Эволюция развития правящей элиты России в XX веке и особенности ее новейших изменений
В истории России XX в. правящая элита неоднократно подвергалась существенным трансформациям, которые в целом негативно сказались на ее развитии. Эволюцию и особенности развития правящей элиты нашего общества целесообразно рассматривать в контексте общеисторической эволюции России за последние три столетия. В этом плане можно выделить два устойчивых типа общественного развития, каждому из которых присущи свои особенности элитообразования. Это мобилизационный и инновационный типы развития.
Мобилизиционный тип развития осуществляется при наличии ограничений на необходимые ресурсы движения вперед по пути социального прогресса, он выступает способом разрешения противоречия между интересами и целями государства (прежде всего, к ним относятся обеспечение безопасности и независимости государства) и интересами экономических субъектов, возможности которых не соответствуют масштабу целей государства. Ключевыми характеристиками мобилизационного типа развития выступают жесткая иерархизация государством целей и задач общественного развития, основанная на принуждении и насилии но отношению к групповым и личным интересам, высокая централизация системы управления с целью мобилизации всех ресурсов на достижение основных целей, приоритет политического фактора над экономическим. Крайней формой мобилизационного типа развития выступает развитие по принципу "любой ценой", в процессе осуществления которого деформируются или полностью разрушаются традиционные ценности и моральные нормы.
Мобилизационный тип развития создает соответствующую модель элитообразования, которая является инструментом решения особых задач в условиях ограниченных ресурсов. Характерными признаками этой модели являются принцип "привилегии за службу" и принцип всесословности обязанностей перед государством. Верховная власть "за службу" может превратить члена любой социальной группы в представителя правящего класса, но может также легко совершить и обратный процесс. Поэтому внутриэлитные взаимоотношения регулируются не формальными правилами и нормами, а с помощью механизма "чистки", который периодически использует верховная власть в целях собственного укрепления и предупреждения попыток совершения государственного переворота.
Инновационный тип развития предполагает определенное соответствие между стоящими перед обществом потребностями и существующими ресурсами. В основе инновационого типа лежит принцип опережающего инвестирования в развитие экономики. Поэтому в данном типе развития экономические факторы играют доминирующую роль по отношению к политическим. Следовательно, государство и общество выступают равноправными партнерами в инновационном процессе, а с точки зрения теории организации инновационный тип предполагает большую свободу экономических субъектов и повышение доли процессов самоорганизации в общей системе управления. Инновационный тип развития предполагает создание нового механизма элитообразования, в основе которого лежат принципы рациональности, профессионализма, конкуренции, политического торга – словом, все то, что получило блестящее описание в трудах М. Вебера.
Первая существенная по своему характеру революционная трансформация правящей элиты произошла в октябре 1917 г. В России к власти пришла организация профессиональных революционеров, которая монополизировала политическую власть и установила диктатуру пролетариата во имя построения "светлого будущего" всего человечества – коммунизма. Усилиями лидеров большевистской партии была создана новая политическая и экономическая система. После смерти Ленина в правящей элите разгорелась борьба за обладание ленинским наследием. Победителем в этой борьбе стал Сталин, создавший особый правящий класс, подчиняющийся лично ему, – партийную номенклатуру[1]. Номенклатура, или партийная бюрократия, установила монополию на владение и распоряжение всей общественной собственностью в стране. Право на владение и распоряжение собственностью, процесс воспроизводства номенклатуры определялись ее монопольным положением в системе государственной и политической власти. Со временем номенклатура установила сама себе особые привилегии и льготы, которые были недоступны остальным социальным группам советского общества. По своим основным характеристикам номенклатура представляла собой относительно закрытую правящую элитную группу, в значительной степени самовоспроизводящуюся, построенную по строго иерархическому принципу, с высокой степенью интеграции на основе общей идеологии, с низким уровнем конкуренции и с низкой степенью конфликтности между внутриэлитными группами.
