Эволюция подходов к управлению инновациями
За рубежом роль и подходы к управлению инновационной деятельностью постоянно меняются и развиваются. Эволюция подходов к управлению инновациями в западных школах менеджмента представлена на рис. 1.28.
Рис. 1.28. Эволюция походов к управлению инновационным развитием предприятий в западных странах
Также изменялись и подходы к организации управления инновационной деятельностью на предприятиях. Вначале инновации рассматривались как отдельные функциональные области предприятия (функциональный подход), а процессы организации инновационной деятельности и управления ею концентрировались в отдельных функциональных подразделениях, занятых исследованиями, проектированием, конструкторской и технологической подготовкой производства. Данная модель предусматривала высокую специализацию, что повышало технологический уровень разработок, способствуя повышению качества и совершенствованию продуктов и технологий. Однако в процессе освоения производства новых продуктов и технологий между функциональными службами постоянно возникали конфликты. Например, технологи требовали упростить конструкцию будущего изделия или заменить материалы с учетом существующей технологической базы, что в конечном итоге ухудшало конструктивные свойства продукта.
Вследствие этого произошла смена парадигмы управления инновационной деятельностью от функционального к проектному подходу. Управление инновационными проектами стали выделять в отдельные "кросс-функциональные" проекты, а структуры управления предприятиями из линейно-функциональных стали трансформироваться в матричные, или проектные, программно-целевые (рис. 1.29). Наличие горизонтальных связей, единое видение конечного результата у всех участников проекта способствовало избежать конфликтов. Кроме того, проектный подход позволял концентрировать ресурсы, контролировать сроки выполнения отдельных работ и этапов, повышать результативность инновационных проектов. Однако данный подход слабо учитывал потребности потребителей, динамику рыночной конъюнктуры, достижения конкурентов и т.п.
Вследствие этого в настоящее время все более широкое распространение получает процессный подход, который рассматривает инновационную деятельность комплексной, охватывающей все подразделения предприятия и представляющих собой комплекс бизнес-процессов по созданию, освоению, продвижению и сопровождению инноваций. С одной стороны, сохраняется углубленная специализация участников инновационного процесса, свойственная функциональному подходу и обеспечивающая высокий технологический уровень разработок, с другой – бизнес-процессы обеспечивают интеграцию участников и концентрацию ресурсов, а их регламентация, как и в проектном подходе, обеспечивает соблюдение сроков и возможность координации действий в процессе инновационной деятельности. Кроме того, процессный подход предполагает, что инновационная деятельность становится постоянной формой развития предприятия и не заканчивается реализацией отдельных проектов. Тем не менее, для отдельных инноваций или в малых инновационных предприятиях с успехом находит свое применение проектный подход к управлению инновационной деятельностью.
Стадии инновационной деятельности на предприятии
Инновационная деятельность на предприятиях включает следующие стадии (согласно типовому жизненному циклу продукта или технологии), определяющие уровень зрелости инновации.
Рис. 1.29. Модель программно-целевого (матричного) механизма управления инновационным процессом
1. Научно-исследовательские работы, в результате которых формируется научная документация (как правило, отчет о результатах НИР). На основе созданной в процессе НИР документации формулируется Техническое задание (ТЗ) на опытно-конструкторские разработки (ОКР) и проектирование документации по технологической подготовке производства (ТПП). Самостоятельным результатом НИР являются охраноспособные объекты интеллектуальной собственности с высоким коммерческим потенциалом, которые могут быть переданы другим предприятиям на коммерческой или некоммерческой основе по договору трансфера (лицензионному соглашению). Для маркетинговых и организационных инноваций данная стадия может быть трансформирована в разработку организационных проектов. Организация НИР регламентируется стандартом ГОСТ 15.101-98 "Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ". В составе НИР выделяются следующие этапы:
• разработка ТЗ на НИР (патентные исследования, анализ научно-технической информации, анализ проблем общества и закономерностей его развития, оценка масштабов и сроков НИР);
• разработка технического предложения (источники и инструменты исследований, методы и требования к результатам исследований, включая состав отчетной документации);
• проведение теоретических и экспериментальных исследований (гипотеза, планирование эксперимента, эксперимент, разработка теории и методологии);
• оформление результатов НИР;
• приемка-сдача НИР, включая защиту научных результатов.
