Эволюция взглядов лидеров стран Группы-20

На наш взгляд, настоятельно необходимо выявить слабые места и серьезные недостатки осуществленных преобразований; оценить их эффективность с точки зрения того, в состоянии ли они не допустить повторения масштабного кризиса наподобие того, который разразился в 2009 г.

С нашей точки зрения, многие первоначальные планы лидеров мировой экономики по радикальному изменению всей системы международных финансовых отношений в плане построения нового международного экономического порядка остались неосуществленными. Этому имеется целый ряд причин, назовем некоторые из них.

Как говорилось в начале этой главы, лидеры ведущих стран мира, первоначально крайне напуганные глубиной и всеохватностью обрушившегося кризиса, были готовы к самым решительным радикальным переменам, делали правильные выводы и обобщения относительно экономической системы в целом, невозможности и далее полагаться на рынок как на некое чудодейственное лекарство от всех проблем, высказывались в пользу необходимости глубоких перемен в мировой экономике для достижения реальной справедливости и усиления контроля над деятельностью так называемых системообразующих банков и корпораций; ставили вопросы об устранении хедж-фондов, закрытии офшорных зон и т.д. Они не только соглашались с необходимостью установления нового международного экономического порядка, но и утверждали о его приоритетной целесообразности с точки зрения перспектив мирового развития.

Однако по мере того как триллионы долларов, брошенных на спасение системы, в определенной мере стабилизировали кризисную ситуацию к концу 2009 г., а с 2010 г. наметилось оживление в главных центрах мировой экономики, первоначальная решимость мировых лидеров осуществить радикальные перемены в мировой финансово- экономической системе стала заметно затухать. Это, в частности, отразилось на содержательной деятельности Группы-20 и ее решениях. Если с конца 2008 г. и в течение 2009 г. в рамках этой группы ведущих стран мира принимались достаточно содержательные документы (заявления, декларации, меморандумы), имеющие конкретную направленность (в формах обязательств стран, конкретных поручений международным регуляторам, создания или рекомендаций создать какие-либо новые институты), то уже в 2010 г. принимаемые Группой-20 документы характеризуются чисто декларативным ОГЛАВЛЕНИЕм.

Именно такой характер имели решения саммита Группы-20 в Торонто (27 июня 2010 г., Канада) и Сеуле (12 ноября 2010 г.). Например, Сеульский саммит Группы-20 завершился принятием декларации с провозглашением целей по "устойчивому развитию" и призывами к "укреплению международного сотрудничества в этих целях". В 2011—2012 гг. встречи высших руководителей Группы-20 происходили регулярно, на них принимались соответствующие декларации и иные документы, но эти документы имели настолько общий характер, что их трудно называть решениями. Создавалось впечатление, что всесильные вершители судеб стран и народов на самом деле не имеют достаточных возможностей принимать обязывающие решения, чтобы установить контуры Нового международного экономического порядка, о необходимости которого они же говорили в 2008—2009 гг.

В таких условиях продолжение реформ в системе международных финансов вышло из под непосредственного контроля лидеров большинства ведущих стран мира (не имеются виду Китай, Индия, Бразилия и некоторые другие страны с формирующимся рынком) и вновь перешло к Бреттон-Вудским финансовым учреждениям, которые восстановили свои ранее утраченные позиции и даже укрепили их (в первую очередь, МВФ).

Реформирование международных финансов сегодня осуществляется вне учета мнения ООН. Хотя Бреттон-Вудские финансовые учреждения являются специализированным органами ООН, фактически они проводят совершенно самостоятельную политику, которая часто прямо и непосредственно противоречит выводам и рекомендациям учреждений ООН.