Эволюция форм социальной защиты в аграрном обществе
Человеческая жизнь погружена в среду постоянных и многоликих рисков. На протяжении всей истории человечества, начиная с Древнего мира и кончая современностью, многочисленные исследователи отмечают суровые обстоятельства жизни людей. Разумеется, их характер разнится: эволюция рисков фактически отражает развитие цивилизации.
Известный французский историк-экономист Фернан Бродель отмечает в этой связи, что до XVIII в. человечество "находилось в замкнутом круге нищеты, голода, тяжелых условий повседневного существования и многочисленных болезней, которые и сегодня угрожают людям, но еще вчера это были бедствия апокалипсического масштаба: чума, регулярные эпидемии которой прекратились в Европе лишь в XVIII в., тиф, оспа, брюшной тиф, туберкулез... Добавим сюда низкий уровень гигиены, плохое качество питьевой воды... Как же человеку, существу столь хрупкому от рождения, устоять перед всеми этими напастями?" – вопрошает Ф. Бродель[1].
Таким образом, одним из значимых вопросов организации жизнедеятельности людей во все времена была и остается проблема их материальной необеспеченности. Причин для угнетающего состояния людей было и остается всегда много. Кажется, что их перечень бесконечен: низкий уровень развития производительных сил в аграрном обществе; несправедливое, по преимуществу, распределение материальных благ между людьми; многочисленные и частые природные катаклизмы в таких формах, как неурожаи, засухи, наводнения, землетрясения, извержения вулканов, эпидемии различных заболеваний; "рукотворные" напасти, порождаемые самими людьми, – войны, грабежи, эксплуатация других людей и т.д.
Механизмы личной и семейной самозащиты, коллективной помощи и взаимопомощи видоизменялись в истории человечества под влиянием трансформации структур общества (община, семья, цех, корпорация) и государственного устройства, социальных доктрин церкви и степени цивилизованности общества (его социализации и структурированности). Ретроспективный анализ вопроса свидетельствует о том, что эволюция теории и практики социальной защиты обусловливается институциональным устройством общества и уровнем развития производительных сил, формами организации труда и культурными традициями народов.