2. Опытно-конструкторские работы в процессе конструкторской подготовки производства (КПП), в результате которых формируется комплект рабочей документации (эскизный и детальные проекты продукта), а также изготавливаются опытные и промышленные образцы продукции, исходя из чего формулируется ТЗ на ТПП. Самостоятельным результатом ОКР являются охраноспособные объекты интеллектуальной собственности с высоким коммерческим потенциалом, которые могут быть переданы другим предприятиям на коммерческой и некоммерческой основе по договору трансфера (лицензионному соглашению). Для маркетинговых и организационных инноваций данная стадия может быть исключена. Организация ОКР регламентируется Единой системой конструкторской документации (ЕСКД). Основными стадиями КПП являются:
• техническое задание (назначение изделия, основные эксплуатационные показатели, оценка спроса, оценка эффективности производства и потребления);
• техническое предложение (возможность и способы удовлетворения требований ТЗ, ограничения и дополнительные условия производства, уточненная оценка эффективности);
• эскизный проект (принципиальные схемы функционирования изделия, спецификации, макеты, уточнение показателей эффективности и эксплуатационных показателей);
• технический проект (конструкторская документация отдельных узлов и деталей, прочностные расчеты, оценка достижения целевых эксплуатационных показателей);
• разработка рабочей документации (для изготовления опытного образца, пробной серии, серийного производства).
3. Технологическая подготовка производства, в результате которой формируется комплект технологической документации (включая технологические карты, рабочую документацию на нестандартное оборудование, инструменты и приспособления, планировку производственных помещений с размещением оборудования и др.). Самостоятельным результатом ТПП являются охраноспособные объекты интеллектуальной собственности с высоким коммерческим потенциалом, которые могут быть переданы другим предприятиям на коммерческой и некоммерческой основе по договору трансфера (лицензионному соглашению). Для маркетинговых и организационно-управленческих инноваций данная стадия может быть исключена. Организация ТПП регламентируется стандартом Единой системой технологической подготовки производства (ЕСТПП) и в соответствии с Единой системой технологической документации (ЕСТД).
4. Освоение производства, в процессе которого выполняются необходимые строительно-монтажные работы, приобретается/изготавливается, устанавливается, налаживается и вводится в эксплуатацию технологическое оборудование, организуются поставки сырья, материалов, комплектующих, инструмента и оснастки, вспомогательных расходных материалов, вводятся регламенты производства (проект производства работ (ППР), технологические нормативы и др.), производится набор дополнительных рабочих и (или) их обучение, выполняются другие работы, необходимые для производства нового продукта и (или) применения новой технологии1. Для маркетинговых и организационно-управленческих инноваций данная стадия может быть трансформирована в освоение новых методов и подходов к организации продвижения и сопровождения продукта, управлению производством и реализацией продукции.
5. Сбыт и сопровождение производства и эксплуатации (потребления) продукта/технологии, что предполагает разработку комплекса мер по обеспечению ритмичного (в соответствии с графиком поставок продукции) производства, маркетинговой поддержки, логистики, взаимодействия (включая обучение и консультирование) с потребителем, организации гарантийного и постгарантийного ремонта и обслуживания продукта. Данная стадия может представлять собой отдельные обеспечивающие инновации или являться самостоятельными маркетинговыми или организационными инновациями.
6. Организация деятельности по утилизации продукта (переработка, захоронение и др.). Стадия может отсутствовать для невещественных продуктов или услуг, а также для маркетинговых и организационно-управленческих инноваций. Она может представлять собой отдельные обеспечивающие инновации или являться самостоятельными маркетинговыми или организационными инновациями.
Стадии инновационной деятельности могут быть реализованы как внутри одного предприятия, так и распределены между несколькими предприятиями-участниками в зависимости от конфигурации процесса инновационной деятельности. Если состав предприятий – участников процесса инновационной деятельности заранее определен и строго ограничен, то имеет место модель закрытых инноваций. Если состав предприятий процесса инновационной деятельности заранее неизвестен и неограничен, то имеет место модель открытых инноваций.