Союза, защиты их прав и разрешения возможных дисциплинарных конфликтов в структуре институтов ЕС предусмотрено создание особых внутренних подразделений: комитеты персонала (органы, представляющие интересы сотрудников соответствующего института), паритетные комиссии, дисциплинарные советы, консультативные комитеты по профессиональной непригодности и др. (ст. 9 Статута служащих).
В случае нарушения прав служащего ЕС и после невозможности удовлетворения его требований посредством внутренних процедур (жалоб руководству соответствующего института) заинтересованный служащий управомочен обращаться с иском в Суд ЕС. Для рассмотрения подобных дел в структуре Суда ЕС в 2004 г. была образована специальная инстанция – Трибунал по делам публичной службы Европейского Союза (см. 4.6).
В рамках публичной службы ЕС должности классифицируются па две группы, для замещения которых установлены более или менее высокие требования с точки зрения профессиональной подготовки: группа должностей AD (administrateurs – "администраторы") и группа должностей AST (assistants – "ассистенты"). Служащие одновременно подразделяются на разряды (с 1 по 11 для группы AST и с 5 по 16 для группы AD)[8]. Внутри каждого из разрядов существуют эшелоны (всего пять)[9].
По истечении двух лет пребывания в эшелоне определенного разряда служащий автоматически переводится в следующий эшелон (ст. 44 Статута служащих). Перевод на более высокий разряд или в более высокую группу (в "администраторы" из "ассистентов"), в свою очередь, требует специальных решений со стороны компетентных институтов ЕС (ст. 45, 46 Статута служащих).
Перечень типовых должностей для каждой группы функций и каждого разряда содержится в приложении I к Статуту служащих. Например, должность генерального директора может занимать только "администратор" высших – 16-го или 15-го – разрядов (AD 16 – AD 15)). Вперед за ним в иерархии должность "директора" замещается "администраторами" 15-го или 14-го разрядов (AD 15 – AD 14).
К другим должностям "администраторов" в порядке убывания разрядов (AD 14 – AD 5) относятся, например: начальник отдела, советник, эксперт (экономический эксперт, правовой эксперт и др.), главный, опытный, обычный или вспомогательный специалист (главный юрист, опытный юрист, юрист, помощник юриста[10] и др.).
Служащие, относящиеся к группе ассистентов (разряды с пятого по первый: AST 5 – AST 1), занимают такие должности, как "конторский работник" и "вспомогательный конторский работник"[11], "документалист" и "вспомогательный документалист", "техник", "программист", "парламентский пристав" и др.
Высота разряда и эшелона служащего определяют размер его жалованья, выплачиваемого целиком из бюджета ЕС и подлежащего ежегодной корректировке Советом ЕС с учетом уровня инфляции (ст. 65 Статута служащих). Так, Регламентом (ЕС) № 1239/2010 Совета от 20 декабря 2010 г. единая шкала (сетка) базовых ежемесячных окладов служащих ЕС была установлена в пределах от 2 654,17 евро (первый эшелон первого разряда) до 18 370,84 евро (третий, высший эшелон для 16-го разряда)[12].
Исходя из указанной шкалы определяется жалованье непосредственно руководителей и членов институтов ЕС. Например, ежемесячный оклад Председателя Европейского совета установлен в размере 138% к базовому окладу служащего ЕС третьего эшелона 16-го разряда[13]. Такой же оклад установлен для Председателя Европейской комиссии; для вице-председателя Комиссии – Верховного представителя Союза по иностранным делам он равняется 130% от указанной величины, для других вице-председателей Комиссии – 125%, а для остальных членов – 112,5%. Ежемесячный оклад членов Суда ЕС в зависимости от должностного положения варьируется в пределах от 100 до 138%[14]. Председатель Счетной палаты ЕС получает оклад в размере 115% указанной величины, а остальные члены – 108%[15].
Жалованье, выплачиваемое Союзом, не облагается подоходным налогом в бюджеты государств-членов. С него взимается специальный налог, устанавливаемый законодательством ЕС и поступающий непосредственно в бюджет ЕС. Помимо окладов служащим (в том числе бывшим служащим) выплачиваются пенсии и другие пособия за счет бюджета ЕС. Служащие ЕС также пользуются рядом других специальных привилегий и иммунитетов, предусмотренных Протоколом о привилегиях и иммунитетах Европейского Союза (см. 3.5).
Кроме лиц, проходящих публичную службу ЕС – служащих Союза, европейская администрация включает в себя другую, дополнительную категорию работников. Относящиеся к ней лица официально обозначаются термином "другие сотрудники" ЕС[16].
Отличие "других сотрудников" от "служащих" ЕС заключается в том, что они привлекаются на работу на основании трудового договора. Последний может заключаться как на определенный, так и на неопределенный срок.
Другие сотрудники, в основном, занимают в европейской администрации должности вспомогательного, технического или экспертного характера. Они также подразделяются на несколько видов: временный сотрудник, специальный советник и др.
Правовой статус этой категории работников европейской администрации во многом сходен со статусом служащих Союза. В соответствии со ст. 336 ДФЕС "режим, подлежащий применению к другим сотрудникам Союза", устанавливается Европейским парламентом и Советом в таком же порядке, как и Статут служащих ЕС. Действующий в 2011 г. "режим, подлежащий применению к другим сотрудникам Сообществ" (свыше 130 статей), был утвержден вместе с рассмотренным выше Статутом служащих как составная часть Регламента (ЕЭС, Евратом, ЕОУС) № 259/68 от 29 февраля 1968 г.
Общая численность административного аппарата ЕС в настоящее время составляет порядка 40 тыс. человек. Этот показатель превышает количество сотрудников, которыми располагают обычные международные организации, но значительно уступает численности аппарата современных государств, в том числе государств – членов ЕС (для сравнения: только в муниципальной службе Парижа работает примерно 45 тыс. человек)[17].
Из общего числа служащих и других сотрудников ЕС наибольшая часть работает в аппарате Европейской комиссии как института, который осуществляет на европейском уровне широкий круг задач, связанных с текущим управлением общественной жизнью (примерно 36 тыс. человек). Количество сотрудников, работающих в аппарате других институтов, органов и учреждений ЕС, значительно меньше: примерно 5 тыс. (Европейский парламент), 3,5 тыс. (Совет ЕС), 2 тыс. (Суд ЕС), 1,2 тыс. (Европейский центральный банк), 700 (Экономический и социальный комитет), 500 (Комитет регионов) и т.д.[18]
Подавляющее большинство вспомогательных органов ЕС (комитеты из представителей национальных правительств или экспертов) вовсе не имеют собственного аппарата и пользуются услугами вспомогательного аппарата институтов, при которых они обычно состоят (Совет ЕС или Европейская комиссия). То же самое относится к институту политического руководства и планирования на уровне высших должностных лиц государств- членов и ЕС – Европейскому совету, который в своей работе пользуется содействием Генерального секретариата (аппарата) Совета ЕС.