Эволюция развития правящей элиты России в XX веке и особенности ее новейших изменений

В истории России XX в. правящая элита неоднократно подвергалась существенным трансформациям, которые в целом негативно сказались на ее развитии. Эволюцию и особенности развития правящей элиты нашего общества целесообразно рассматривать в контексте общеисторической эволюции России за последние три столетия. В этом плане можно выделить два устойчивых типа общественного развития, каждому из которых присущи свои особенности элитообразования. Это мобилизационный и инновационный типы развития.

Мобилизиционный тип развития осуществляется при наличии ограничений на необходимые ресурсы движения вперед по пути социального прогресса, он выступает способом разрешения противоречия между интересами и целями государства (прежде всего, к ним относятся обеспечение безопасности и независимости государства) и интересами экономических субъектов, возможности которых не соответствуют масштабу целей государства. Ключевыми характеристиками мобилизационного типа развития выступают жесткая иерархизация государством целей и задач общественного развития, основанная на принуждении и насилии но отношению к групповым и личным интересам, высокая централизация системы управления с целью мобилизации всех ресурсов на достижение основных целей, приоритет политического фактора над экономическим. Крайней формой мобилизационного типа развития выступает развитие по принципу "любой ценой", в процессе осуществления которого деформируются или полностью разрушаются традиционные ценности и моральные нормы.

Мобилизационный тип развития создает соответствующую модель элитообразования, которая является инструментом решения особых задач в условиях ограниченных ресурсов. Характерными признаками этой модели являются принцип "привилегии за службу" и принцип всесословности обязанностей перед государством. Верховная власть "за службу" может превратить члена любой социальной группы в представителя правящего класса, но может также легко совершить и обратный процесс. Поэтому внутриэлитные взаимоотношения регулируются не формальными правилами и нормами, а с помощью механизма "чистки", который периодически использует верховная власть в целях собственного укрепления и предупреждения попыток совершения государственного переворота.

Инновационный тип развития предполагает определенное соответствие между стоящими перед обществом потребностями и существующими ресурсами. В основе инновационого типа лежит принцип опережающего инвестирования в развитие экономики. Поэтому в данном типе развития экономические факторы играют доминирующую роль по отношению к политическим. Следовательно, государство и общество выступают равноправными партнерами в инновационном процессе, а с точки зрения теории организации инновационный тип предполагает большую свободу экономических субъектов и повышение доли процессов самоорганизации в общей системе управления. Инновационный тип развития предполагает создание нового механизма элитообразования, в основе которого лежат принципы рациональности, профессионализма, конкуренции, политического торга – словом, все то, что получило блестящее описание в трудах М. Вебера.

Первая существенная по своему характеру революционная трансформация правящей элиты произошла в октябре 1917 г. В России к власти пришла организация профессиональных революционеров, которая монополизировала политическую власть и установила диктатуру пролетариата во имя построения "светлого будущего" всего человечества – коммунизма. Усилиями лидеров большевистской партии была создана новая политическая и экономическая система. После смерти Ленина в правящей элите разгорелась борьба за обладание ленинским наследием. Победителем в этой борьбе стал Сталин, создавший особый правящий класс, подчиняющийся лично ему, – партийную номенклатуру[1]. Номенклатура, или партийная бюрократия, установила монополию на владение и распоряжение всей общественной собственностью в стране. Право на владение и распоряжение собственностью, процесс воспроизводства номенклатуры определялись ее монопольным положением в системе государственной и политической власти. Со временем номенклатура установила сама себе особые привилегии и льготы, которые были недоступны остальным социальным группам советского общества. По своим основным характеристикам номенклатура представляла собой относительно закрытую правящую элитную группу, в значительной степени самовоспроизводящуюся, построенную по строго иерархическому принципу, с высокой степенью интеграции на основе общей идеологии, с низким уровнем конкуренции и с низкой степенью конфликтности между внутриэлитными группами.

Однако в середине 1980-х гг. в стране до предела обостряется социально-экономический кризис. В правящей элите усиливаются процессы структурной дезинтеграции. Публично озвучивается наличие внутриэлитного ценностного конфликта, связанного с методами строительства социализма. В конце 1980-х гг. начинается процесс стремительного формирования контрэлиты, в состав которой вошли руководители и активисты различного рода "демократических движений", представители творческой и научной интеллигенции. На рубеже 1980–1990-х гг. происходит смена механизма рекрутирования элит. Вместо номенклатурного принципа назначения утверждается демократический принцип выборности. Федеральные выборы в Государственную думу 1993, 1995, 1999 гг., выборы президента в 1996, 2000 гг., местные выборы в 1994 и 1998 гг. закрепили новый демократический механизм рекрутирования элиты в России и внесли структурные и персональные изменения в российскую правящую элиту.

