Этнос – от начала к концу
Но, как любое живое существо, этнос не вечен. В силу закона энтропии о передаче энергии от более заряженного вещества к менее заряженному, пассионарии начинают тратить полученную энергию. При этом, направленность действий для них самих не важна. Часто это некий идеал, к которому они стремятся – победа над врагом, открытия в той или иной области, создание новой религии, почести от сограждан и т.д., в том числе – утверждение собственного этноса. Ради этого они жертвуют собой и другими людьми, но этика пассионариев антиэгоэстична, их цель – не личное благополучие. Пассионариями были Александр Македонский, Юлий Цезарь, пророк Мухаммед, Чингисхан, Жанна д'Арк, протопоп Аввакум, Наполеон и многие другие исторические личности, но не менее пассионарны были их соратники, имена которых не попали в анналы истории.
Пассионарии ломают существующие нормы поведения и устанавливают новые – поэтому возникает проблема "отцов и детей". Они борются с другими этносами, которые недовольны появлением новых соседей, и побеждают их в силу большей пассионарности. Они интенсивно размножаются, создают собственные политические объединения, начинают завоевания других территорий, мигрируют на новые места – "избыток пассионарности всегда связан с экспансией, подобно тому, как увеличивается в объеме нагретый газ". Пассионарен был североамериканский этнос в пору начала его истории – истребление индейцев, доставка рабов из Африки, захват Техаса, распашка прерий, добыча золота в Калифорнии и на Аляске. Пассионарность проявлялась в борьбе пророка Мухаммеда и его сподвижников за утверждение ислама, в завоевательных морских походах викингов, в устремленности на восток русских землепроходцев в Сибири и т.д.
Огромную роль в образовании этносов и их истории играет, согласно концепции Л. Н. Гумилева, ландшафт. Пассионарный толчок происходит на территории нескольких ландшафтных зон, поэтому, как правило, образуется несколько этносов: одни приспосабливаются к жизни на морском побережье, другие – в горах, третьи – на равнинах – и между ними возникают культурные различия. Избыток энергии заставляет новые этносы преобразовывать окружающую среду. Так, ацтеки изменяли рельеф местности, сооружали оросительные системы, строили акведуки, создавали путем селекции культурные растения – маис, табак, помидоры, картофель и др. Однако иногда, как это наблюдается у степных кочевников-скотоводов, ландшафт остается прежним, а свободная энергия обращается на другие свершения, например, формирование государственности и завоевательные походы.
Все эти действия – борьба за утверждение иных поведенческих стереотипов, войны с соседями, изменение ландшафта, создание собственных политических систем и прочее – требуют огромных затрат энергии. В результате уровень пассионарной напряженности снижается и, соответственно, начинает меняться стереотип поведения членов этноса. Пассионариев вытесняют субпассионарии, у которых еще достаточно энергии, но она идет на достижение иной цели – собственной наживы и личного благополучия, это люди без веры, чести и совести – палачи и доносчики, бродяги и разбойники, разного рода авантюристы. Субпассионариями были "солдатские императоры" Древнего Рима, а также и сами римляне этого времени – любители цирковых зрелищ, которые получали хлебные раздачи, ютились в тесных коморках, дышали зловонием "клоаки", пили вино из вредной свинцовой посуды. Они могли поддержать любого авантюриста в борьбе за власть, но защищаться от врагов не могли и не хотели, они то и сгубили Рим.
Растратив пассионарную энергию, этнос приходит к концу, становится реликтовым. Субпассионариев сменяют гармоничные люди, у них уравновешиваются количество энергии и инстинкт самосохранения, что создает личность интеллектуально полноценную, работоспособную, уживчивую, но не сверхактивную. Дон Кихот и Санчо Панса – пассионарий и гармоничный человек в литературном преломлении. Гармоничные люди есть на всех стадиях жизни этноса, но только лишь на последних они начинают преобладать. На стадии упадка этноса изменяется его отношение к ландшафту, который более не трансформируется, а только поддерживается в стабильном виде, а потом вообще может быть заброшен и доведен до исходного состояния.
Реликтовые этносы, находящиеся в конечной фазе этногенеза, проживают в разных районах Земли – пигмеи Африки, аборигены Австралии, джунгары Ойротии, бедуины Аравии, они могут заниматься различными видами хозяйства и стоять на первобытном, рабовладельческом или феодальном уровне развития. Эти народы считаются иллюстрацией начала человечества, но на самом деле, в этноисторическом процессе они "не дети, а старички".