Однако в середине 1980-х гг. в стране до предела обостряется социально-экономический кризис. В правящей элите усиливаются процессы структурной дезинтеграции. Публично озвучивается наличие внутриэлитного ценностного конфликта, связанного с методами строительства социализма. В конце 1980-х гг. начинается процесс стремительного формирования контрэлиты, в состав которой вошли руководители и активисты различного рода "демократических движений", представители творческой и научной интеллигенции. На рубеже 1980–1990-х гг. происходит смена механизма рекрутирования элит. Вместо номенклатурного принципа назначения утверждается демократический принцип выборности. Федеральные выборы в Государственную думу 1993, 1995, 1999 гг., выборы президента в 1996, 2000 гг., местные выборы в 1994 и 1998 гг. закрепили новый демократический механизм рекрутирования элиты в России и внесли структурные и персональные изменения в российскую правящую элиту.
Исследования отечественных ученых показывают, что по своим социально-демографическим характеристикам современный правящий слой России заметно отличается от руководящей партийно-хозяйственной номенклатуры советского периода. Он существенно помолодел (средний возраст высшего руководства снизился с 61,8 года в начале 1980-х гг. до 53,1 в конце 1990-х гг.), имеет более высокий образовательный ценз, в его составе значительно меньше дипломированных инженеров и, наоборот, значительно больше лиц с гуманитарным типом образования, особенно с экономическим и юридическим. Среди окружения президента в середине 1990-х гг. лишь 25% составляли лица, не входившие в прежнюю номенклатуру, а в правительстве эта доля составляла 26%[2].
По вопросам рекрутирования нынешней элиты в среде специалистов существуют различные точки зрения. Одни категорически утверждают, что в ходе реформ произошла смена элит и бывшая партноменклатура сошла с политической сцены. Другие выдвигают противоположную точку зрения и утверждают, что никакой смены элит вообще не произошло, и прежняя номенклатура de facto осталась у власти, лишь "перекрасив свой фасад" с партократического на псевдодемократический. Японский исследователь Кимитака Мацузато, анализируя российские властные группы, приходит к выводу, что сущностью советской и российской политики в период с 1990 по 1995 г. является не противоборство демократов и коммунистов, а внутрипартийный раскол и переориентация бывших лидеров КПСС.
Большинство же ученых считают, что политико-административная элита современной России сформировалась в основном из советской номенклатуры[3]. Особенно это утверждение справедливо в отношении региональной власти, представители которой, по некоторым оценкам, на 80% имеют номенклатурное прошлое. Как показывает ряд исследований, фундамент новой российской элиты в основном составляют представители второго и третьего эшелона старой советской номенклатуры.
Это обстоятельство неоднозначно оценивается социологами и политологами. Одни исследователи видят здесь позитивный фактор, утверждая, что таким образом трансформация советской номенклатуры в новую элиту позволила избежать серьезных социальных катаклизмов и относительно плавно перейти от государственного социализма к рыночной экономике. Другие, напротив, усматривают в номенклатурных истоках нынешней власти тормоз реформ, препятствующий подлинной демократизации общества и политической власти (табл. 14.1).
Таблица 14.1
Рекрутирование современной элиты России из советской номенклатуры (в % по столбцу)[4]
Сотрудники номенклатуры |
Окружение президента |
Лидеры партий |
Региональная элита |
Правительство |
Бизнес- элита |
Всего |
75 |
57 |
82 |
74 |
61 |
В том числе: |
|||||
из партийной |
21 |
65 |
18 |
0 |
13 |
комсомольской |
0 |
5 |
2 |
0 |
38 |
советской |
64 |
25 |
79 |
27 |
3 |
хозяйственной |
9 |
5 |
0 |
42 |
38 |
другой |
6 |
0 |
0 |
31 |
8 |
Анализ социологических и статистических данных свидетельствует о том, что в результате социально-экономических трансформаций российского общества 1990-х гг. не произошло резкого изменения социального состава органов государственной власти и управления, как это было в ряде стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия).
