Лекция I. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

• основные российские и западные теории и концепции социологии управления;

• характерные особенности новых современных отраслей управленческой деятельности;

• основы научной организации труда;

уметь

• применять в практической деятельности положения основных теорий управления;

• сравнивать основные теории управления и использовать их в процессе своей работы по совершенствованию функций управления, в том числе и в своей организации;

• применять профессиональные стратегии процесса управления;

владеть

• навыками социологического анализа ситуационных факторов для эффективной организации управленческого процесса в основных сферах (социально-экономической, социально-политической, духовно-культурной);

• пониманием логики развития науки управления для изложения и передачи ее основных идей в различных организациях и аудиториях.

Осмысление проблем, относящихся к первоначальным представлениям об управлении, было предпринято человечеством с первых шагов его появления на исторической арене. Любые акции жреца, вождя племени, фараона, царя, хана или иного представителя светской или духовной власти, пусть и неосознанно, представляли собой в большинстве случаев действия, направленные, хотя и неупорядоченно, на регулирование общественной и государственной жизни. Эти действия носили в основном стихийный характер, исходили из здравого смысла или неких личностных представлений, которые нужно было реализовать в жизни на подчиненной территории и живущего на ней населения. В связи с этим говорить об управлении в современном смысле слова, а тем более об осмыслении этих акций (действий) не приходится: это скорее удел исторической науки, призванной описать и обобщить реальные действия правителей разного назначения и разных уровней.

Предтечи идей управления

Первые попытки осознанного объяснения и анализа процесса регулирования государственной жизни относятся к дошедшим до нас известным трудам мыслителей древности: Конфуция, Аристотеля, Платона. Однако рассуждения и предложения этих философов затруднительно отнести к управленческим идеям, так как в их трудах преобладает долженствование, т.е. то, что должно быть в жизни Поднебесной, древнегреческих городов (полисов). В большинстве случаев мыслители апеллировали к мудрости правителей, давая последним рекомендации по воздействию на реальную действительность, говорили о том, каким образом должно осуществляться взаимодействие со всеми без исключения слоями населения.

Идеи управления в той или иной мере беспокоили также средневековых мыслителей и правителей. Не претендуя на подробный анализ, можно напомнить о произведении Н. Макиавелли "Государь", в котором давались советы, как управлять государством именно в ту эпоху, исходя из складывающихся в то время реалий.

Значительный вклад в подготовку идей управления, их историческое и генетическое обоснование внесли осуществлявшие фундаментальные поиски крупнейшие европейские философы, писатели, политики эпох Возрождения и Просвещения.

На разработку представлений об управлении обществом существенное влияние оказали произведения Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеция и др. В их трудах были обоснованы принципы либерализма и демократизма, теория правового государства, вошедшие в арсенал научных представлений об управлении сложными социальными системами.

Не менее сильное воздействие на теоретические воззрения, тесно связанные с наукой управления, оказали произведения Т. Мора, Т. Мюнцера, Дж. Уиистенли, Т. Кампанеллы, а затем – Ж. Мелье, Г. Мабли, Э.-Г. Морелли, Г. Бабёфа, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Эти мыслители обосновали важность участия государства в регулировании экономической жизни, показали необходимость осуществления целенаправленной политики в масштабах общества.

Особенно целесообразно выделить идеи А. Смита, который в первых своих трудах основное внимание обратил на те стороны экономической жизни, которые связаны с нравственным поведением личности. Суть этих идей, если оставить в стороне элементы утопизма в обосновании возможной политики государства, состоит в создании условий удовлетворения жизненно важных потребностей граждан и в обеспечении их прав и обязанностей.

На формирование концепций управления общественными процессами большое влияние оказали труды К. Маркса (1818–1883). Одно из ключевых положений его воззрений на общество состоит в том, что формирование структуры социума, доминирующих в нем политических отношений, равно как сознание и поведение людей, может быть проанализировано через призму материальных условий жизни, определяющих характер субъективных побуждений участников исторического процесса. К. Маркс также внес значительный вклад в теорию социальных конфликтов и способов их разрешения, дал основательную характеристику научных представлений о взаимозависимости государства и гражданского общества. Он обосновал наличие двух взаимосвязанных возможных типов управленческих процессов в общественных системах – стихийных и сознательных. По его мнению, стихийные процессы имеют место в любом обществе и выражаются в слепой игре случая, например, в условиях рыночной стихии. Сознательные факторы управления выражаются в целенаправленной деятельности людей, во влиянии общественных институтов, в функционировании организаций, обеспечивающих порядок и относительную эмансипацию от случая, произвола, стихии [Маркс К., Энгельс Ф., 1955-1981, т. 25, ч.“2, с. 356-357].

Отмечая всеобщий характер регулирования экономических отношений, вытекающий из самой природы совместной деятельности людей в любой организации и в обществе в целом, К. Маркс обращал внимание на их конкретно-исторический характер и классовую обусловленность. "Капиталист не потому является капиталистом, что он управляет промышленным предприятием, – наоборот, он становится руководителем промышленности потому, что он капиталист. Высшая власть в промышленности становится атрибутом капитала, подобно тому, как в феодальную эпоху высшая власть в военном деле и в суде была атрибутом земельной собственности" [Маркс К., Энгельс Ф., 1955–1981, т. 23, с. 344].

Таким образом, наследие упомянутых и других мыслителей, которые обосновывали социалистические, либеральные и другие концепции управления общественными процессами, и сегодня служит основой научных подходов к социологии управления как в масштабах общества в целом, так и на уровне регионов, муниципальных образований и отдельных организаций.