Исследования отечественных ученых показывают, что по своим социально-демографическим характеристикам современный правящий слой России заметно отличается от руководящей партийно-хозяйственной номенклатуры советского периода. Он существенно помолодел (средний возраст высшего руководства снизился с 61,8 года в начале 1980-х гг. до 53,1 в конце 1990-х гг.), имеет более высокий образовательный ценз, в его составе значительно меньше дипломированных инженеров и, наоборот, значительно больше лиц с гуманитарным типом образования, особенно с экономическим и юридическим. Среди окружения президента в середине 1990-х гг. лишь 25% составляли лица, не входившие в прежнюю номенклатуру, а в правительстве эта доля составляла 26%[2].

По вопросам рекрутирования нынешней элиты в среде специалистов существуют различные точки зрения. Одни категорически утверждают, что в ходе реформ произошла смена элит и бывшая партноменклатура сошла с политической сцены. Другие выдвигают противоположную точку зрения и утверждают, что никакой смены элит вообще не произошло, и прежняя номенклатура de facto осталась у власти, лишь "перекрасив свой фасад" с партократического на псевдодемократический. Японский исследователь Кимитака Мацузато, анализируя российские властные группы, приходит к выводу, что сущностью советской и российской политики в период с 1990 по 1995 г. является не противоборство демократов и коммунистов, а внутрипартийный раскол и переориентация бывших лидеров КПСС.

Большинство же ученых считают, что политико-административная элита современной России сформировалась в основном из советской номенклатуры[3]. Особенно это утверждение справедливо в отношении региональной власти, представители которой, по некоторым оценкам, на 80% имеют номенклатурное прошлое. Как показывает ряд исследований, фундамент новой российской элиты в основном составляют представители второго и третьего эшелона старой советской номенклатуры.

Это обстоятельство неоднозначно оценивается социологами и политологами. Одни исследователи видят здесь позитивный фактор, утверждая, что таким образом трансформация советской номенклатуры в новую элиту позволила избежать серьезных социальных катаклизмов и относительно плавно перейти от государственного социализма к рыночной экономике. Другие, напротив, усматривают в номенклатурных истоках нынешней власти тормоз реформ, препятствующий подлинной демократизации общества и политической власти (табл. 14.1).

Таблица 14.1

Рекрутирование современной элиты России из советской номенклатуры (в % по столбцу)[4]

Сотрудники номенклатуры

Окружение президента

Лидеры партий

Региональная элита

Правительство

Бизнес- элита

Всего

75

57

82

74

61

В том числе:

из партийной

21

65

18

0

13

комсомольской

0

5

2

0

38

советской

64

25

79

27

3

хозяйственной

9

5

0

42

38

другой

6

0

0

31

8

Анализ социологических и статистических данных свидетельствует о том, что в результате социально-экономических трансформаций российского общества 1990-х гг. не произошло резкого изменения социального состава органов государственной власти и управления, как это было в ряде стран Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия).

В середине 1990-х гг. социальный состав Государственной думы в основном на 63% состоял из работников, занятых в различных системах государственного и общественного управления. Инженерно-технические работники и работники науки, культуры, искусства, образования составляли вместе 14%, рабочие – 1,5%.

Относительно персонального состава российской политической элиты можно сказать, что он постоянно обновляется, особенно резко это произошло в 1994–1995 и 2000 гг. В первом случае – в связи с принятием новой

Конституции и выборами в Государственную думу, во втором – в связи с выборами нового президента РФ и последовавшими за ними институциональными изменениями в процедурах и правилах рекрутирования.

Динамика изменений персонального состава первой сотни ведущих российских политиков на начало 2000-х гг., согласно данным А. В. Кинсбурского[5], приведена в табл. 14.2.

Таблица 14.2

Динамика персонального состава первой сотни ведущих российских политиков

Единицы

Годы

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

% к 1993 г.

100

65

53

38

28

25

19

15

15

13

% к 2002 г.

13

15

14

20

25

33

45

70

82

100

Перемены в составе групп политиков колеблются в пределах 3–4 процентных пунктов и не имеют четко выраженной тенденции. Во время первого президентского срока Б. Ельцина (1993–1995) в составе политической элиты наблюдалось снижение доли руководителей правительства и одновременно увеличение числа "силовиков" (первая чеченская война) и руководителей регионов.

Для первых лет правления Владимира Путина (2000–2002) характерны следующие элитные перемены:

1) существенное увеличение доли руководителей президентской администрации и правительства (укрепление властной вертикали);

2) продолжающееся усиление позиций олигархов (на место "равноудаленных" Гусинского и Березовского пришли новые, еще более энергичные и целеустремленные предприниматели – Абрамович, Дерипаска, Пугачев и другие);

3) уменьшение числа руководителей регионов в результате усиления федерального центра;

4) сокращение руководителей четвертой власти (как следствие спора хозяйствующих субъектов относительно НТВ, ТВ-6 и других СМИ). Важно отметить, что, несмотря на распространенное мнение, количественный рост представителей "силовых" структур в составе первой сотни ведущих политиков в эти годы не наблюдался.