В середине 1990-х гг. социальный состав Государственной думы в основном на 63% состоял из работников, занятых в различных системах государственного и общественного управления. Инженерно-технические работники и работники науки, культуры, искусства, образования составляли вместе 14%, рабочие – 1,5%.
Относительно персонального состава российской политической элиты можно сказать, что он постоянно обновляется, особенно резко это произошло в 1994–1995 и 2000 гг. В первом случае – в связи с принятием новой
Конституции и выборами в Государственную думу, во втором – в связи с выборами нового президента РФ и последовавшими за ними институциональными изменениями в процедурах и правилах рекрутирования.
Динамика изменений персонального состава первой сотни ведущих российских политиков на начало 2000-х гг., согласно данным А. В. Кинсбурского[5], приведена в табл. 14.2.
Таблица 14.2
Динамика персонального состава первой сотни ведущих российских политиков
Единицы |
Годы |
|||||||||
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
|
% к 1993 г. |
100 |
65 |
53 |
38 |
28 |
25 |
19 |
15 |
15 |
13 |
% к 2002 г. |
13 |
15 |
14 |
20 |
25 |
33 |
45 |
70 |
82 |
100 |
Перемены в составе групп политиков колеблются в пределах 3–4 процентных пунктов и не имеют четко выраженной тенденции. Во время первого президентского срока Б. Ельцина (1993–1995) в составе политической элиты наблюдалось снижение доли руководителей правительства и одновременно увеличение числа "силовиков" (первая чеченская война) и руководителей регионов.
Для первых лет правления Владимира Путина (2000–2002) характерны следующие элитные перемены:
1) существенное увеличение доли руководителей президентской администрации и правительства (укрепление властной вертикали);
2) продолжающееся усиление позиций олигархов (на место "равноудаленных" Гусинского и Березовского пришли новые, еще более энергичные и целеустремленные предприниматели – Абрамович, Дерипаска, Пугачев и другие);
3) уменьшение числа руководителей регионов в результате усиления федерального центра;
4) сокращение руководителей четвертой власти (как следствие спора хозяйствующих субъектов относительно НТВ, ТВ-6 и других СМИ). Важно отметить, что, несмотря на распространенное мнение, количественный рост представителей "силовых" структур в составе первой сотни ведущих политиков в эти годы не наблюдался.
Кинсбурский обращает внимание на тот факт, что существует явное отличие реальной структуры российской политической элиты от "идеальной" модели, согласно которой высшая власть в стране должна делиться на законодательную, исполнительную, судебную и "четвертую" (медийную. Так, в 2002 г. судебная власть на политическом Олимпе России была представлена только председателем Конституционного суда, а руководителей "четвертой" власти нет вовсе. На долю представителей высших законодательных органов вместе с лидерами политических партий приходилось только 10%, тогда как представители высших исполнительных органов во главе с президентом и "силовики" абсолютно доминировали – 52%. Вряд ли достаточно представлены в политической элите руководители регионов, субъектов Российской Федерации – 11%. Доля же олигархов, напротив, выглядит неправомерно увесистой – 15%.
Однако такие пропорции между ветвями и уровнями современной российской власти были не всегда. Отличается ситуация в кризисном 1998 г. Представители исполнительной власти составляли тогда только относительное большинство (40%), а на долю руководителей регионов приходилось чуть меньше четверти (24%). Неплохо была представлена также и медийная (четвертая) ветвь власти – 7%. Наиболее "гармоничным" с точки зрения соотношения разных властных структур следует признать 1995 г., когда в составе первой сотни примерно в равном количестве были представлены руководители и президентской администрации (14 политиков), и правительства (15), и "силовиков" (12), и парламента (18), и партий (10), и регионов (19) (табл. 14.3)[6].