Кинсбурский обращает внимание на тот факт, что существует явное отличие реальной структуры российской политической элиты от "идеальной" модели, согласно которой высшая власть в стране должна делиться на законодательную, исполнительную, судебную и "четвертую" (медийную. Так, в 2002 г. судебная власть на политическом Олимпе России была представлена только председателем Конституционного суда, а руководителей "четвертой" власти нет вовсе. На долю представителей высших законодательных органов вместе с лидерами политических партий приходилось только 10%, тогда как представители высших исполнительных органов во главе с президентом и "силовики" абсолютно доминировали – 52%. Вряд ли достаточно представлены в политической элите руководители регионов, субъектов Российской Федерации – 11%. Доля же олигархов, напротив, выглядит неправомерно увесистой – 15%.

Однако такие пропорции между ветвями и уровнями современной российской власти были не всегда. Отличается ситуация в кризисном 1998 г. Представители исполнительной власти составляли тогда только относительное большинство (40%), а на долю руководителей регионов приходилось чуть меньше четверти (24%). Неплохо была представлена также и медийная (четвертая) ветвь власти – 7%. Наиболее "гармоничным" с точки зрения соотношения разных властных структур следует признать 1995 г., когда в составе первой сотни примерно в равном количестве были представлены руководители и президентской администрации (14 политиков), и правительства (15), и "силовиков" (12), и парламента (18), и партий (10), и регионов (19) (табл. 14.3)[6].

Таблица 14.3

Функциональный состав первой сотни ведущих российских политиков в 1993–2002 гг. (в % к итогу)

Группы политиков

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Руководители Администрации Президента РФ

17

19

14

15

14

13

12

15

21

21

Руководители Правительства (без силовых министров)

23

17

15

22

23

18

21

15

16

20

Руководители силовых структур

8

10

12

10

10

9

9

14

11

11

Руководители парламента (ВС, ГД, СФ, без лидеров партий)

16

16

18

10

10

6

9

6

7

6

Руководители политических партий

11

7

10

10

8

7

5

4

3

4

Руководители регионов

12

18

19

18

18

24

19

15

12

11

Руководители СМИ, журналисты

3

4

4

5

7

7

6

6

2

0

Олигархи

0

0

0

2

8

10

12

12

14

15

Другие, включая руководителей судебных и финансовых органов

10

9

8

8

2

6

7

13

14

12

Если сравнить между собой только 1993 и 2002 гг., то можно заметить существенные изменения, которые произошли в трех группах (из девяти): за рассматриваемый период более чем в два раза уменьшилась доля руководителей парламента и лидеров политических партий; в то же время с 0 до 15% выросла доля олигархов. Эти тенденции отражают ОГЛАВЛЕНИЕ и динамику институциональных изменений, которые происходят в нашем обществе в последние годы и связаны, в частности, с реформой избирательной системы и новым порядком формирования Совета Федерации (табл. 14.4).

Таблица 14.4

Удельный вес политического влияния в 1993–2002 гг. (в % к объему)

Группы политиков

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Руководители Администрации Президента РФ

18,4

20,4

16,7

15,5

14,9

14,3

12,2

15,9

22,7

22,7

Руководители Правительства (без силовых министров)

23,8

18,4

16,2

31,1

23,5

17,7

28,6

15,7

16,6

19,6

Руководители силовых структур

8,6

10,5

11,5

8,5

9,2

8,8

8,0

13,8

11,7

11,8

Руководители парламента (ВС, ГД, СФ, без лидеров партий)

14,8

14,3

16,4

8,3

9,7

6,5

8,1

6,1

6,5

5,3

Руководители политических партий

10,3

8,0

10,5

8,8

8,1

7,0

5,0

3,9

2,9

3,5

Руководители регионов

11,2

16,7

17,8

15,3

16,6

21,8

15,9

12,7

10,1

9,2

Руководители СМИ, журналисты

2,3

3,2

3,5

3,7

5,6

5,7

4,1

4,8

1,7

0

Олигархи

0

0

0

1,2

9,8

12,3

11,9

14,3

14,5

16,8

Другие, включая руководителей судебных и финансовых органов

10,6

8,5

7,4

7,6

2,6

5,9

6,2

12,8

13,3

11,1

Процесс трансформации политической элиты российского общества продолжается. Очевидно, что выборы президента России 2018 г. приведут к новым структурным изменениям, характер и ОГЛАВЛЕНИЕ которых станут предметом новых социологических исследований.