Таблица 14.3
Функциональный состав первой сотни ведущих российских политиков в 1993–2002 гг. (в % к итогу)
Группы политиков |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Руководители Администрации Президента РФ |
17 |
19 |
14 |
15 |
14 |
13 |
12 |
15 |
21 |
21 |
Руководители Правительства (без силовых министров) |
23 |
17 |
15 |
22 |
23 |
18 |
21 |
15 |
16 |
20 |
Руководители силовых структур |
8 |
10 |
12 |
10 |
10 |
9 |
9 |
14 |
11 |
11 |
Руководители парламента (ВС, ГД, СФ, без лидеров партий) |
16 |
16 |
18 |
10 |
10 |
6 |
9 |
6 |
7 |
6 |
Руководители политических партий |
11 |
7 |
10 |
10 |
8 |
7 |
5 |
4 |
3 |
4 |
Руководители регионов |
12 |
18 |
19 |
18 |
18 |
24 |
19 |
15 |
12 |
11 |
Руководители СМИ, журналисты |
3 |
4 |
4 |
5 |
7 |
7 |
6 |
6 |
2 |
0 |
Олигархи |
0 |
0 |
0 |
2 |
8 |
10 |
12 |
12 |
14 |
15 |
Другие, включая руководителей судебных и финансовых органов |
10 |
9 |
8 |
8 |
2 |
6 |
7 |
13 |
14 |
12 |
Если сравнить между собой только 1993 и 2002 гг., то можно заметить существенные изменения, которые произошли в трех группах (из девяти): за рассматриваемый период более чем в два раза уменьшилась доля руководителей парламента и лидеров политических партий; в то же время с 0 до 15% выросла доля олигархов. Эти тенденции отражают ОГЛАВЛЕНИЕ и динамику институциональных изменений, которые происходят в нашем обществе в последние годы и связаны, в частности, с реформой избирательной системы и новым порядком формирования Совета Федерации (табл. 14.4).
Таблица 14.4
Удельный вес политического влияния в 1993–2002 гг. (в % к объему)
Группы политиков |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Руководители Администрации Президента РФ |
18,4 |
20,4 |
16,7 |
15,5 |
14,9 |
14,3 |
12,2 |
15,9 |
22,7 |
22,7 |
Руководители Правительства (без силовых министров) |
23,8 |
18,4 |
16,2 |
31,1 |
23,5 |
17,7 |
28,6 |
15,7 |
16,6 |
19,6 |
Руководители силовых структур |
8,6 |
10,5 |
11,5 |
8,5 |
9,2 |
8,8 |
8,0 |
13,8 |
11,7 |
11,8 |
Руководители парламента (ВС, ГД, СФ, без лидеров партий) |
14,8 |
14,3 |
16,4 |
8,3 |
9,7 |
6,5 |
8,1 |
6,1 |
6,5 |
5,3 |
Руководители политических партий |
10,3 |
8,0 |
10,5 |
8,8 |
8,1 |
7,0 |
5,0 |
3,9 |
2,9 |
3,5 |
Руководители регионов |
11,2 |
16,7 |
17,8 |
15,3 |
16,6 |
21,8 |
15,9 |
12,7 |
10,1 |
9,2 |
Руководители СМИ, журналисты |
2,3 |
3,2 |
3,5 |
3,7 |
5,6 |
5,7 |
4,1 |
4,8 |
1,7 |
0 |
Олигархи |
0 |
0 |
0 |
1,2 |
9,8 |
12,3 |
11,9 |
14,3 |
14,5 |
16,8 |
Другие, включая руководителей судебных и финансовых органов |
10,6 |
8,5 |
7,4 |
7,6 |
2,6 |
5,9 |
6,2 |
12,8 |
13,3 |
11,1 |
Процесс трансформации политической элиты российского общества продолжается. Очевидно, что выборы президента России 2018 г. приведут к новым структурным изменениям, характер и ОГЛАВЛЕНИЕ которых станут предметом новых социологических исследований.